Бюджетный процесс:проблемы реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 – 4

ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ
Понятие бюджетного процесса..………………………………5 – 6
Стадии бюджетного процесса……..…………………………..6 – 7
Контроль за бюджетным процессом…………………………..7 – 8

ГЛАВА 2 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Экономические проблемы реализации………………………… ..8 – 10
2.2 Политические проблемы реализации. Мировой экономический кризис……………………………………………….…………………………11 – 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..26 – 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..28 – 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Расходование средств  федерального бюджета происходит в  различных формах и на различные  цели (например, предоставление кредитов иностранным государствам и др.), но основная часть денежных средств распределяется путем финансирования, под которым понимается предоставление средств федерального бюджета в распоряжение предприятий, учреждений на началах безвозвратности и безвозмездности.

Финансирование чаще всего осуществляется на принципах целенаправленности, другими словами, средства, предоставляемые предприятиям, учреждениям, имеют строго целевое назначение (выплата заработной платы, стипендий, реконструкция здания и т. п.).

Отчет об исполнении бюджета. После заключения бюджета начинается работа по составлению отчета об исполнении бюджета, которая практически проводится Министерством финансов на основе сведений, представляемых всеми органами, организациями, распорядителями бюджетных средств, имеющих отношение к исполнению бюджета.

Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям  доходов и расходов с необходимым  анализом использования доходов  и расходования средств.

Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется Правительством в Государственную Думу для утверждения. Оформляется отчет в виде Постановления Федерального Собрания, которое должно быть обязательно опубликовано в печати.

 

    1. Контроль за бюджетным процессом

 

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в  период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Основное назначение финансового  контроля состоит в том, чтобы  обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках  государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать: правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения; соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности; эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях; выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств; успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов; пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий; улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового  контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Исполнение бюджетов любого уровня находится под постоянным контролем органов власти. Порядок  и организационные формы осуществления контроля за исполнением бюджета определяются соответствующими органами представительной власти в положении о бюджетном процессе на территории данного национально-государственного или административно-территориального образования. Органы исполнительной власти осуществляют контроль за использованием предприятиями, учреждениями и иными организациями выделенных им бюджетных ассигнований.

Бюджетное законодательство России запрещает вмешательство  вышестоящих органов в бюджетную  деятельность нижестоящих территорий. Вместе с тем в определенных случаях закон допускает возможность осуществления контроля со стороны вышестоящих органов за исполнением нижестоящих бюджетов. Так, вышестоящие органы исполнительной власти контролируют использование субвенций, выделенных бюджетам нижестоящего территориального уровня. И в случае их использования не по целевому назначению либо неиспользования в установленные сроки субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

Контрольные полномочия органов исполнительной власти неразрывно связаны с их функцией по исполнению бюджета, т.е. они контролируют бюджет, исполняя его.

Иное содержание имеет  контроль за исполнением бюджета  со стороны органов представительной власти. Эти органы не осуществляют исполнения бюджета, они лишь контролируют его исполнение. Поэтому функция контроля за исполнением бюджета законодательно закреплена именно за органами представительной власти.

Полномочия органов  представительной власти по контролю за исполнением бюджета можно подразделить на две группы: во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых — собственно контрольные полномочия. К первой группе относятся полномочия по определению организационных форм контроля; установлению порядка и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджета; организации аудиторской проверки исполнения бюджета. Ко второй группе, как уже указывалось, относятся собственно контрольные полномочия: непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с исполнением бюджета.

В целях повышения  эффективности контроля за исполнением  бюджета органы представительной власти могут образовывать в своей структуре  специальные органы, осуществляющие эту контрольную функцию. Так, ст. 101 Конституции РФ предусматривает образование Советом Федерации и Государственной Думой Счетной палаты, предназначенной для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.

Бюджетное законодательство регламентирует сроки рассмотрения проекта отчета об исполнении бюджета органами представительной власти разного уровня. Так, на уровне районов в городе, сел и поселков этот срок должен быть не позднее первого марта года, следующего за отчетным. На уровне районов и городов — не позднее первого апреля года, следующего за отчетным.

 

 

ГЛАВА 2 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

 

2.1 Экономические  проблемы реализации

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; уровень выполнения бюджетных обязательств; величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; уровень монетизации бюджетного дефицита; величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамику валового внутреннего продукта; уровень безработицы; степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики: масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты); величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования; величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Основные направления  бюджетной политики, разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие: осуществление налоговой реформы и повышение на этой основе собираемости налогов; осуществление бюджетной реформы и упорядочение бюджетного процесса в Российской Федерации; полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов; сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств; сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП; снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики; совершенствование межбюджетных отношений.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет  подтвердить действенность и  в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

2.2 Политические  проблемы реализации. Мировой экономический  кризис

 

Федеральное казначейство представило результаты исполнения бюджета за девять месяцев текущего года. За этот период должно быть освоено не менее 70% годовых бюджетных назначений. И, действительно, например, функционирование президента – 72%, дотации телевидению – 83%. Но в социальной сфере дела гораздо хуже: культура - всего 56%; жилищное хозяйство – 52%; физкультура и спорт – 46%; заготовка донорской крови – 34%.

Такая неудовлетворительная работа правительства по исполнению бюджета ведёт к дальнейшему  упадку социальной сферы. Необходимо немедленно включать рычаги парламентского контроля над выполнением федерального закона о бюджете.

09.12.2009 года на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам Владимир Путин назвал приоритетные направления налоговой политики бюджета 2010 года.

Премьер поставил приоритетной задачу оптимизации фискальной нагрузки. Особенное внимание, по его словам, необходимо уделить совершенствованию налогового администрирования. Фискальная система должна становиться «прозрачной, необременительной и комфортной для налогоплательщика». Для этого необходимо сократит документооборот и таким образом избавиться от разного рода лишних бумаг, справок, громоздких деклараций.

Информация о работе Бюджетный процесс:проблемы реализации