В 2012 и 2013 гг. их удельный вес в составе
налоговых доходов Федерального бюджета
РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб. и 283,1 млрд.
руб. в 2012 г. и 2013 г. соответственно), что на
2 % меньше, чем в 2014 г. (их абсолютное значение
составило 413,7 млрд. руб.).
- Налоги на товары и услуги, ввозимые на
территорию РФ (налог на добавленную стоимость
на товары и услуги, ввозимые на территорию
РФ; акцизы). В 2012 и 2013 гг. их удельный вес в
составе налоговых доходов Федерального
бюджета РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб.
и 283,1 млрд. руб. в 2012 г. и 2013 г. соответственно),
что на 2 % меньше, чем в 2014 г. (их абсолютное
значение составило 413,7 млрд. руб.).
- Налоги, сборы и регулярные платежи за
пользование природными ресурсами (налог
на добычу полезных ископаемых; регулярные
платежи за добычу полезных ископаемых
(роялти) при выполнении соглашений о разделе
продукции; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических
ресурсов). Как видно из данных Таблицы
2, они составили в 2014 г. 2,6% к ВВП, что
на 0,8% и 1,2% больше, чем в 2013 г. и 2012 г. соответственно.
Эта группа доходов обеспечила Федеральный
бюджет РФ в 2014 г. 15% всех налоговых поступлений (или 483 млрд.
руб.), а в 2012 г. и 2013 г. – соответственно
8% и 11% (181,9 млрд. руб. и 275,4 млрд. руб.).
- Государственная пошлина. Ее удельный
вес в составе налоговых доходов Федерального
бюджета РФ незначителен - 0,6% в 2014 г., и по 0,2% в 2012 и 2013 гг.
- Доходы от внешнеэкономической деятельности
(таможенные пошлины; таможенные сборы;
доходы от реализации на экспорт высокообогащенного
урана и природного сырьевого компонента
низкообогащенного урана и др.). В динамике
доходов Федерального бюджета РФ 2012-2014
гг. наблюдается устойчивая тенденция
увеличения доли данной группы доходов
с 15,5% в 2012 г. до 29% в 2014 г. в общем объеме
налоговых поступлений. Неналоговые доходы
(Таблица 3), составляющие незначительную
долю доходов Федерального бюджета РФ – 5,5% (2014
г.), включают: Доходы от использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности.
Эта группа доходов имеет наибольший вес
в структуре неналоговых поступлений.
В динамическом ряде доходной части Федерального бюджета РФ
2012-2014 гг. наблюдается отчетливая тенденция
уменьшения их доли в общем объеме неналоговых
поступлений – в 2012 г. она составила 57,8%,
в 2013 г. – 43,2%, а в 2014 г. – 41,9%.
Таблица 3. Структура неналоговых доходов Федерального бюджета РФ в 2012-2014 гг.
(млрд. руб.)9.
Наименование показателей |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Утверждено Законом |
в % к ВВП |
Утверждено Законом |
в % к ВВП |
Утверждено Законом |
в % к ВВП |
Неналоговые доходы |
103,3 |
0,8 |
187,1 |
1,2 |
174,3 |
0,9 |
Доходы
от использования
имущества, находящегося в гос. и муниц.
собственности |
59,7 |
0,5 |
80,9 |
0,5 |
73,0 |
0,4 |
Платежи
при пользовании природными ресурсами |
7,8 |
0,1 |
32,6 |
0,2 |
35,1 |
0,2 |
Доходы
от оказания платных услуг и компенсации
затрат государства |
28,9 |
0,2 |
63,1 |
0,4 |
58,0 |
0,3 |
Доходы
от продажи материальных и нематериальных
активов |
0,2 |
0,002 |
2,1 |
0,01 |
0,9 |
0,005 |
Административные
платежи и сборы |
1,4 |
0,01 |
1,4 |
0,01 |
1,7 |
0,01 |
Штрафы,
санкции, возмещение ущерба |
1,4 |
0,01 |
1,2 |
0,01 |
1,5 |
0,01 |
Прочие
неналоговые доходы
|
3,9 |
0,03 |
5,8 |
0,04 |
4,1 |
0,02 |
Валовый внутренний продукт |
13 050,0 |
|
15 300,0 |
|
18 720,0 |
|
2. Платежи при пользовании природными
ресурсами (плата за негативное
воздействие на окружающую среду;
платежи при пользовании недрами;
плата за пользование водными
биологическими ресурсами по межправительственным
соглашениям; платежи за пользование лесным
фондом в части минимальных ставок платы
за древесину, отпускаемую на корню; плата
за перевод лесных земель лесного фонда
в земли иных категорий). В 2012 г. поступления
по этим платежам составили 7,6% (7,8 млрд.
руб.) от всех неналоговых доходов Федерального
бюджета РФ, что значительно меньше, чем
в последующие годы. Так, в 2013 г. и 2014 г.
их удельные веса в общей массе неналоговых
поступлений превысили уровень отметки
в 17,4% (32,6 млрд. руб.) и 20,1% (35,1 млрд.
руб. в) соответственно.
Таблица 4. Основные статьи доходов Федерального
бюджета РФ в 2012-2014 гг. (млрд. руб.).
Статья расходов |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
млрд.
руб. |
в
% к доходам |
млрд.
руб. |
в
% к доходам |
млрд.
руб. |
в
% к доходам |
Доходы всего |
2 417,8 |
|
2 742,9 |
|
3 326,1 |
|
1.
НДС |
946,3 |
39,1 |
988,4 |
36,0 |
1 120,5 |
33,7 |
2.
Таможенные пошлины |
336,0 |
13,9 |
532,5 |
19,4 |
868,0 |
26,1 |
3.
Налог на добычу полезных ископаемых |
181,9 |
7,5 |
267,9 |
9,8 |
464,9 |
14,0 |
4.
Налог на прибыль организаций |
178,3 |
7,4 |
158,5 |
5,8 |
252,3 |
7,6 |
5.
Акцизы |
231,4 |
9,6 |
98,6 |
3,6 |
84,8 |
2,5 |
- Доходы от оказания платных услуг и компенсации
затрат государства (плата за выдаваемые
паспорта, пробирная плата, лицензионные
сборы и т.д.). В 2014 г. удельный вес по данному виду доходов составил 33,3%
или 58 млрд. руб. (спад на 0,4% к уровню
2013 г., и рост на 5,5% к уровню 2012 г.).
- Доходы от продажи материальных и нематериальных
активов. Удельный вес данных доходов
в составе неналоговых поступлений Федерального бюджета РФ незначителен – 0,2% в 2012
г., 1,1% - в 2013г. и 0,5% - в 2014 г.
- Административные платежи и сборы. Доля
данного вида неналоговых поступлений
по отношению к ВВП за период 2012-2014 гг.
находилась на постоянном уровне -
0,01%. Тем не менее, их вес в структуре неналоговых доходов за тот же период колебался с 1,4% в 2012 г. до 0,7% в 2013 г. и с 0,7% в 2013 г. до 1% в 2014 г.
- Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как и административные платежи и сборы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, составляют
малую часть неналоговых доходов Федерального
бюджета РФ - 0,9-1,4% (0,01% к ВВП) за рассматриваемый
период.
- Прочие неналоговые доходы. Их доля в
общем объеме неналоговых поступлений
в 2014 г. составила 2,4% (или 4,1 млрд. руб. в абсолютном значении),
что на 0,7% и 1,4% меньше, чем в 2013 г. и 2012 г.
соответственно.
Таким образом, приведенная характеристика
динамики и структуры доходов Федерального
бюджета РФ 2012-2014 гг., показала, что основными
источниками доходной части бюджета являются: единый
социальный налог (8-16% от доходов бюджета),
налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%),
таможенные пошлины (13,9-26,1%), налог на добычу
полезных ископаемых (7,5-14%), налог на прибыль
организаций (5,8-7,6%) и акцизы (2,5-9,6%).
2.2. Анализ исполнения бюджета
по расходам
Расходы бюджета, согласно Бюджетному
кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Как было уже отмечено в параграфе 2 предыдущей главы, в бюджетной
системе РФ в настоящее время используется
три классификации расходов, одной из
которых является функциональная.
В 2014 г. в функциональную классификацию
были внесены существенные изменения,
и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее
действовавшей функциональной классификации).
Существенной особенностью ее структуры
является наличие раздела, объединяющего
в себе реализацию функций общегосударственного
характера.
Разделы этой классификации предусматривают направление финансовых
ресурсов на выполнение следующих основных
функций государства:
- Общегосударственные вопросы (функционирование
главы государства – Президента РФ; функционирование
законодательных (представительных) органов
государственной власти и местного самоуправления; функционирование
Правительства РФ, высших органов исполнительной
власти субъектов РФ, местных администраций;
судебная система; обеспечение деятельности
финансовых, налоговых и таможенных органов
надзор; обслуживание государственного и муниципального долга;; фундаментальные
исследования; прикладные научные исследования
в области общегосударственных вопросов;
международные отношения и международное
сотрудничество и др.). Их доля в общем
объеме расходов Федерального бюджета
РФ в период 2012-2014 гг. имеет тенденцию к снижению
с 20,5% (481,5 млрд. руб. и 3,7% ВВП) в 2012
г. до 16% (488,6 млрд. руб. и 2,6% ВВП) в
2014 г. Это свидетельствует об относительном
сокращении затрат на финансирование
государственного аппарата. Кроме того, такая динамичность показателей
обусловлена и упразднением Фонда
Министерства РФ по атомной энергии.
- Национальная оборона (вооруженные силы РФ; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности
и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный
комплекс; реализация международных обязательств
в сфере военно-технического сотрудничества;
прикладные научные исследования в области
национальной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массе
расходов федерального бюджета с каждым
годом увеличивается, однако по отношению
к ВВП ее доля неизменна – 2,8%. Так, в 2014
году затраты на национальную оборону
составили 17,4% от всего объема расходов
(или 529,1 млрд. руб. в абсолютном значении), что
на 1,2% и 1,6% больше, чем в 2013 г. и 2012
г. соответственно.
Таблица 5. Структура расходов Федерального
бюджета РФ в 2012-2014 гг. (млрд. руб.)10.
Наименование показателей |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Утверждено Законом |
в % к ВВП |
Утверждено Законом |
в % к ВВП |
Утверждено Законом |
в % к ВВП |
Всего расходов |
2345,6 |
18,0 |
2659,5 |
17,4 |
3 047,9 |
16,3 |
Общегосударственные
вопросы11 |
481,5 |
3,7 |
519,3 |
3,4 |
488,6 |
2,6 |
Национальная
оборона |
371,6 |
2,8 |
430,3 |
2,8 |
529,1 |
2,8 |
Национальная
безопасность
и правоохранительная деятельность |
266,0 |
2,0 |
336,9 |
2,2 |
398,4 |
2,1 |
Национальная
экономика |
197,3 |
1,5 |
205,4 |
1,3 |
233,9 |
1,25 |
Жилищно-коммунальное
хозяйство |
- |
- |
- |
- |
6,8 |
0,04 |
Охрана
окружающей среды |
0,9 |
0,01 |
0,8 |
0,01 |
4,6 |
0,02 |
Образование |
97,7 |
0,7 |
117,8 |
0,8 |
154,5 |
0,8 |
Культура,
кинематография и СМИ |
26,1 |
0,2 |
27,0 |
0,2 |
38,5 |
0,2 |
Здравоохранение
и спорт |
39,3 |
0,3 |
47,1 |
0,3 |
82,5 |
0,4 |
Социальная
политика |
150,7 |
1,2 |
161,2 |
1,1 |
172,0 |
0,9 |
Межбюджетные
трансферты |
714,6 |
5,5 |
814,0 |
5,3 |
938,9 |
5,0 |
Валовый внутренний продукт |
13 050,0 |
|
15 300,0 |
|
18 720,0 |
|
- Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность (органы прокуратуры; органы
внутренних дел; внутренние войска; органы
юстиции; органы исполнения наказаний;
органы безопасности; органы пограничной
службы; обеспечение противопожарной безопасности
и др.). В динамическом ряде расходной части
Федерального бюджета РФ 2012-2014 гг. прослеживается
тенденция к увеличению доли этих затрат
в общем объеме расходов – в 2012 г. она составляла
11,3% (или 266 млрд. руб.), в 2013 г. – 12,7% (или 336,9 млрд. руб.), а в 2014 г. – 13,1% (или 398,4 млрд. руб.). Однако по отношению к объему ВВП характеристика несколько иная. Если в 2012 г. затраты по данной группе расходов составляли 2% к ВВП, то в 2013 г. они составили 2,2% ВВП, что, в свою очередь,
на 0,1% больше, чем в 2014 г.
- Национальная экономика (общеэкономические
вопросы; топливо и энергетика; исследование
и использование космического пространства;
воспроизводство минерально-сырьевой
базы; сельское хозяйство и рыболовство; водные ресурсы; лесное
хозяйство; транспорт; связь и информатика;
прикладные научные исследования в области
национальной экономики; другие вопросы
в области национальной экономики). В 2014
и 2013 гг. удельный вес этой группы в
составе всех расходов Федерального бюджета РФ
составил одно и то же значение – 7,7%, что
на 0,7% меньше, чем в 2012 г. Что касается
доли расходов «национальная экономика»
в объеме ВВП, то здесь также наблюдается
тенденция к ее уменьшению - с 1,5% ВВП
в 2012 г. до 1,2% ВВП в 2014 г.
- Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное
хозяйство, коммунальное хозяйство; прикладные
научные исследования в области жилищно-коммунального
хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального
хозяйства). Расходы на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ незначительны – в 2014 г. они составили 0,2% (или 0,04% ВВП).
- Охрана окружающей среды (охрана растительных
и животных видов и среды; прикладные научные
исследования в области охраны окружающей
среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды). Удельный
вес этой группы расходов в общей массе
расходов федерального бюджета РФ также
небольшой - 0,04% в 2012 г., 0,03% в 2013 г. и 0,15%
в 2014 г.
- Образование (дошкольное образование;
общее образование; начальное профессиональное образование; среднее
профессиональное образование; переподготовка
и повышение квалификации; высшее профессиональное
образование; молодежная политика и оздоровление
детей; прикладные научные исследования
в области образования; другие вопросы
в области образования). В 2014 г. удельный вес по данному виду расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ составил 5,1% или 154,5 млрд. руб. (рост на 0,7% и 0,9% по сравнению с 2013 и 2012 гг.).
- Культура, кинематография и средства
массовой информации (культура; кинематография;
телевидение и радиовещание; периодическая
печать и издательства; прикладные научные
исследования в области культуры, кинематографии
и средства массовой информации; другие
вопросы в области культуры, кинематографии
и средств массовой информации). В процентах
к ВВП доля этих затрат в период 2012-2014
гг. не изменялась и находилась на уровне
отметки в 0,2%. Но по отношению к общей сумме
расходов их удельный вес в 2014 году
составил 1,3%, что на 0,3% и 0,2% больше,
чем в 2013 г. и 2012 г. соответственно.
- Здравоохранение и спорт (здравоохранение;
спорт и физическая культура; прикладные
научные исследования в области здравоохранения
и спорта; другие вопросы в области здравоохранения
и спорта). В динамике расходов Федерального бюджета РФ 2012-2014 гг. наблюдается
устойчивая тенденция увеличения доли
данной группы затрат с 1,7% в 2012 г. до 2,7%
в 2014 г.
- Социальная политика (пенсионное обеспечение;
социальное обслуживание населения; социальное
обеспечение населения; борьба с беспризорностью, опека, попечительство;
прикладные исследования в области социальной
политики; другие вопросы в области социальной
политики). Как видно из Таблицы 5, расходы
на ее проведение по отношению к ВВП
с 2012 по 2014 г. сократились на 0,3%.
- Межбюджетные трансферты (финансовая
помощь бюджетам других уровней; фонды
компенсаций; фонд регионального развития;
трансферты внебюджетным фондам).
Эта группа имеет наибольший удельный
вес в структуре расходов Федерального
бюджета РФ - 30,8% или 938,9 млрд. руб. (2014 г.). В частности, предоставление бюджетных средств осуществляется в основном в форме трансфертов внебюджетным фондам – 571,2 млрд. руб. (2014 г.). Динамика 2012-2014 гг. показала, что с каждым последующим годом доля расходов на межбюджетные трансферты в составе всех расходов
увеличивается (с 30,4% в 2012 г. до 30,8% в 2014
г.), а по отношению к ВВП уменьшается (с
5,5% в 2012 г. до 5% в 2014 г.).