Проблемы и пути совершенствования роли федерального казначейства в бюджетном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение казначейской системы исполнения бюджетов РФ.
Задачи работы:
1. Изучить понятие сущность и структуру органов Казначейства РФ
2. Провести анализ структуры и динамики региональных и местных бюджетов на примере РСО – Алании.
3. Рассмотреть основные направления совершенствования контрольной функции органов Федерального Казначейства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность казначейской системы РФ……………………6
1.1. Понятие и принципы бюджетного процесса………….……………..6
1.2 Задачи и функции органов федерального казначейства……………10
1.3. Сущность кассового исполнения бюджета………………...……….14
Глава 2. Анализ по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам за 2012-2014гг……………………………………………………….29
2.1. Анализ исполнения бюджета по доходам……………………………….32
2.2. Анализ исполнения бюджета по расходам….……………………………38
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования роли федерального казначейства в бюджетном процессе…………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованной литературы…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

казначейская система исполения бюджета (диплом2).doc

— 409.00 Кб (Скачать)

 

В 2012 и 2013 гг. их удельный вес в составе  налоговых доходов Федерального бюджета РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб. и 283,1 млрд. руб. в 2012 г. и 2013 г. соответственно), что на 2 % меньше, чем в 2014 г. (их абсолютное значение составило 413,7 млрд. руб.).

  1. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы). В 2012 и 2013 гг. их удельный вес в составе  налоговых доходов Федерального бюджета РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб. и 283,1 млрд. руб. в 2012 г. и 2013 г. соответственно), что на 2 % меньше, чем в 2014 г. (их абсолютное значение составило 413,7 млрд. руб.).
  2. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог;  сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов). Как видно из данных Таблицы 2, они составили в 2014 г. 2,6%  к ВВП, что на 0,8% и 1,2% больше, чем в 2013 г. и 2012 г. соответственно.  Эта группа доходов обеспечила Федеральный бюджет РФ в 2014 г.  15%  всех налоговых поступлений (или 483 млрд. руб.), а в 2012 г. и   2013 г.  – соответственно 8% и 11% (181,9 млрд. руб. и 275,4 млрд. руб.).
  3. Государственная пошлина. Ее удельный вес в составе налоговых доходов  Федерального бюджета РФ незначителен  - 0,6% в 2014 г., и  по 0,2% в 2012 и 2013 гг.
  4. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; таможенные сборы; доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2012-2014 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов с 15,5% в 2012 г. до 29% в 2014 г. в общем объеме налоговых поступлений. Неналоговые доходы  (Таблица 3), составляющие незначительную долю доходов Федерального бюджета РФ – 5,5% (2014 г.), включают: Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Эта группа доходов имеет наибольший вес в структуре неналоговых поступлений. В  динамическом ряде доходной части Федерального бюджета РФ 2012-2014 гг.  наблюдается отчетливая тенденция уменьшения их доли в общем объеме неналоговых  поступлений – в 2012 г. она составила 57,8%, в 2013 г. – 43,2%, а в 2014 г. – 41,9%.

Таблица 3. Структура неналоговых доходов Федерального бюджета РФ в 2012-2014 гг. (млрд. руб.)9.

Наименование показателей

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Утверждено Законом

в % к ВВП

Утверждено Законом

в % к ВВП

Утверждено Законом

в % к ВВП

Неналоговые доходы

103,3

0,8

187,1

1,2

174,3

0,9

Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности

59,7

0,5

80,9

0,5

73,0

0,4

Платежи при пользовании природными ресурсами

7,8

0,1

32,6

0,2

35,1

0,2

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

28,9

0,2

63,1

0,4

58,0

0,3

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

0,2

0,002

2,1

0,01

0,9

0,005

Административные платежи и сборы

1,4

0,01

1,4

0,01

1,7

0,01

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1,4

0,01

1,2

0,01

1,5

0,01

Прочие неналоговые доходы       

3,9

0,03

5,8

0,04

4,1

0,02

Валовый внутренний продукт

13 050,0

 

15 300,0

 

18 720,0

 

2. Платежи при пользовании  природными  ресурсами (плата за негативное  воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами; плата за пользование водными  биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных категорий).  В 2012 г. поступления по этим платежам составили 7,6% (7,8 млрд. руб.) от всех неналоговых доходов Федерального бюджета РФ, что значительно меньше, чем в последующие годы. Так, в 2013 г. и 2014 г. их удельные веса в  общей массе неналоговых поступлений превысили  уровень отметки в 17,4%  (32,6 млрд. руб.)  и 20,1%  (35,1 млрд. руб. в) соответственно.

 

Таблица 4. Основные статьи доходов Федерального бюджета РФ  в 2012-2014 гг. (млрд. руб.).

Статья расходов

2012 г.

2013 г.

2014 г.

млрд. руб.

в  % к доходам

млрд. руб.

в % к доходам

млрд. руб.

в % к доходам

Доходы  всего

2 417,8

 

2 742,9

 

3 326,1

 

1. НДС

946,3

39,1

988,4

36,0

1 120,5

33,7

2. Таможенные пошлины

336,0

13,9

532,5

19,4

868,0

26,1

3. Налог на добычу полезных ископаемых

181,9

7,5

267,9

9,8

464,9

14,0

4. Налог на прибыль организаций

178,3

7,4

158,5

5,8

252,3

7,6

5. Акцизы

231,4

9,6

98,6

3,6

84,8

2,5


 

  1. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т.д.). В 2014 г. удельный вес по данному виду доходов составил 33,3%  или  58 млрд. руб.  (спад на 0,4% к уровню 2013 г., и рост на 5,5% к уровню 2012 г.).
  2. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Удельный вес данных доходов в составе неналоговых поступлений Федерального бюджета РФ незначителен – 0,2% в 2012 г., 1,1% - в 2013г. и 0,5% - в 2014 г.
  3. Административные платежи и сборы. Доля данного вида неналоговых поступлений  по отношению к ВВП за период 2012-2014 гг. находилась на постоянном уровне  - 0,01%. Тем не менее,  их вес  в структуре  неналоговых доходов за тот же период колебался  с 1,4% в 2012 г. до 0,7% в 2013 г. и  с 0,7% в 2013 г. до 1% в 2014 г.
  4.    Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как и административные платежи и сборы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, составляют малую часть неналоговых доходов Федерального бюджета РФ  - 0,9-1,4% (0,01% к ВВП) за рассматриваемый период.
  5. Прочие неналоговые доходы. Их доля в общем объеме неналоговых поступлений в 2014 г. составила 2,4% (или 4,1 млрд. руб. в абсолютном значении), что на 0,7% и 1,4% меньше, чем в 2013 г. и 2012 г. соответственно.

Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2012-2014 гг., показала, что основными  источниками доходной части бюджета являются: единый социальный налог (8-16% от доходов бюджета), налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%),  таможенные пошлины (13,9-26,1%), налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%), налог на прибыль организаций (5,8-7,6%) и акцизы (2,5-9,6%).

 

 

 

2.2. Анализ исполнения бюджета по расходам

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Как было уже отмечено в параграфе 2 предыдущей главы, в бюджетной системе РФ в настоящее время используется три классификации расходов, одной из которых является функциональная.

В 2014 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.

Разделы этой классификации предусматривают  направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства:

  1. Общегосударственные вопросы (функционирование главы государства – Президента РФ; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов надзор; обслуживание государственного и муниципального долга;; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; международные отношения и международное сотрудничество и др.). Их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период 2012-2014 гг. имеет тенденцию к снижению с 20,5%  (481,5 млрд. руб. и 3,7%  ВВП) в 2012 г. до 16%  (488,6 млрд. руб. и  2,6% ВВП) в 2014 г. Это свидетельствует об относительном сокращении затрат на финансирование государственного аппарата. Кроме того, такая динамичность показателей обусловлена и упразднением  Фонда Министерства РФ по атомной энергии.
  2. Национальная оборона (вооруженные силы РФ; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности  и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета с каждым годом увеличивается, однако  по отношению к ВВП ее доля неизменна – 2,8%. Так, в 2014 году  затраты на национальную оборону составили 17,4% от всего объема расходов (или 529,1 млрд. руб. в абсолютном значении), что на 1,2%  и  1,6% больше, чем в 2013 г. и 2012 г. соответственно.

 

Таблица 5. Структура расходов Федерального бюджета РФ в 2012-2014 гг. (млрд. руб.)10.

Наименование показателей

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Утверждено Законом

в % к ВВП

Утверждено Законом

в % к ВВП

Утверждено Законом

в % к ВВП

Всего расходов

2345,6

18,0

2659,5

17,4

3 047,9

16,3

Общегосударственные вопросы11

481,5

3,7

519,3

3,4

488,6

2,6

Национальная оборона

371,6

2,8

430,3

2,8

529,1

2,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

266,0

2,0

336,9

2,2

398,4

2,1

Национальная экономика

197,3

1,5

205,4

1,3

233,9

1,25

Жилищно-коммунальное хозяйство

-

-

-

-

6,8

0,04

Охрана окружающей среды

0,9

0,01

0,8

0,01

4,6

0,02

Образование

97,7

0,7

117,8

0,8

154,5

0,8

Культура, кинематография и СМИ

26,1

0,2

27,0

0,2

38,5

0,2

Здравоохранение и спорт

39,3

0,3

47,1

0,3

82,5

0,4

Социальная политика

150,7

1,2

161,2

1,1

172,0

0,9

Межбюджетные трансферты

714,6

5,5

814,0

5,3

938,9

5,0

Валовый внутренний продукт

13 050,0

 

15 300,0

 

18 720,0

 

 

  1. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; органы исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; обеспечение противопожарной безопасности и др.). В динамическом ряде расходной части Федерального бюджета РФ 2012-2014 гг. прослеживается тенденция к  увеличению доли этих затрат в общем объеме расходов – в 2012 г. она составляла 11,3% (или 266 млрд. руб.), в 2013 г. – 12,7% (или 336,9 млрд. руб.), а в 2014 г. – 13,1% (или 398,4 млрд. руб.).  Однако по отношению к объему ВВП  характеристика  несколько иная. Если в 2012 г. затраты по данной группе расходов составляли 2% к ВВП, то в 2013 г. они составили 2,2% ВВП,  что,  в свою очередь,  на 0,1% больше, чем в 2014 г.
  2. Национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливо и энергетика; исследование и использование космического пространства;  воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водные ресурсы; лесное хозяйство; транспорт; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики). В 2014 и 2013 гг. удельный вес этой группы  в составе всех расходов Федерального бюджета РФ  составил одно и то же значение – 7,7%, что на 0,7% меньше, чем в 2012 г.  Что касается доли  расходов «национальная экономика» в объеме ВВП, то здесь  также наблюдается тенденция к ее уменьшению - с 1,5% ВВП  в 2012 г. до 1,2%  ВВП в 2014 г.
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства). Расходы  на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ незначительны – в 2014 г. они составили 0,2% (или 0,04% ВВП).
  4. Охрана окружающей среды (охрана растительных и животных видов и среды; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета РФ также небольшой  - 0,04% в 2012 г., 0,03% в 2013 г. и 0,15% в 2014 г.
  5. Образование (дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; переподготовка и повышение квалификации; высшее профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования).  В 2014 г.  удельный вес по данному виду расходов  в общем объеме расходов Федерального бюджета  РФ составил 5,1%  или 154,5 млрд. руб. (рост на 0,7% и 0,9% по сравнению с 2013 и 2012 гг.).
  6. Культура, кинематография и средства массовой информации (культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средства массовой информации; другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации). В процентах к ВВП доля этих затрат в  период 2012-2014 гг. не изменялась и находилась на уровне отметки в 0,2%. Но по отношению к общей сумме расходов их удельный вес в 2014 году  составил 1,3%,  что на 0,3% и 0,2% больше, чем в 2013 г. и 2012 г. соответственно.
  7. Здравоохранение и  спорт (здравоохранение; спорт и физическая культура; прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта; другие вопросы в области здравоохранения и спорта).  В динамике расходов  Федерального бюджета РФ 2012-2014 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы затрат с 1,7% в 2012 г. до 2,7% в 2014 г.
  8. Социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; борьба с беспризорностью, опека, попечительство; прикладные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики). Как видно из Таблицы 5, расходы на ее проведение по отношению к ВВП  с 2012 по 2014 г. сократились на 0,3%.
  9. Межбюджетные трансферты (финансовая помощь бюджетам других уровней; фонды компенсаций; фонд регионального развития; трансферты внебюджетным фондам).   Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре расходов  Федерального бюджета РФ - 30,8%  или 938,9 млрд. руб. (2014 г.). В частности,  предоставление бюджетных средств осуществляется в основном в форме трансфертов внебюджетным фондам – 571,2 млрд. руб. (2014 г.).  Динамика 2012-2014 гг. показала, что с каждым  последующим годом доля расходов на межбюджетные трансферты в составе всех расходов увеличивается (с 30,4% в 2012 г. до 30,8% в 2014 г.), а по отношению к ВВП уменьшается (с 5,5% в 2012 г. до 5% в 2014 г.).

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования роли федерального казначейства в бюджетном процессе