Проблемы и пути совершенствования роли федерального казначейства в бюджетном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение казначейской системы исполнения бюджетов РФ.
Задачи работы:
1. Изучить понятие сущность и структуру органов Казначейства РФ
2. Провести анализ структуры и динамики региональных и местных бюджетов на примере РСО – Алании.
3. Рассмотреть основные направления совершенствования контрольной функции органов Федерального Казначейства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность казначейской системы РФ……………………6
1.1. Понятие и принципы бюджетного процесса………….……………..6
1.2 Задачи и функции органов федерального казначейства……………10
1.3. Сущность кассового исполнения бюджета………………...……….14
Глава 2. Анализ по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам за 2012-2014гг……………………………………………………….29
2.1. Анализ исполнения бюджета по доходам……………………………….32
2.2. Анализ исполнения бюджета по расходам….……………………………38
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования роли федерального казначейства в бюджетном процессе…………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованной литературы…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

казначейская система исполения бюджета (диплом2).doc

— 409.00 Кб (Скачать)

При этом анализ должен проводиться на всех этапах бюджетного процесса. Значимость анализа особо возрастает при переходе на программное формирование бюджетов, отработку методов максимальной мобилизации доходов и их результативности использования, построение и развитие межбюджетных отношений в рамках требований бюджетного федерализма, реструктуризацию расходов, их децентрализацию в пользу регионов и муниципалитетов, решение других экономических и социальных вопросов с целью активного использования бюджетных инструментов.

Методика экономического анализа бюджетных показателей определяет также его этапы и приемы аналитической обработки информации. Аналитические этапы можно подразделить на следующие: проверка, сведение данных воедино, группировка необходимых данных. После выполнения аналитических процедур и полученных результатов формулируются основные выводы, а на заключительном этапе вырабатываются практические предложения и рекомендации в учетом институциональной принадлежности материалов и поставленных задач.

Основные направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации

Результативность бюджетного процесса в Российской Федерации все чаще связывают с механизмом его реформирования в контексте создания целостной системы повышения эффективности системы управления общественными финансами. Главным при этом является изменение акцентов в организации бюджетного процесса: управление бюджетными ресурсами (затратами) смещается на второй план, уступая место "управлению результатами" за счет расширения самостоятельности и увеличения ответственности участников бюджетного процесса рамках в среднесрочной перспективе.

В связи с необходимостью реформирования бюджетного процесса на первый план выдвигается проблема ответственности за несоблюдение бюджетного законодательства. Согласованность вопросов, касающихся нарушений бюджетного законодательства и ответственности за эти нарушения, должна повысить эффективность бюджетного процесса по мере снижения числа нарушений.

Основными нововведениями стали:

 

• увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг с выполнением государственных (муниципальных) заданий;

• переход всех уровней бюджетной системы на среднегодовое финансовое планирование;

• усиление стимулов по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами;

• планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения действующих обязательств и принимаемых обязательств;

• утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации с одновременным расширением полномочий органов власти разных уровней.

Мероприятия по повышению эффективности расходов предусматривают помимо реформирования бюджетного процесса также реформирование бюджетного сектора, переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг, совершенствование процедур исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, включая элементы управления ликвидностью единых счетов этих бюджетов, реформу межбюджетных отношений.

Важнейшими инструментами адаптации бюджетной системы к изменившимся условиям и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны являются:

• эффективное управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

• минимизация бюджетных рисков;

• расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств;

• обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета;

• повышение эффективности использования ресурсов при закупках товаров и услуг для государственных нужд;

• повышение эффективности использования ресурсов в государственном секторе;

• совершенствование государственного и муниципального контроля;

• внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования;

• совершенствование механизмов оказания государственной помощи организациям.

Таким образом, Россия, подобно большинству развитых стран мира, проводит бюджетную реформу, направленную на реализацию принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам за 2012-2014гг.

 

Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации,  представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде Федерального закона. Именно он – главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего  продукта в рамках всего государства.  Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо  всех российских граждан.

Основные параметры федерального бюджета на 2012-2014 гг. приведены в Таблице 1. Они сформированы на основе показателей прогноза  социально-экономического развития России, составляемого ежегодно и на среднесрочную перспективу.

Как видно из таблицы, Федеральный бюджет РФ за рассматриваемый период времени  формируется с профицитом, образующимся в связи с превышением параметров доходов3 над расходами4.  В 2013 г.  он  согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2013 год» составил  83,4 млрд. руб. и послужил основой для создания Стабилизационного фонда, призванного обеспечивать устойчивость экономики и бюджетной системы России   к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры (снижению цен на нефть). Формирование доходной базы Федерального бюджета РФ в период 2012-2014 гг. осуществлялось исходя из основных   положений       налоговой

реформы в 2012-2014 гг. и в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития России. В расчетах показателей доходов  федерального бюджета учитывались принятые и введенные в действие федеральные законы, предусматривающие внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Таблица 1. Основные параметры Федерального бюджета РФ на 2012-2014 гг. (млрд. руб.)5.

Наименование

 показателей

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Утверждено Законом

в % к ВВП

Утверждено Законом

в % к ВВП

Утверждено Законом

в % к ВВП

I. Доходы всего

2 417,8

18,5

2 742,9

17,9

3 326,0

17,8

из них:

           

Налоговые доходы

1 892,4

14,5

2 071,4

13,5

2 885,2

15,4

Неналоговые доходы

145,7

1,1

219,2

1,4

174,3

0,9

Доходы целевых  бюджетных фондов

14,1

0,1

14,1

0,1

-

-

в том числе:

           

Фонда Министерства РФ по атомной энергии

14,1

0,1

14,1

0,1

упразднен

-

Единый социальный налог6

365,6

2,8

438,2

2,9

266,5

1,4

Отчисления в Стабилизационный фонд

-

-

83,4

0,5

387,8

2,1

II. Расходы всего

2 345,6

18,0

2 659,4

17,4

3 047,9

16,3

1. Процентные расходы

277,5

2,1

287,6

1,9

244,2

1,3

в том числе:

     

0,0

   

внутренние

57,5

0,4

64,4

0,4

74,9

0,4

внешние

220,0

1,7

223,2

1,5

169,3

0,9

2. Непроцентные расходы (без единого  социального налога)

1 702,5

13,0

1 933,7

12,6

2 537,3

13,6

3. Единый социальный налог

365,6

2,8

438,2

2,9

266,5

1,4

III. Профицит, дефицит

72,2

0,6

83,4

0,5

278,1

1,5

Валовый внутренний продукт

13 050,0

 

15 300,0

 

18 720,0

 

 

Доходы Федерального бюджета РФ в 2014 г предусматривались в  сумме  3326,0  млрд. руб.  или 17,8% ВВП (в 2012 и 2013 гг. объем доходов бюджета к уровню ВВП соответствующих лет  был выше на 0,7% и 0,1%  соответственно). Без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд РФ доходы  федерального бюджета-2014 составили  2671,7 млрд. руб. или 14,3% ВВП, что на 0,2% и 1,4% ВВП меньше, чем в 2013 и 2012 гг. соответственно. Необходимо отметить, что в 2012 и 2013 гг. в составе доходов федерального бюджета учитывались и доходы  целевых бюджетных фондов, а именно – Фонда Министерства РФ по атомной энергии7, в который ежегодно зачислялись средства в размере 14,1 млрд. руб. В 2014 г. в структуре доходов федерального бюджета налоговые доходы составили 2885,2 млрд. руб. или 15,4% к ВВП (в 2012 и 2013 гг. объем налоговых доходов в составе бюджета к уровню ВВП соответствующих лет был ниже на 0,9% и 1,9% соответственно), неналоговые доходы – 174,3 млрд. руб. или 0,9% ВВП (по сравнению с 2013  и 2012 гг.  спад на 0,5%  и  0,2% ВВП).

Формирование расходной части Федерального бюджета РФ в период 2012-2014 гг. осуществлялось  исходя из целей и задач, сформулированных в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и  бюджетной политике 2012-2014 гг.,  а также в соответствии с проектом программы социально-экономического развития России на 2012-2014 гг.

Объем расходов Федерального бюджета РФ  за рассматриваемый период времени сократился с 18% к ВВП в 2012 г. до 16,3% ВВП в 2014 г. При этом непроцентные расходы в 2014 г. по сравнению с 2013 и 2012 гг.  сократились на 1%  и  0,6% ВВП соответственно и составили 13,6% к ВВП или 2537,3 млрд. руб. в абсолютном значении.

Более подробная характеристика  доходов и расходов Федерального бюджета РФ приведена ниже.

 

2.1. Анализ исполнения бюджета по доходам

 Под доходами бюджета понимаются  денежные средства, поступающие  в безвозмездном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов  государственной власти РФ, ее  субъектов и органов местного  самоуправления.

Согласно классификации доходов бюджетов Федеральный бюджет РФ  формируется  за счет налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

Налоговые доходы (Таблица 2), формирующие основную часть  доходов Федерального бюджета РФ – 94,5% (2014 г.),  включают:

  1. Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций; налог на прибыль организаций  с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам). Их доля в общем объеме налоговых доходов Федерального бюджета РФ составила в 2014 г. 8% или 259 млрд. руб. в абсолютном значении, что на 2% и 0,5% больше, чем в 2013 г. и 2012 г. соответственно. 
  2. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации  (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; акцизы). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов,  в частности, основная часть поступлений приходится на НДС – в пределах 75-90%.Однако характеристика динамики доходов Федерального бюджета РФ 2012-2014 гг. показывает, что ее  доля в налоговых доходах с каждым последующим годом уменьшается  (в 2012 г. она составляла 40%, в 2013 г. – 32%, а в 2014 г. – 25%).
  3. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы).

 

 

 

 

 

Таблица 2. Структура налоговых доходов Федерального бюджета РФ в 2012-2014 гг. (млрд. руб.)8.

Наименование показателей

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Утверждено Законом

в % к ВВП

Утверждено Законом

в % к ВВП

Утверждено Законом

в % к ВВП

Налоговые доходы

2 300,4

17,6

2 541,3

16,6

3 151,7

16,8

Налоги на прибыль

178,3

1,4

164,6

1,1

259,0

1,4

Налог на прибыль организаций        

178,3

1,4

158,5

1,0

252,3

1,3

Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по гос. и муниц. ценным бумагам

-

-

6,1

0,04

6,7

0,04

Налоги и взносы на социальные нужды

365,6

2,8

438,2

2,9

266,5

1,4

Единый социальный налог

365,6

2,8

438,2

2,9

266,5

1,4

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

918,2

7,0

803,9

5,3

791,8

4,2

Налог на добавленную стоимость

690,5

5,3

709,5

4,6

713,2

3,8

Акцизы

227,7

1,7

94,4

0,6

78,6

0,4

Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ

259,5

2,0

283,1

1,9

413,7

2,2

Налог на добавленную стоимость

255,8

2,0

278,9

1,8

407,5

2,2

Акцизы

3,7

0,03

4,2

0,03

6,2

0,033

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

181,9

1,4

275,4

1,8

483,0

2,6

Налог на добычу полезных ископаемых

181,9

1,4

267,9

1,8

464,9

2,5

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции

-

-

0,8

0,01

1,2

0,01

Водный налог

-

-

-

-

11,2

0,1

Сборы за пользование объектами  водных биологических ресурсов

-

-

6,7

0,04

5,7

0,03

Государственная пошлина

5,4

0,04

5,3

0,03

18,6

0,1

Доходы от внешнеэкономической деятельности

379,7

2,9

569,6

3,72

919,1

4,9

Доходы по отмененным налогам

11,8

0,1

1,2

0,01

-

 

Валовый внутренний продукт

13 050,0

 

15 300,0

 

18 720,0

 

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования роли федерального казначейства в бюджетном процессе