Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 21:58, курсовая работа
Цель работы – изучение казначейской системы исполнения бюджетов РФ.
Задачи работы:
1. Изучить понятие сущность и структуру органов Казначейства РФ
2. Провести анализ структуры и динамики региональных и местных бюджетов на примере РСО – Алании.
3. Рассмотреть основные направления совершенствования контрольной функции органов Федерального Казначейства.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность казначейской системы РФ……………………6
1.1. Понятие и принципы бюджетного процесса………….……………..6
1.2 Задачи и функции органов федерального казначейства……………10
1.3. Сущность кассового исполнения бюджета………………...……….14
Глава 2. Анализ по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам за 2012-2014гг……………………………………………………….29
2.1. Анализ исполнения бюджета по доходам……………………………….32
2.2. Анализ исполнения бюджета по расходам….……………………………38
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования роли федерального казначейства в бюджетном процессе…………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованной литературы…………………………………………...56
Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, а также обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об их исполнении, проводят экспертизы проектов бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства. Так, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проводят проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В состав главных распорядителей бюджетных средств входят органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует состав подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств; ведет бюджетную роспись; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; осуществляет финансовый контроль в сфере своей деятельности; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств обладает следующими полномочиями:
• осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
• распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
• вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.
Главный администратор доходов бюджета обладает следующими полномочиями:
• формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
• представляет сведения, необходимые для составления проекта бюджета и кассового плана;
• формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.
Администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, местной администрации, управления государственным внебюджетным фондом, Банк России и казенное учреждение. Они осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета:
• формирует список подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
• осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
• обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
• формирует и представляет бюджетную отчетность.
Что касается администратора источников финансирования дефицита бюджета, то он как орган государственной власти, а также орган местного самоуправления, местной администрации и орган управления государственным внебюджетным фондом, имеет право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.
И, наконец, получатель бюджетных средств — это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Получатель бюджетных средств обязан составлять и исполнять бюджетную смету; принимать и исполнять в пределах лимитов бюджетные обязательства; обеспечивать результативность и целевой характер использования бюджетных ассигнований; вести бюджетный учет и представлять бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Бюджетный процесс осуществляется в несколько этапов:
1) составление проектов бюджетов;
2) их рассмотрение и утверждение;
3) исполнение бюджетов;
4) контроль за их исполнением;
5) осуществление бюджетного
6) составление, внешняя проверка, рассмотрение
и утверждение бюджетной
Составлению проектов бюджетов в бюджетном процессе отводится важная роль.
Первому этапу предшествует ежегодное Бюджетное послание Президента РФ, которое выполняет ключевую роль, обозначая основные параметры бюджетной политики на очередной финансовый год и трехлетнюю перспективу. До разработки проекта бюджета составляются планы, которые в отличие от бюджета не утверждаются в форме законов, но имеют основополагающее значение, поскольку обосновывают бюджетные показатели и дают возможность оценивать результаты реализации бюджетного процесса. Первостепенным в этом отношении является прогноз социально-экономического развития РФ и территорий, который утверждается исполнительными органами власти на срок не менее чем на три года. Именно его показатели обеспечивают реалистичность прогнозов доходов и расходов бюджета, а следовательно, его достоверность. Кроме того, с 2009 г. в практику бюджетного планирования вошли долгосрочные целевые программы, по каждой из них должна ежегодно проводиться оценка эффективности.
Основой бюджетного планирования стал метод "скользящей трехлетки", зарекомендовавший себя положительно в мировой практике, и для которого характерно то, что после завершения первого планового года к утвержденным ранее проектам планов второго и третьего годов добавляется проект нового года.
На втором этапе бюджетного процесса происходит рассмотрение и утверждение бюджетов в контексте реализации бюджетных полномочий органов законодательной (представительной) власти. Речь идет о порядке и сроках представления и рассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждении.
С 2010 г. законодательными органами власти установлены предельные сроки представления на рассмотрение и утверждение проекта закона о бюджете: для федерального уровня — до 1 октября, для регионального — до 1 ноября и для муниципалитетов — до 15 ноября.
Одновременно с проектом закона о бюджете в законодательный орган представляются:
• основные направления бюджетной и налоговой политики;
• предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
• прогноз основных характеристик консолидированного бюджета;
• пояснительная записка к проекту бюджета;
• методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
• верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года;
• проект программы государственных (муниципальных) внутренних и внешних заимствований на очередной финансовый год и государственных (муниципальных) гарантий;
• оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
• проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
• проекты бюджетных смет.
Принятие бюджета проходит следующие процедуры. На первое чтение в Государственной Думе отводится 20 дней, на второе — 25 дней, на третье — 10 дней. После принятия Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете поступает в Совет Федерации, а далее для подписания Президенту РФ. После этого закон о бюджете вступает в силу. В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года, вступает в действие порядок временного управления бюджетом.
Приведем определения, связанные с бюджетным процессом, из последней редакции БК РФ.
Исполнение бюджета осуществляется главными распорядителями, подведомственными им распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита, а также администраторами доходов бюджета. Его исполнение организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Сводная бюджетная роспись — это документ, который составляется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Бюджетная роспись — документ, который составляется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета но расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).
Единый счет бюджета — счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Банка России отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Кассовый план прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. Для этого оно открывает в Банке России счета с целью выполнения кассовых операций по исполнению бюджетов.
Таким образом, кассовое обслуживание исполнения бюджета представляет собой выполнение и учет операций по зачислению средств на единый счет бюджета и по списанию средств с единого счета бюджета, отражая исполнение бюджетов по доходам и расходам.
В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируются в бюджетном учете.
Бюджетный учет организуется и осуществляется финансовыми органами и ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.
Финансовые органы формируют бюджетную отчетность. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов также устанавливается Правительством РФ. Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и предоставления.
Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает в себя внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ.
По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета и других показателей, свидетельствующих об исполнении бюджета, законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.
Важным элементом бюджетного процесса является анализ бюджетных показателей: их обоснованность, структура, динамика и другие параметры.
В мировой практике принято выделять три основных метода определения эффективности деятельности по управлению государственными расходами:
1) анализ пакетов данных —
по сути, этот вид оценки представляет
собой анализ соотношения затра
2) индексный анализ —
3) регрессионный анализ —