Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа
В основе существования человеческого общества лежит труд. Трудовой процесс обеспечивает производство необходимых обществу средств существования. Измерение затрат труда позволяет установить необходимое количество труда на выполнение определенной работы – нормы, т.е. нормировать труд. А важнейшей задачей нормирования труда и производства, является снижение трудоемкости продукции, усиление материальной заинтересованности работников в повышении эффективности производства.
Введение...........................................................................................................4
Раздел 1. Организация труда как система.....................................................6
Тема 1. Содержание и задачи организации труда.........................................6
Тема 2. Основные направления организации труда......................................14
Тема 3. Организация рабочих мест.................................................................17
Тема 4. Организация обслуживания рабочих мест........................................21
Раздел 2. Нормирование труда.........................................................................32
Тема 1. Сущность и содержание организации и нормирования труда........32
Тема 2. Производственный и трудовой процесс............................................39
Тема 3. Затраты рабочего времени и методы его изучения..........................41
Тема 4. Нормы и нормативные материалы по труду.....................................46
Раздел 3. Организация оплаты труда...............................................................53
Тема 1. Сущность заработной платы..............................................................53
Тема 2. Премиальные системы и стимулирование труда.............................62
Тема 3. Организация оплаты труда.................................................................64
Тема 4. Понятие производительности труда..................................................67
Список литературы...........................................................................................
предметов труда, технологической оснастки и др. Они должны постоянно пополняться и быть такими, которые обеспечивают непрерывность производственного процесса. Чтобы достигнуть предупредительности обслуживания, предметы переменного оснащения рабочего места комплектуются заранее: к началу работы все необходимое должно находиться на рабочем месте.
Своевременность обслуживания состоит в строгом соблюдении установленного регламента обслуживания. Все должно делаться вовремя, в установленный срок. От этого зависит четкость работы обслуживаемого рабочего места, поэтому соблюдение такого принципа имеет большое значение.
Надежность обслуживания - это такое его качество, которое достигается системой дублирования, подстраховки на случай непредвиденных нарушений в выполнении функции обслуживания. Работник, получающий обслуживание, должен быть уверен в том, что оно произойдет вовремя, в нужном объеме и требуемого качества. Надежность обслуживания - это признак высокой его организации.
Оперативность заключается в способности системы обслуживания быстро реагировать на непредвиденные сбои в обслуживании и устранять недостатки. Этот принцип непосредственно связан с принципом надежности, они дополняют друг друга.
Экономичность означает, что, организуя систему обслуживания, необходимо рассчитывать разные варианты ее осуществления и выбрать тот из них, который при соблюдении всех выше перечисленных принципов потребует наименьших затрат труда и материальных средств. Принцип экономичности обеспечивается использованием наиболее совершенных технологий обслуживания и установлением величины трудовых и материальных затрат на основе научно обоснованных нормативов для расчета таких затрат.
Практика, показывает, что недостатки в организации обслуживания являются причиной примерно двух третей всех внутрисменных потерь рабочего времени. Чем полнее и совершеннее система обслуживания, тем более организованно протекает процесс труда и эффективнее используется рабочее время.
Существуют разные системы организации обслуживания рабочих мест, которые определяются степенью централизации и специализации вспомогательных работ. Среди них: децентрализованная, централизованная и смешанная системы.
При децентрализованной системе функции обслуживания выполняются либо самими работниками на каждом рабочем месте, либо специальными вспомогательными работниками, имеющимися в каждом подразделении.
Такая система, как правило, далека от совершенства. Ее преимущества для отдельных подразделений состоят в их полной автономности. Руководитель подразделения имеет в своем непосредственном подчинении вспомогательных работников, которые в случае необходимости выполняют работу в соответствии со своей функциональной и профессиональной принадлежностью. Это удобно для такого руководителя: исполнитель всегда «под рукой», не нужно обращаться к другим подразделениям за помощью, все вспомогательные работы выполняются своим силами.
Недостатки децентрализованной системы обслуживания рабочих мест состоят в том, что вспомогательный персонал используется с низкой эффективностью. Это объясняется, во-первых, тем, что в автономном подразделении практически невозможно иметь набор всех необходимых работников-специалистов, причем разной квалификации, для выполнения всего разнообразия вспомогательных работ. Для отдельного подразделения это было бы слишком накладно. Поэтому приходится ограничивать число таких работников. Но ведь каждая работа требует определенной квалификации, а при ограниченной численности вспомогательных работников их квалификация в редких случаях будет соответствовать квалификации работ. В одном случае придется ставить высококвалифицированного работника на выполнение простых работ и тем самым переплачивать ему, в другом - недостаточно квалифицированный работник вынужден будет выполнять работы большой сложности, что чревато браком или низким качеством выполнения работ.
Во-вторых, при децентрализованной системе обслуживания довольно трудно обеспечивать нормальную и стабильную занятость всех вспомогательных работников. Возможны ситуации, когда потребность в каком либо виде обслуживания временно отсутствует, тогда возникает проблема, чем занять работников. Но нередки и ситуации, когда появляется необходимость в большом объеме каких-то определенных работ, а числа работников для их выполнения не хватает, тогда прибегают к сверхурочным работам, к «авралам», к переброске основных работников на выполнение вспомогательных работ, что также чревато потерями для предприятия.
Указанные недостатки могут быть устранены за счет централизации вспомогательных работ внутри крупного подразделения или в целом на предприятии, а в отдельных случаях целесообразно создавать специализированные предприятия для централизации вспомогательных работ в пределах города или региона.
Централизованная система обслуживания создает возможности для организации эффективного использования вспомогательного персонала. Эффективность достигается за счет того, что в рамках крупного подразделения или предприятия, сосредоточенного на выполнении какой-то функции по обслуживанию рабочих мест, можно создать специализированные участки по выполнению разных работ. На такие участки можно установить специализированное оборудование, подобрать соответствующий персонал, обеспечить их постоянной работой за счет возрастания общего объема работ.
Централизованное обслуживание имеет существенные экономические и организационные преимущества по сравнению с децентрализованным обслуживанием за счет повышения возможности маневрирования персоналом, так как в необходимый момент можно более рационально использовать обслуживающих работников, концентрируя их усилия на определенных участках, эффективно механизировать их труд.
При централизованном обслуживании улучшаются возможности для организации строгого внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, что повышает качество обслуживания, его надежность, своевременность, экономичность.
Минусы централизованной системы обслуживания состоят в том, что для реализации своих достоинств и преимуществ она требует высокой организации труда и производства. Если же этого нет, то преимущества централизации функций обслуживания могут быть перекрыты недостатками, вызываемыми нарушением плана обслуживания, невыполнением в срок заказанных работ. Вот почему столь прогрессивная система обслуживания плохо приживается в отечественной практике. Необязательность некоторых исполнителей, незначительная материальная ответственность их за срыв сроков выполнения заказов на обслуживание вынуждают предприятия довольствоваться децентрализованным обслуживанием.
В чистом виде указанные выше системы обслуживания встречаются редко. Наиболее распространена смешанная система обслуживания, при которой одна часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть - децентрализованно. В смешанной системе обслуживания сохраняются достоинства и недостатки обеих выше рассмотренных систем. А общий итог плюсов и минусов зависит от того, какая доля вспомогательных работ централизованна, а какая нет. Чем выше удельный вес централизованных работ, тем может быть выше эффективность обслуживания рабочих мест.
Выбор системы обслуживания определяется конкретными производственными условиями. Критерием для выбора оптимальной системы обслуживания рабочих мест должен быть минимум затрат рабочего времени и материальных расходов на обслуживание при высоком качестве последнего.
На предприятиях различают также формы организации обслуживания рабочих мест. Ими могут быть дежурное, планово-предупредительное и стандартное обслуживание.
Дежурное обслуживание - это обслуживание по вызову, его организуют, как правило, в условиях единичного и мелкосерийного производства. При этом обслуживающий персонал вызывают на рабочее место по мере необходимости.
Такая организация
обслуживания не всегда гарантирует
его своевременность, допускает
возможность остановок
Планово-предупредительное обсл
Стандартное обслуживание используют в поточно-массовых производствах. Это наиболее совершенная форма организации обслуживания рабочих мест. Оно проводится в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандарт-планам. Эту форму организации обслуживания называют стандартной еще и потому, что, будучи обоснованной и разработанной, система обслуживания включается в стандарт предприятия, который представляет собой обязательный для всего персонала документ.
В наиболее полных стандартах предприятия организация обслуживания каждого рабочего места представляется всеми ее четырьмя компонентами: видами, нормами, регламентами и персонификацией обслуживания. Стандарт предприятия - это полноценный документ, на основании которого можно установить эффективную систему обслуживания производства.
Стандартное обслуживание
характеризуется высокой
Разработку организации обслуживания рабочих мест целесообразно проводить в следующей последовательности:
Принципы организации труда.
Системы организации
и нормирования труда должны разрабатываться
на основе принципов, которые определяются
положениями экономической
Принцип эффективности выражает необходимость установления организации и норм труда, при которых необходимые производственные результаты достигаются с минимальными суммарными затратами трудовых, материальных, энергетических и информационных ресурсов.
Принцип комплексности выражает необходимость учета взаимосвязи технических, экономических, психологических, социальных и правовых факторов, влияющих на организацию и нормы труда.
Принцип системности означает, что организация и нормы труда должны соответствовать конечным результатам производства и учитывать зависимости между затратами ресурсов на всех этапах производства процесса.
Принцип объективности выражает необходимость создания для всех сотрудников предприятия равных возможностей для выполнения норм.
Принцип конкретности означает, что организация и нормы труда должны соответствовать параметрам изготовляемой продукции, предметов и средств труда, его условиям, типу производства и другим объективным характеристикам, влияющим при данной точности расчетов на величину необходимых затрат труда и других ресурсов.
Принцип динамичности следует из принципа конкретности и выражает объективную необходимость изменения организации и норм труда при существенном для данной личности расчетов изменении производственных условий.
Принцип легитимности выражает необходимость строгого соблюдения законов и других правовых актов при организации и нормировании труда. Особенно это относится к Трудовому Кодексу РФ.
Принцип положительного отношения работников к предприятию означает необходимость создания такой системы организации, нормирования и оплаты труда, при которой обеспечивается общее положительное отношение работающих к выполняемым функциям, социальной среде предприятия в целом. Этот принцип можно назвать также принципом удовлетворенности трудом.
Раздел 2. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
Тема 1. Сущность и содержание организации и нормирования труда
1.1. Сущность,
содержание и значение
Нормирование труда представляет собой процесс установления меры труда, то есть обоснованных норм затрат рабочего времени на выполнение различных работ. В этом заключается его сущность.
Нормы труда
необходимы для обеспечения эффективной
деятельности предприятий, учреждений,
организаций. Только опираясь на нормы
труда можно определить трудоемкость
намечаемого выпуска продукции (проведения
работ, оказания услуг), рассчитать ожидаемые
издержки производства и сопоставить
эти показатели со складывающейся на рынке
конъюнктурой по производству определенной
продукции. Только обоснованные нормы
труда дают возможность установить необходимую
численность и профессионально-