Оплата труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

В основе существования человеческого общества лежит труд. Трудовой процесс обеспечивает производство необходимых обществу средств существования. Измерение затрат труда позволяет установить необходимое количество труда на выполнение определенной работы – нормы, т.е. нормировать труд. А важнейшей задачей нормирования труда и производства, является снижение трудоемкости продукции, усиление материальной заинтересованности работников в повышении эффективности производства.

Оглавление

Введение...........................................................................................................4
Раздел 1. Организация труда как система.....................................................6
Тема 1. Содержание и задачи организации труда.........................................6
Тема 2. Основные направления организации труда......................................14
Тема 3. Организация рабочих мест.................................................................17
Тема 4. Организация обслуживания рабочих мест........................................21
Раздел 2. Нормирование труда.........................................................................32
Тема 1. Сущность и содержание организации и нормирования труда........32
Тема 2. Производственный и трудовой процесс............................................39
Тема 3. Затраты рабочего времени и методы его изучения..........................41
Тема 4. Нормы и нормативные материалы по труду.....................................46
Раздел 3. Организация оплаты труда...............................................................53
Тема 1. Сущность заработной платы..............................................................53
Тема 2. Премиальные системы и стимулирование труда.............................62
Тема 3. Организация оплаты труда.................................................................64
Тема 4. Понятие производительности труда..................................................67
Список литературы...........................................................................................

Файлы: 1 файл

Пособие по организации, нормированию и оплате труда.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

- по характеру использования - функционирующие, нефункционирующие, в том числе: вакантные, резервные, излишние.

 

3.2. Оснащение  рабочих мест

Под оснащением рабочих мест понимается обеспечение  его всеми необходимыми средствами, при помощи которых можно создать работнику условия для эффективного выполнения им своих профессиональных обязанностей.

Типичными основными  видами оснащения являются:

  • основное технологическое оборудование (компьютеры, станки, агрегаты, автоматы);
  • вспомогательное оборудование - подъёмники, транспортёры, тележки, рольганги, склизы и т.д.;
  • технологическая оснастка - рабочие и мерительные инструменты, приспособления, канцелярские принадлежности;
  • рабочая документация и специальная литература - инструкции, технологические карты, правила по технике безопасности, картотеки, справочники, пособия и т.д.;
  • организационная оснастка - рабочая мебель, средства для размещения техоснастки, строительные леса;
  • средства безопасности - ограждения, экраны, средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, перчатки);
  • средства освещения (для всего помещения или местное);
  • средства связи;
  • средства сигнализации (звуковые, световые, знаковые, комбинированные) о неисправностях, аварийных ситуациях;
  • рабочая тара - для сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, отходов производства;
  • средства для поддержания на рабочем месте нормального микроклимата - нагнетательная вытяжная вентиляция, отопление;
  • предметы  эстетизации производственного интерьера (портьеры, занавесы, жалюзи, цветочницы, коврики, дорожки и т.д.);
  • хозяйственные средства для ухода за оборудованием и рабочим местом (щётки, ветошь, совки, веники, маслёнки, урны для мусора и т.д.).

Могут быть и другие виды оснащения.

3.3. Планировка  рабочих мест

Планировка рабочих  мест как составная часть их организации  является чисто организационной задачей. Различают планировку внешнюю и внутреннюю.

Внешняя планировка рабочего места заключается в  установлении его местоположения по отношению к смежным рабочим местам в подразделении, к рабочему месту руководителя (бригадира, мастера и т.д.), к проходам, переходам, проездам. Проектирование внешней планировки целесообразно проводить сразу для всех рабочих мест, входящих в подразделение. В качестве исходных данных для планирования служит производственная площадь.

Руководствуясь  нормами и правилами (СНиП) безопасности должны при планировании решать задачи:

  • экономное использование производственных площадей;
  • рациональная взаимосвязь между смежными рабочими местами, а также с рабочим местом руководителя;
  • сокращение расстояний переходов рабочих и транспортировки материалов;
  • изоляция рабочих мест с вредными условиями труда, от остальных рабочих мест;
  • обеспечение безопасности труда.

Внутренняя планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную компоновку по отношению друг к другу и к работнику. При внутренней планировке решаются следующие задачи:

  • обеспечение наименьших затрат рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим местом;
  • минимизация физиологических усилий и нервно-психической напряжённости работника;
  • удобство выполнения работы и обслуживания оборудования;
  • хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования, приборов, механизмов;
  • оптимизация маршрутов передвижения работника по рабочему месту;
  • рационализация рабочей позы (положения) работника;
  • создание благоприятных условий труда;
  • безопасность труда.

3.4. Типовые  проекты организации рабочих  мест

Что собой представляет типовой проект организации рабочего места? Это организационный документ, в котором сосредоточены типовые, то есть характерные для многих рабочих мест определённой специальности решения и рекомендации по оснащению и планировке рабочих мест.

Во введении указывается значение проекта, удельный вес численности работников, для которых предназначен проект, в общей численности персонала отрасли, общее состояние существующей организации рабочих мест по конкретной профессии, цель проекта, организация-разработчик.

В разделе о характеристике рабочего места указывается наименование рабочего места и наименование профессии по тарифно-квалификационным справочникам, вид и тип производства, где возможно применение проекта, роль данного рабочего места в производственном процессе.

Тема 4. Организация обслуживания рабочих  мест

4.1. Понятие  организации обслуживания рабочих  мест и виды обслуживания

Одним из элементов  организации труда, наряду с организацией рабочих мест, является организация  их обслуживания. В некоторых пособиях по организации труда эти два элемента подаются как один - «организация и обслуживание рабочих мест», при этом внутри элемента вопросы разделяют на организацию рабочих мест и обслуживание рабочих мест, что нельзя считать правильным. Дело в том, что обслуживание рабочих мест - это задача техническая. К организации труда относится не обслуживание рабочих мест, а организация их обслуживания. Этот нюанс имеет принципиальное значение.

Но даже тогда, когда соединяют вместе организацию  рабочих мест и организацию их обслуживания, то и здесь допускается натяжка, потому что уж слишком они различны.

Организация рабочего места - это формирование производственной среды для работника, его вещественное окружение. Организация же обслуживания рабочего места связана с установлением системы взаимодействия какого-либо рабочего места и работника, занятого на нем, с другими рабочими местами и работниками, которые призваны обеспечивать его бесперебойную и качественную работу.

Организация обслуживания рабочего места близка по характеру к кооперации труда. И здесь и там имеет место взаимодействие между рабочими местами. Различие между ними состоит в том, что при кооперации взаимодействуют работники, технологически связанные выполнением определенной работы. Например, детали после обработки на одном рабочем месте передается на другое для продолжения ее изготовления. При обслуживании рабочего места такой прямой взаимосвязи нет. Здесь вспомогательные службы помогают работникам выполнять свои производственные функции независимо от того, в каком технологическом процессе они (работники) заняты.

Для того чтобы  лучше уяснить особенности такого взаимодействия, необходимо рассмотреть виды или функции обслуживания рабочих мест и их структуру.

Структура обслуживания образуется из обслуживания средств труда, предметов труда и работника.

Обслуживание  средств труда предполагает ремонт и межремонтное обслуживание основного и вспомогательного оборудования; хранение, выдачу и поддержание в работоспособном состоянии технологической и организационной оснастки; ремонт, поддержание в рабочем состоянии и уборку зданий, сооружений, уборку территории; энергообеспечение оборудования и помещений; транспортное обеспечение работ по ремонту оборудования (доставка оборудования от рабочего места, где оно установлено, к месту ремонта), по доставке на рабочее место технологической и организационной оснастки.

Обслуживание  предметов труда состоит из работ  по обеспечению рабочих мест сырьем, материалами, полуфабрикатами, по комплектованию, хранению и транспортировке их; по проведению стартового контроля качества сырья материалов, полуфабрикатов, получаемых со стороны, промежуточного и финишного контроля качества изделий.

Обслуживание  работников складывается из проведения мероприятий по охране труда и  технике безопасности, обеспечению нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочем месте (температуры и влажности воздуха, освещенности и др.). Работники нуждаются в наличии питьевого водоснабжения, туалетов. Для работников на производстве может быть организовано медицинское обслуживание, общественное питание, хозяйственно-бытовое обслуживание (наличие раздевалок, душей, стирка, химчистка и ремонт спецодежды, ремонт спецобуви и т.п.). Указанные виды обслуживания не являются обязательными для всех отраслей деятельности, некоторые виды обслуживания могут быть объединены. Все это определяется конкретными особенностями производства. Состав видов обслуживания и его объем должны быть обоснованы и соответствующим образом организованы. Это может быть объем их разовой доставки или величина их неснижаемого запаса на рабочем месте. Для ремонтных работ может быть указан вид ремонта: мелкий, средний, капитальный и его продолжительность. Для энергообслуживания указываются его вид и параметры (напряжение и сила тока, давление и температура пара и горячей воды и др.). Для межремонтного обслуживания оборудования, хозяйственного обслуживания рабочего места указываются виды работ и их продолжительность и т.д.

Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае это может быть указание на периодичность обслуживания (например, «раз в смену», «каждый час», «два раза в месяц» и т. д.), в другом случае может быть указано конкретное время обслуживания. Могут быть указания типа: «по вызову» или «постоянно», «непрерывно».

Таким образом, хорошо организованным будет такое  обслуживание, при котором работники, рабочее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объеме и когда. А работники, которые обслуживают, знают, кого они обслуживают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах.

4.2. Принципы, системы и формы обслуживания  рабочих мест

Научная организация  обслуживания рабочих мест достигается  путем соблюдения некоторых принципов. Основные из них - системность, комплексность, плановость, предупредительность, своевременность, надежность, оперативность, экономичность.

Системность - важнейший принцип НОТ при построении или проектировании обслуживания заключается в том, что организация обслуживания должна быть продумана досконально, здесь не должно быть второстепенных вопросов. Каждый вид обслуживания должен быть тщательно проработан с точки зрения организации работы внутри функционального подразделения, занятого его выполнением, а также с учетом его взаимосвязи с другими видами обслуживания и с организацией работы того рабочего места, которое подлежит обслуживанию.

При системном  подходе важно точно сформулировать цель работы. А она состоит в  том, что работа по обслуживанию должна быть подчинена потребностям обслуживаемых рабочих мест. Обслуживание происходит от слова «служить». В этом нет ничего, подчеркивающего второсортность. Это такая работа Без нее производство существовать не может, но она носит подчиненный характер.

Комплексность обслуживания состоит в том, что необходимо организовать в равной степени хорошо все виды обслуживания. Если при высоком уровне обслуживания по одним функциям будут упущения по другим, то в целом система обслуживания не будет отвечать своим требованиям. Комплексная проработка организации обслуживания означает ее всесторонность, охват всех вопросов обслуживания по всем производственно значимым функциям обслуживания. Полнота обслуживания достигается согласованностью по времени всех видов обслуживания.

Плановость обслуживания означает, что оно должно быть частью внутрипроизводственного планирования. Обслуживание не должно быть стихийным, его следует организовывать на основе расчетов потребности в видах, сроках и объемах обслуживания для каждого рабочего места. Планирование обслуживания необходимо проводить заблаговременно, регулярно, в строго определенные и обоснованные промежутки времени. Плановость достигается тогда, когда система обслуживания полностью согласуется с системой оперативного планирования сменных заданий и обеспечивает четкую последовательность работы вспомогательных служб и рабочих в соответствии с содержанием основного процесса.

Предупредительность обслуживания означает такую его организацию, которая не допускает остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места. Предупредительность - это заблаговременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования и отдельных его частей, на расчетах запасов сырья, материалов, топлива, инструментов на рабочем месте, необходимых для бесперебойной работы.

Руководствуясь  принципом предупредительности, ремонтировать  оборудование следует не тогда, когда оно вышло из строя, а тогда, когда подошло время для предупредительного ремонта, несмотря на то, что оборудование еще на ходу и его можно использовать. То же относится к запасам на рабочем месте

Информация о работе Оплата труда