Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:05, дипломная работа
Цель исследования – изучение состояния и перспектив развития сферы финансовых услуг, предоставляемых малому и микробизнесу коммерческими банками.
Задачи, которые предстоит решить:
-рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и значение в экономике;
- определить критерии кредитоспособности заемщика и рассмотреть методы оценки кредитоспособности заемщика;
охарактеризовать процесс кредитования и формирования кредитного досье;
на примере Читинского ОСБ №8600 провести оценку кредитоспособности заемщика;
рассмотреть основные проблемы, связанные с кредитованием малого бизнеса в России и за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Роль и значение малого бизнеса в экономике
1.2 Понятия и виды кредитования малого предпринимательства. Банковское кредитование малого бизнеса
1.3 Понятия и критерии кредитоспособности заемщика
1.4 Методы оценки кредитоспособности заемщика
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧИТИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРБАНКА РОССИИ №8600)
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОСБ №8600
2.2 Кредитная политика, предлагаемая Читинским отделением Сбербанка России №8600 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям
2.3 Оценка кредитоспособности заемщика на примере ИП Петровой Н.Г.
2.4 Процедура выдачи кредита и порядок погашения ссуды ИП Петровой Н.Г.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Основные проблемы кредитования банками малого бизнеса в России и за рубежом
3.2 Перспективы развития кредитования малого бизнеса коммерческими банками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧИТИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРБАНКА РОССИИ №8600)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Роль и значение малого бизнеса в экономике
1.2 Понятия и виды кредитования малого предпринимательства. Банковское кредитование малого бизнеса
1.3 Понятия и критерии кредитоспособности заемщика
1.4 Методы оценки кредитоспособности заемщика
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧИТИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРБАНКА РОССИИ №8600)
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОСБ №8600
2.2 Кредитная политика, предлагаемая Читинским отделением Сбербанка России №8600 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям
2.3 Оценка кредитоспособности заемщика на примере ИП Петровой Н.Г.
2.4 Процедура выдачи кредита и порядок погашения ссуды ИП Петровой Н.Г.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Основные проблемы
3.2 Перспективы развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Кредитование малого бизнеса – динамично развивающееся, и, в то же время, наиболее сложное направление в кредитовании юридических лиц.
Проблемы продиктованы слабой кредитной грамотностью самих предпринимателей. Многие из них не представляют всего спектра кредитных продуктов, предлагаемых банком малому бизнесу.
Десять лет назад малый бизнес
России имел вид челночно-вещевой
и сигаретно-киосковый. Сейчас небольшие
предприятия занимаются строительством,
инновационными технологиями, открывают
кафе, бутики известных марок, салоны
красоты и юридические
Малое предпринимательство играет весьма важную роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. малый бизнес наряду с которым стоит и средний бизнес, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Население нашей страны все больше и больше заинтересовывается данным видом деятельности.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (доходы) законным путем. Малым бизнесом признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, определяющие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, к критериям малого предпринимательства относятся средняя численность работников, объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и другие. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году, в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.
Рыночная экономика, несмотря на многие ее положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многие другие актуальные проблемы.
Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за значительно более короткий срок.
Характерной особенностью малого бизнеса
является ограниченность финансовых ресурсов.
Капитал необходим на стадии организации
и открытия дела (основной капитал),
а в дальнейшем - для финансирования
и осуществления текущей
В данной работе будут рассмотрены
финансово-кредитные механизмы
Объектом исследования в представленной работе является Читинское отделение Сберегательного банка РФ №8600, оказывающий кредитные услуги малому бизнесу. В качестве отдельного объекта анализа послужил также субъект малого предпринимательства – Индивидуальный предприниматель Петрова Н.Г.
Цель исследования – изучение состояния и перспектив развития сферы финансовых услуг, предоставляемых малому и микробизнесу коммерческими банками.
Задачи, которые предстоит решить:
-рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и значение в экономике;
- определить критерии
При подготовке данной работы были использованы труды таких авторов, как Лапуста М.Г., Игнатьев A.M., Ковалева A.M., Печникова А.В. и др. При изучении и анализе мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса использованы нормативно-правовые акты РФ, ЦБ, инструктивный материал ЦБ и Сбербанка РФ и др.
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Роль и значение малого бизнеса в экономике
Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство.
В соответствии с Федеральными законом
«О государственной поддержке
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В данном законе понятие субъекта малого предпринимательства претерпело некоторые изменения по сравнению с предыдущими актами посвященными малому бизнесу. Во-первых, к субъектам малого бизнеса официально отнесены граждане-предприниматели. Во- вторых, вновь подвергнут корректировке и дальнейшей дифференциации критерий численности работающих (от 30 до 100 человек, включая работающих по гражданско-правовым договорам). В-третьих, введен дополнительный критерий для некоторых видов учредителей – государства, общественных и религиозных организаций, граждан и юридических лиц, не являющихся объектом малого предпринимательства, - доля их в капитале малого предприятия не должна превышать 25%.
Средняя за отчетный период численность
работников малого предприятия определяется
с учетом всех его работников, в
том числе работающих по договорам
гражданско-правового
В случае превышения малым предприятием
вышеназванной численности
Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется по следующим факторам:
За последние годы увеличился вклад
малых предприятий в
В 2007 г. в России зарегистрировано 952 тысяч малых предприятий и 4,7 индивидуальных предпринимателей.
Усиление роли малого предпринимательства
в экономике зависит от увеличения
числа малых предприятий и
индивидуальных предпринимателей, принимающих
участие в хозяйственной
Имеющееся число малых предприятий в стране недостаточно для усиления их роли в экономике, о чем можно судить на примере развитых стран. Так в странах - членах ЕС на 1000 жителей приходится около 30 малых предприятий, в РФ же - 6 малых предприятий.
В странах Европейского сообщества (ЕС), в США, в Японии на малые предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 50% (таблица 1).
Таблица 1.1 Масштабы развития малого предпринимательства в России и в зарубежных странах
Страны |
Количество малых фирм в 2007 г. |
Число занятых млн.чел. |
Доля малых фирм % | ||
Тыс. ед. |
В расчете на 1 тыс. жителей |
В общей численности занятых |
ВВП | ||
Великобритания |
2930 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-54 |
Италия |
3920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15777 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
952 |
5,65 |
8,1 |
9,6 |
12-13 |
Источник: Дабаева Л.Б. Малый бизнес в России. – М.: «Наука», 2008, стр.35.
По таблице 1.1 видно, что малое предпринимательство в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. А в составе важнейшего итогового показателя – ВВП доля малых предприятий в России составляет всего 12-13%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50-60%.
Как показывает статистика, число малых предприятий неравномерно распределяется по федеральным округам и отдельным субъектам РФ. На 1 января 2007 г. число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны было в федеральных округах следующее: Центральный округ - 36,7%; Северо-Западный округ - 14,5%; Южный округ - 9,7%; Приволжский округ - 15,6%; Уральский округ - 6,7%; Сибирский округ- 12%; Дальневосточный округ-4,8%.
Положительным фактором роли малого предпринимательства является увеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а также рост занятости населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица.