Кредитование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение состояния и перспектив развития сферы финансовых услуг, предоставляемых малому и микробизнесу коммерческими банками.
Задачи, которые предстоит решить:
-рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и значение в экономике;
- определить критерии кредитоспособности заемщика и рассмотреть методы оценки кредитоспособности заемщика;
охарактеризовать процесс кредитования и формирования кредитного досье;
на примере Читинского ОСБ №8600 провести оценку кредитоспособности заемщика;
рассмотреть основные проблемы, связанные с кредитованием малого бизнеса в России и за рубежом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Роль и значение малого бизнеса в экономике
1.2 Понятия и виды кредитования малого предпринимательства. Банковское кредитование малого бизнеса
1.3 Понятия и критерии кредитоспособности заемщика
1.4 Методы оценки кредитоспособности заемщика
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧИТИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРБАНКА РОССИИ №8600)
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОСБ №8600
2.2 Кредитная политика, предлагаемая Читинским отделением Сбербанка России №8600 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям
2.3 Оценка кредитоспособности заемщика на примере ИП Петровой Н.Г.
2.4 Процедура выдачи кредита и порядок погашения ссуды ИП Петровой Н.Г.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Основные проблемы кредитования банками малого бизнеса в России и за рубежом
3.2 Перспективы развития кредитования малого бизнеса коммерческими банками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА.docx

— 190.23 Кб (Скачать)

Говорить о том, что  банки неохотно кредитуют малый  бизнес неправильно. В конце концов – это и самим банкам нужно  в условиях банковской конкуренции. Другое дело, что по-прежнему действует  стереотип – «банки – это враги, банкиры обманывают и грабят народ». Кто так думает – тот должен понять: банк с непродуманным, негибким и грабительским подходом просто не выживет.

И в последнее время  они все активнее осваивают эту  нишу. По данным ассоциации «Россия», в  регионах именно малые и средние  банки кредитуют малый бизнес, удовлетворяя до 85% заявок на кредиты. Среди проблем, сдерживающих развитие этого направления, следует прежде всего выделить две — слабость ресурсной базы и неотработанность методики оценки рисков кредитования малого бизнеса.

Первую из них, вероятно, не решить без целенаправленной поддержки  государства — как на федеральном, так и на региональном уровнях. Об имеющемся здесь потенциале можно  судить по таким фактам. Например, Федеральный фонд поддержки малого бизнеса в прошлом году распределил среди предприятий лишь 20 млн. рублей. В то же время общая сумма кредитов, выданных из фонда, учрежденного ЕБРР, в начале текущего года превысила 1 млрд. рублей. Проявляют активность и другие иностранные инвесторы, что неудивительно — процентные ставки в России в несколько раз выше, чем на Западе, и вполне компенсируют повышенный риск работы с российскими заемщиками.

Не секрет, стремясь обезопасить  себя, коммерческие банки подчас закладывают  повышенный процент, дабы компенсировать возможные потери от невозврата ссуды. Поэтому одним из главных условий расширения кредитной деятельности банков в сфере малого бизнеса остается снижение рисков.

Повышенную процентную ставку вполне можно доводить до среднерыночной (и даже ниже) за счет погашения части  процентов из фондов поддержки малого бизнеса. К сожалению, ни федеральный, ни региональные бюджеты не предусматривают  целевых средств на такой процесс. Но на практике уже есть наглядные примеры совместной работы местных администраций и банков в этой области. Все чаще помощь региональных властей малому бизнесу оказывается в адресном порядке, когда в первую очередь помогают предприятиям, работающим в приоритетных и социально-значимых сферах региональной экономики. Во многих регионах уже осознали, что развитие малого предпринимательства помогает решить как минимум две серьезные задачи: занять население и обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет. Кстати, в странах Евросоюза целевые государственные субсидии малым предприятиям давно и широко используются.

Сегодня ЦБ не только выделил  практику кредитования малого бизнеса  в число приоритетных направлений  денежно-кредитной политики, но и  подготовил для банков конкретные рекомендации — ведь до сих пор многие коммерческие банки разрабатывали методики работы с «малыми» заемщиками на свой страх  и риск. Впрочем, анализ таких методик  показывает, что в них много  общего, хотя есть и различия.

Оценку финансового состояния  клиента банки проводят на основании  его официальной отчетности, скорректированной  с учетом реальной деятельности. В  процессе анализа определяются: основное и вспомогательные направления  в бизнесе клиента; история его  развития; форма и структура собственности; уровень организации управления; зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков; перечень основных конкурентов; дебиторская и кредиторская задолженности; уровень обеспечения по кредиту, источник поручительства и др.

В целом практически все  методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений  банков с малым бизнесом:

- не предоставлять кредит, если  предприятие находится в критической  ситуации или средства необходимы  для погашения другого кредита;

- определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;

- учитывать конкурентоспособность  заемщика, репутацию, деловые и  профессиональные качества руководства  предприятия;

- учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;

- оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения ссуды.

Наряду с общими принципами банки  используют различные подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика. Проблема формирования и учета кредитных историй выходит сегодня на первый план, тем более что доля стабильно работающих малых предприятий весьма существенно различается по регионам. Поскольку заемщик ищет наиболее приемлемые условия ссуды, в его «досье» часто несколько банков-кредиторов. И порой информация заемщика о банках полнее, нежели сведения кредитной организации о потенциальных и действительных клиентах.

В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю  клиента, начиная работу с ним  с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму  и срок. Если одновременно с этим «хороший» заемщик будет получать льготы в виде снижения ставки и уменьшения залогового обеспечения, малое предприятие будет «привязано» к своему банку.

Уже сегодня кредитные отделы некоторых  банков проводят анализ финансового  состояния заемщика за длительный период. Какие ссуды брал раньше, как обслуживал и погашал долг, возникали ли конфликтные  ситуации — все это ложится  в основу объективной кредитной  истории, выходящей за масштабы отношений  с единственным банком.

Возвратность кредитов малыми предприятиями  во многом зависит от эффективности  использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры  и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует  его руководителей по широкому спектру  финансовых проблем. В конце концов именно кредитор заинтересован в  том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.

Интересен в этом отношении опыт бельгийских банков, кредитующих  малый бизнес. Там участие специалистов не ограничивается определением потребности  заемщика в финансовых ресурсах, они  консультируют предприятие на всех этапах использования ссуды. Более  того, если у должника возникают  финансовые проблемы, банк дает ему  рекомендации по выходу из кризиса. И  это вовсе не «благотворительность»  — помогая заемщику, банк не только гарантирует возврат средств, но и сохраняет клиента.

Что касается нашей страны, то методология  работы банковского сектора с  малым бизнесом пока лишь формируется. Так, подготовлен проект инструкции Банка России «О порядке формирования и использования резервов на возможные  потери по кредитным требованиям», цель которой — помочь коммерческим банкам снизить кредитные риски, базируясь на более точной оценке финансового состояния потенциальных заемщиков.

В качестве основных критериев  при определении финансового  состояния заемщика определены показатели финансового результата, ликвидности, деловой активности, сведения о движении денежных потоков, характерные условия  производственной деятельности (отраслевой признак, сезонный фактор) и другие. Рекомендовано также создание четырех  видов резервов:

- на возможные потери по кредитным  требованиям;

- специальный;

- по портфелю однородных кредитных  требований;

- общий — на возможные потери.

Вид резерва определяется исходя из оценки кредитного риска, а  его величина основывается на финансовом состоянии заемщика и качестве обслуживания долга.

Характерно, что при оценке риска по кредитным требованиям  не учитывается уровень их обеспеченности. Таким образом многим малым предприятиям, стабильно работающим, но не имеющим  высоколиквидного залога, получить кредит теперь будет намного проще. Однако «начинающих» (в том числе и тех, кто может предоставить обеспечение) такой подход вряд ли устроит.

Нельзя забывать и о  том, что в сфере малого бизнеса  как нигде требуется дифференцированный подход к оценке кредитоспособности. Если торговой фирме кредит нужен, как  правило, для пополнения оборотных  средств, то производственной или строительной — на развитие или реализацию достаточно долгосрочного проекта. Есть и многопрофильные  малые предприятия.

Учитывая эти особенности, инструкция предусматривает создание специального резерва по портфелю однородных требований (незначительных по объему), размер которого банк вправе определять самостоятельно — на основе мотивированного суждения о достаточности резерва для покрытия потерь.

Сумма кредитов, выданных субъектам  малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в Чите и Читинской области сегодня насколько выше по сравнению с прошлыми годами.

Несмотря на значительное улучшение кредитования малого бизнеса, для субъектов малого бизнеса и предпринимательства все еще не решены проблемы, которые тормозят инвестиционную деятельность малого бизнеса. Это недостаточность залогового обеспечения. Для многих предпринимателей, а особенно для начинающих и работающих на селе, кредиты банка практически недоступны и прежде всего потому у этой категории предпринимателей нет достаточного обеспечения. Они при любых программах банка, какими бы они не были сегодня, не получит кредит и особенно для проекта на селе. Распределение кредитных рисков между банками и государством, как показывает опыт, является более эффективным, единственный механизм доступа для малых предпринимателей к ресурсам банка. Государство может стимулировать банки к предоставлению финансирования малым предприятиям и сделать целевое кредитование посильным для малого бизнеса только тогда, когда само начнет частично гарантировать эти инвестиции.

При отсутствии гарантий банки вынуждены  переносить кредитные риски на увеличение процентной ставки по займу.

В развитых странах Европы и Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона доля малого бизнеса в национальном ВВП  составляет 50-60%. Два из трех новых  рабочих мест здесь создаются  именно малым и средним предпринимательством. В России вклад малого бизнеса  в ВВП - 12-14%. Из числа всех хозяйствующих  субъектов России лишь 10% приходится на малые предприятия и 53,6% - на ПБОЮЛ.

Что касается отраслевой структуры - в России промышленный сегмент отечественного малого предпринимательства составляет 13,3%, науки и научного обслуживания 2,5%. И это на фоне 50% малого бизнеса, работающего в сфере торговли. Производственный сегмент малого бизнеса сконцентрирован в крупных городах и большей частью - в центре России. Регионы же оказываются абсолютно выключенными из этого процесса. Да и основной капитал также обращается в замкнутом цикле крупных экономических центров Москвы, Санкт-Петербурга, крупных городов ЦФО.

Одной из проблем, что тормозят развитие малого бизнеса в нашей стране, является недофинансирование. Налицо проблема получения кредитов в банках. Считается, что рынок банковских кредитов для малого бизнеса используется на 2-3%, не более.

По официальным данным, и по данным совместного исследования спрос на микрокредиты сегодня удовлетворен примерно на 10-15%, что существенно ситуации не меняет.

Наиболее развитые страны мира уделяют  вопросу доступа малых предприятий  к финансовым ресурсам огромное внимание. В США действенную помощь малым  предприятиям в получении кредитов и гарантированных займов оказывает  Администрация по делам малого бизнеса. Это – бесплатные информационные услуги, повышение заинтересованности в предоставлении кредитов малым фирмам с помощью государственных гарантий в размере до 90% заемного капитала.

В Великобритании, где основными  источниками финансирования малого бизнеса служат сбережения частных  лиц и банковские кредиты, государственная  политика направлена на то, чтобы заинтересовать коммерческие банки в кредитовании малого и среднего бизнеса. В результате 90% операционного пространства малого бизнеса контролируют четыре крупнейших британских банка.

Таким образом, значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают многие экономисты, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течении почти всего периода реформ могут быть расценены, как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

По мнению специалистов Сбербанка  сложно преодолимой преградой развитию кредитования малого предпринимательства является отсутствие «прозрачности» ведения делового оборота, вследствие наличия больших возможностей у заемщиков данной категории по так называемому самостоятельному регулированию размера налогового бремени (оптимизация налогообложения).

Также важной проблемой является невысокая экономическая эффективность в соотношении с издержками на развитие данного вида кредитования.

Стимулировать его могут несколько  факторов: наличие большого пласта компаний, которые ведут прозрачную и достоверную систему финансового учета, эффективность судебной системы по взысканию долгов как с юридических лиц, так и с физических лиц.. Все это позволит применять банкам более технологически оправданные подходы при продаже кредитов

Это приводит к тому, что многие предприятия и предприниматели выпадают за рамки критериев анализа стандартных банковских методик, по которым определяется финансовая надежность. Кроме того, у большинства представителей малого бизнеса, обращающихся за кредитами, отсутствует имущество, достаточное для обеспечения возврата ссуды, либо имеющееся имущество является неликвидным. Низкая подготовка руководителей и главных бухгалтеров предприятий зачастую приводит к невыгодности использования.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса