Кредитование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение состояния и перспектив развития сферы финансовых услуг, предоставляемых малому и микробизнесу коммерческими банками.
Задачи, которые предстоит решить:
-рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и значение в экономике;
- определить критерии кредитоспособности заемщика и рассмотреть методы оценки кредитоспособности заемщика;
охарактеризовать процесс кредитования и формирования кредитного досье;
на примере Читинского ОСБ №8600 провести оценку кредитоспособности заемщика;
рассмотреть основные проблемы, связанные с кредитованием малого бизнеса в России и за рубежом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Роль и значение малого бизнеса в экономике
1.2 Понятия и виды кредитования малого предпринимательства. Банковское кредитование малого бизнеса
1.3 Понятия и критерии кредитоспособности заемщика
1.4 Методы оценки кредитоспособности заемщика
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧИТИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРБАНКА РОССИИ №8600)
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОСБ №8600
2.2 Кредитная политика, предлагаемая Читинским отделением Сбербанка России №8600 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям
2.3 Оценка кредитоспособности заемщика на примере ИП Петровой Н.Г.
2.4 Процедура выдачи кредита и порядок погашения ссуды ИП Петровой Н.Г.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Основные проблемы кредитования банками малого бизнеса в России и за рубежом
3.2 Перспективы развития кредитования малого бизнеса коммерческими банками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА.docx

— 190.23 Кб (Скачать)

Также в Сбербанке отмечают, что  серьезной проблемой кредитования малого бизнеса является низкий уровень образования самих предпринимателей и, соответственно, низкий уровень обоснования бизнес-планов.

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются банки при кредитовании проектов малого бизнеса, является недостаточность обеспечения кредита. В условиях отсутствия практики гарантирования подобных проектов со стороны государственных, уполномоченных организаций стает вопрос о том, рассматривать такие проекты вообще или нет.

Вместе с тем сделка, зависящая только от успеха принудительного осуществления залоговых прав, является неудачной, при большом удельном весе подобных кредитов банк может серьезно ухудшить показатели ликвидности.

И в том и другом случаях хорошо проведенный проект (наряду с использованием частичного или полного залогового обеспечения) является самой лучшей гарантией исполнения кредитных  обязательств заемщиков.

Принимая по хорошему проекту обеспечение  лишь в части суммы кредита, банк по сути осуществляет проектное финансирование, принимая на себя не только кредитные, но и проектные риски. Естественно, что банк должен компенсировать их, требуя повышенной процентной ставки по кредитам, дополнительной документации по проекту, комиссии при участии в подготовке (анализе) проекта.

В схеме проектного финансирования банк может выступать не только как кредитор, но и как консультант, гарант и т.д.

 

3.2 Перспективы развития кредитования малого бизнеса коммерческими банками

кредитование банковский предпринимательство заемщик

Многие банки готовы финансировать малый бизнес, а некоторые, как, например, Сбербанк России, добились в этом серьезных успехов.

На протяжении многих лет Сбербанк России является постоянным партнером малого бизнеса. В последнее время банком была разработана и реализована система мер, направленных не только на расширение кредитования малого бизнеса, но и на оказание нефинансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Разработана программа Поддержки малого бизнеса, как финансовой, так и посредством предоставления специализированных кредитов, в рамках которой на регулярной основе осуществлялась консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства не только по проблемам банковского обслуживания, но и по основным вопросам хозяйственно-экономической деятельности.

В настоящее время ситуация с кредитованием малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в России, безусловно, изменилась в лучшую сторону. Кредитование малого бизнеса является одним из наиболее доходных видов банковского бизнеса. Однако, несмотря на то, что государством провозглашается всеобщая поддержка малого предпринимательства, разрабатываются программы его финансирования, такой активности, как на рынке потребительского кредитования не наблюдается.

Реальную финансовую поддержку малые предприятия и предприниматели получают на сегодняшний день, в основном, от коммерческих банков, работающих на рынке кредитования малого бизнеса.

Таких банков немного и большинство  из них предоставляют кредиты  малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям ради получения более высоких доходов, поскольку предлагаемая ими ставка, а также различные платы, значительно выше, чем по крупным ссудам.

По мнению специалистов банков, для эффективного развития малого и среднего бизнеса в Читинской области, необходима помощь со стороны администраций муниципалитетов в части организации программ профессиональной подготовки предпринимателей и информационной поддержки бизнес-планирования, а также привлечения крупных предприятий Читинской области к предоставлению поручительств и залогов по кредитам.

Среди причин, которые помешали получить кредит, чаще всего называют высокие  процентные ставки (47,4%), невозможность  предоставить залог в требуемых  банком объемах (27,2%). А также невозможность  предоставить требуемые банком финансовые документы и слишком короткие сроки кредитования – порядка 18%.

Для развития кредитования среднего и малого бизнеса нужна целенаправленная политика государства.

Конечно, необходимо комплексное решение  проблем малого бизнеса. На данном этапе обращают на себя внимание действия Минэкономразвития России: среди пяти основных составляющих господдержки малого бизнеса выделяется помощь на кредитование малого бизнеса, а часть полутора миллиардов, выделенных Федеральным бюджетом на поддержку малых предприятий, рассчитана и на развитие системы микрофинансирования.

Но, чтобы двигаться дальше, нужно  оперировать другими суммами, значительно  превышающими эту. Банковское сообщество должно понять, что малые предприниматели - это перспективные клиенты. Ведь именно малый бизнес наиболее бурно  и динамично развивается во всем мире.

Автор квалификационной работы считает, что особенно важно сегодня заинтересовать в налаживании процесса открытого  доступа малого бизнеса к финансовым средствам региональные и муниципальные  власти.

Программы на местах должны учитывать  реалии сегодняшнего дня, а не стремление местной власти с помощью уже  существующих, но почти не работающих программ кредитования создать видимость  поддержки малого бизнеса.

Оценка отношения местных администраций  к малым предпринимателям практически  идентична: порядка 47% считают, что местные  органы власти создают "благоприятные" (5,8%) или "приемлемые" условия (41,1%), около 40% считают, что "мешают" или "скорее мешают". И наибольший процент голосов "за" поддержку  местной власти малому бизнесу приходится на Южный федеральный округ. В  остальной России региональные администрации практически нигде не рассматриваются в качестве куратора малого бизнеса.

Западные финансовые институты  уже принимают участие в кредитовании малого бизнеса России. Множество  программ, запущенных в России Европейским  банком реконструкции и развития с 1997 г., сделали их своего рода "пионером" именно в малом бизнесе.

Однако утверждать, что западные банки уделяют этому направлению  кредитования особое внимание, было бы не совсем верно. Для большей части  из них это лишь один из множества  проектов, отнюдь не приоритетных. Как  и для наших банков. При этом еще стоит учесть тот факт, что  наша страна для западного мира - в зоне финансового риска. А это  означает дополнительный процент за дополнительные риски.

Даже при наличии объективных  причин предприниматель не может  рассчитывать на пересмотр условий  кредита в сторону снижения процентной ставки.

Специалисты банков отмечают, что, несмотря на стремление правительства развивать сегмент малого и среднего бизнеса, почти все начинания в этой сфере пока остаются проектами на бумаге. Чтобы решить данную проблему, нужна стабильность на общегосударственном уровне.

Кроме того, необходимо проводить политику, направленную на снижение стоимости ресурсов, привлекаемых малым и средним бизнесом, в том числе путем субсидирования процентных ставок, повышения планки процентной ставки, включаемой в расходы предприятия, увеличения сроков и уменьшения ставки размещения денежных средств через государственные банки-агенты. Эти перемены вполне возможны, но только при целенаправленной и дружественной государственной политике в отношении малого и среднего бизнеса.

Специалисты московских банков считают, что кредиты малому бизнесу составляют 20% кредитного портфеля юридическим лицам. Другое дело, что сам малый бизнес еще не готов кредитоваться. Сознание все еще сформировано законами дикого капитализма – взять на черном рынке, у партнеров и т.д. Бизнес не легализован, документы подготовить в банк – проблема, раскрывать себя – опасно, ждать долго и т.д.

У банков проблема в другом: либерализация подходов к кредитному анализу не бесконечна для юридических лиц, есть законы жанра. Нельзя просто раздавать деньги под паспорт, как физическим лицам. Все же каждый кредит предприятию – это бизнес, индивидуальная сделка, и источники погашения не так очевидны, как при потребительском кредитовании.

Впрочем, со времен это будет преодолено, а в целом прослеживаются положительные тенденции, сам рынок развивается. В отличие от прошлых лет все больше кредитуются небольшие предприятия в сфере производства продуктов питания, услуг населению, производства товаров народного потребления, строительных материалов. Банки хоть и медленно, но расширяют свои предложения для малого бизнеса.

Согласно мнению представителей малого бизнеса Байкальский банк Сбербанка  России – это надежный устойчивый банк с хорошей репутацией, традиционно  сложившимися связями со своими клиентами, широким ассортиментом предоставляемых  услуг, удобным месторасположением, современным внешним видом и  внутренней обстановкой.

Выявленные в ходе исследования трудности малого бизнеса в работе с банками были выделены Байкальским  банком в четыре стратегических направления  поддержки субъектом малого предпринимательства:

- развитие операций кредитования;

- развитие операций комплексного банковского обслуживания некредитного характера;

- оказание нефинансовой поддержки;

- реализация совместно с органами  власти мероприятий по финансовой  поддержке малого бизнеса.

В рамках развития финансовых направлений  Байкальский банк, в состав которого входит Читинское отделение Сбербанка  РФ в прошлом году улучшил качество кредитных продуктов и повысил квалификацию кредитных работников, расширил полномочия отделений, работающих в удаленных районах области, увеличил ассортимент кредитных продуктов, разработал конкурентоспособные тарифы.

Для тех компаний, которые испытывают наибольшую потребность в финансовых ресурсах, банк подготовил к реализации целевые программы, ориентированные  на малый бизнес и позволяющие  им сократить свои расходы при  получении ряда банковских услуг.

Такой подход позволяет постоянно  поддерживать интерес малого бизнеса  к Байкальскому банку.

Таким образом, активная работа по кредитованию малых предприятий является неоспоримым преимуществом в обострившейся конкурентной борьбе за клиентуру: возможность получения кредита на выгодных условиях может быть хорошим стимулом для руководителя при выборе банка.

Не стоит забывать и о главном: основная цель деятельности кредитной  организации – извлечение прибыли. В условиях снижающейся доходности традиционных спекулятивных инструментов финансового рынка банки вынуждены искать новые сферы приложения своих ресурсов. Учитывая высокую эффективность проектов малого предпринимательства, банки вправе рассчитывать на высокую доходность кредитования таких проектов, мотивируя более высокие ставки кредитования высокой трудоемкостью работ по кредитованию небольших проектов.

Все это заставляет руководство  прогрессивных банков пересматривать кредитную политику, смещая акцепт в сторону малых и средних  предприятий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время ситуация с кредитованием малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, безусловно, изменилась в лучшую сторону. Кредитование малого бизнеса является одним из наиболее доходных видов банковского бизнеса. Однако, несмотря на то, что государством провозглашается всеобщая поддержка малого предпринимательства, разрабатываются программы его финансирования, такой активности, как на рынке потребительского кредитования не наблюдается.

Реальную финансовую поддержку малые предприятия и предприниматели получают на сегодняшний день, в основном, от коммерческих банков, работающих на рынке кредитования малого бизнеса.

Таких банков немного и большинство  из них предоставляют кредиты  малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям ради получения более высоких доходов, поскольку предлагаемая ими ставка, а также различные платы, значительно выше, чем по крупным ссудам.

Нельзя отрицать, сегодня многое делается для изменения такого положения дел. Но пока, к сожалению, лишь на уровне второстепенных мер и громких заявлений. Пока кредитование малого бизнеса, как и раньше, - отнюдь не основное направление деятельности банков. При этом имеющее «дурную славу» одного из наиболее рискованных. Даже несмотря на то, что по статистике степень возврата кредитов среди малых предпринимателей на самом деле высока.

В России сегодня активно муссируется тема необходимости проведения в стране активной инновационной политики. Однако бюджетное финансирование и банковское кредитование как доступные механизмы финансирования таких проектов, не говоря уже о «рискованных» венчурных, сегодня абсолютно не отлажены. В бюджете таких сумм нет, а «отлученные» от собственности малые предприниматели не имеют возможности предоставить банку залог под кредит. Нет кредитных историй. И это на фоне того, что в долговременных, а главное, в постоянных финансовых вливаниях малый бизнес в период своего становления нуждается в первую очередь. Нуждается, но не получает.

Сложно преодолимой преградой развитию кредитования малого предпринимательства является отсутствие “прозрачности” ведения делового оборота, вследствие наличия больших возможностей у заемщиков данной категории по так называемому самостоятельному регулированию размера налогового бремени (оптимизация налогообложения).

Это приводит к тому, что многие предприятия и предприниматели выпадают за рамки критериев анализа стандартных банковских методик, по которым определяется финансовая надежность. Кроме того, у большинства представителей малого бизнеса, обращающихся за кредитами, отсутствует имущество, достаточное для обеспечения возврата ссуды, либо имеющееся имущество является неликвидным. Низкая подготовка руководителей и главных бухгалтеров предприятий зачастую приводит к невыгодности использования «субсидирования» процентной ставки, предлагаемого правительством края, при кредитовании в небольших объемах, так как затраты на услуги по разработке бизнес-плана, который предприниматель самостоятельно из–за недостатка знаний и квалификации сделать не может, иногда гораздо больше, чем размер субсидий.

Конечно, необходимо комплексное решение  проблем малого бизнеса. Внушают  определенную надежду действия Минэкономразвития  России: среди пяти основных составляющих господдержки малого бизнеса выделяется помощь на кредитование малого бизнеса, а часть полутора миллиардов, выделенных Федеральным бюджетом на поддержку  малых предприятий, рассчитана и  на развитие системы микрофинансирования. Но, чтобы двигаться дальше, нужно  оперировать другими суммами, значительно  превышающими эту. Банковское сообщество должно понять, что малые предприниматели - это перспективные клиенты. Ведь именно малый бизнес наиболее бурно  и динамично развивается во всем мире.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса