Кредитование предприятий малого бизнеса: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Оглавление

Содержание
Введение 4
1. Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки необходимости его кредитования 6
1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства 6
1.2. Малое предприятие в экономике страны. 15
1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 30
2. Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке 36
2.1. Особенности кредита как одного из источников проектного финансирования 36
2.2. Проектный цикл в банке. 41
2.2.1. Организация процесса отбора инвестиционных проектов. 44
2.2.2. Оценка инвестиционного проекта. 45
2.2.3. Кредитный договор. 47
2.2.4. Контроль за реализацией проекта. 50
2.2.5. Оценка результатов реализации ИП. 53
2.3. Традиционные методы оценки эффективности ИП. 56
3 Проблемы в организации кредитования малого бизнеса в РФ и возможные пути их решения 64
3.1 Основные проблемы и перспективы развития системы кредитования малого бизнеса 64
Заключение 72
Список литературы 76
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Файлы: 1 файл

malbizn.docx

— 181.06 Кб (Скачать)

 

 
Содержание
 

Введение 4

1. Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки необходимости его кредитования 6

1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства 6

   1.2. Малое предприятие в экономике страны. 15

   1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 30

2. Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке 36

2.1. Особенности кредита как одного из источников проектного финансирования 36

2.2. Проектный цикл в банке. 41

    2.2.1. Организация процесса отбора инвестиционных проектов. 44

    2.2.2. Оценка инвестиционного проекта. 45

    2.2.3. Кредитный договор. 47

    2.2.4. Контроль за реализацией проекта. 50

    2.2.5. Оценка результатов реализации ИП. 53

2.3. Традиционные методы оценки эффективности ИП. 56

3  Проблемы в организации кредитования малого бизнеса в РФ и возможные пути их решения 64

3.1   Основные проблемы и перспективы развития системы кредитования малого бизнеса 64

Заключение 72

Список литературы 76

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Введение 

      Актуальность  темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

      Значимость  изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

      Вышесказанное в полной мере относится и к  российским банкам. Если в советское  время малый бизнес не кредитовали  из-за отсутствия указанного явления, то с началом реформ банки были озабочены в основном проблемами передела собственности, спекулятивными операциями на рынке ценных бумаг. Выдаваемые же крупным предприятиям кредиты  шли не на осуществления технического перевооружения и освоение новых  рынков, а на выдачу зарплаты в счет будущих поступлений. В настоящее  время можно говорить о том, что  базовые предпосылки для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов сформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков (как правило, своих акционеров) подтолкнула средние и мелкие банки к осознанию необходимости диверсификации своих кредитных портфелей.

      В контексте вышесказанного цель работы - изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране и учитывающую мировой опыт работы кредитных организаций с малыми предприятиями.

      При использовании статистических данных автор имел доступ к материалам, подготовленным областным комитетом по статистике на 01.01.06г. Учитывая, что выпуск общероссийских статистических сборников опаздывает как правило на год-два, автор анализирует отдельные процессы на основе данных по Ростовской области, полагая, что указанный регион достаточно репрезентативен.

 

1. Основы  функционирования малого предпринимательства  и предпосылки необходимости  его кредитования 

    1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства 
     

      Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности.

      Подход  к малому предпринимательству как сектору экономики основан на выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена производственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, то есть совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства. При этом последние, как отмечалось в литературе, “отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и специализации производства” (14, с.84).

      Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие “мелкое производство”. Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются:

  1. обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);
  2. специализация на каком-либо виде деятельности;
  3. реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

    Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.

      Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на:

  1. личном труде владельца и членов его семьи;
  2. использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).

      Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

      Таким образом, мелкое производство в качестве особого размерного уклада характеризует организационно-техническую сторону производства (плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к его социально-экономической стороне и в этом конкретном смысле совпадает с понятием “малый бизнес”.

      Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть предпринимателя. Предприниматель - это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход (21, с.69).

      Вышеуказанные характеристики можно отнести и  к малому предпринимательству. Однако количественные факторы - относительно небольшие масштабы - порождают  качественные особенности малого предпринимательства. Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики). 

      Сущностные  черты малого предпринимательства, охарактеризованные выше, образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к данному сектору экономики. По этому поводу в отечественной литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков выступают устойчивые, характерные черты типичного малого предприятия. Систематизация этих критериев требует определенной основы, и таковой может выступить структура внутренней и внешней среды малого предприятия.

      а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия, каждая из которых характеризуется особыми объектом (объектами) деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить на три группы.

      Первая  представлена стадиями процесса производства: снабжением, собственно производством, сбытом.

      Вторая  включает в себя фазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль (бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно контроль). Объединяющим фактором, обеспечивающим целостность системы управления малым предприятием, является руководство, персонифицированное как правило в предпринимателе-собственнике. Руководитель призван объединить все области деятельности предприятия в единое целое, а также обеспечивать его развитие и совершенствование.

      Третья  группа объединяет компоненты малого предприятия: кадры, социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д.

      б) Внешняя среда малого предприятия - это совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, контрагентов и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого предпринимательства. Такие элементы характеризуются рядом признаков (параметров), конкретные состояния которых представляют собой факторы внешней среды. Например, законодательство как элемент может быть охарактеризовано следующими признаками:

      - устойчивость;

      - полнота;

      - действенность и т.д.

      Конкретное  состояние законодательства - скажем, его нестабильность, несовершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого предприятиям.

      Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп:

      Первая  охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых.

      Вторая  группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки зрения малого предприятия) рыночными институтами и контрагентами.

      В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений: правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил.

Информация о работе Кредитование предприятий малого бизнеса: проблемы и пути их решения