Кредитование предприятий малого бизнеса: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Оглавление

Содержание
Введение 4
1. Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки необходимости его кредитования 6
1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства 6
1.2. Малое предприятие в экономике страны. 15
1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 30
2. Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке 36
2.1. Особенности кредита как одного из источников проектного финансирования 36
2.2. Проектный цикл в банке. 41
2.2.1. Организация процесса отбора инвестиционных проектов. 44
2.2.2. Оценка инвестиционного проекта. 45
2.2.3. Кредитный договор. 47
2.2.4. Контроль за реализацией проекта. 50
2.2.5. Оценка результатов реализации ИП. 53
2.3. Традиционные методы оценки эффективности ИП. 56
3 Проблемы в организации кредитования малого бизнеса в РФ и возможные пути их решения 64
3.1 Основные проблемы и перспективы развития системы кредитования малого бизнеса 64
Заключение 72
Список литературы 76
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Файлы: 1 файл

malbizn.docx

— 181.06 Кб (Скачать)

      Актуальны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Речь прежде всего идет о том, что его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам.

      Перечень  налоговых льгот крайне ограничен, а их позитивное воздействие на развитие малых предприятий минимально. Скажем, льгота по налогу на прибыль может  быть использована примерно 30 % предприятиями отдельных, “приоритетных”, видов деятельности. Необходимость диверсифицировать работу предприятий для обеспечения выживаемости еще более сокращает количество потенциальных получателей данной льготы (условием ее применения является получение 70 или даже 90% выручки именно от приоритетного вида деятельности, а подавляющее большинство малых предприятий в условиях экономической нестабильности вынуждено в той или иной мере заниматься и теми высокодоходными операциями, на которые льготный режим не распространяется).

      Другой  негативный пример - сокращение вдвое  показателя численности работающих для отнесения предприятий к  категории малых, введённое в  2003 г. Федеральным законом “О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации”. Такое ограничение приводит к еще большему снижению количества предприятий, имеющих шанс на минимальный уровень государственной поддержки.

      Лишь  для небольшого количества малых предприятий действует порядок налогообложения, установленный Федеральным законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, поскольку он применяется только для предприятий с численностью работающих до 15 человек и валовой выручкой до 100 000 минимальных размеров оплаты труда.

      Что касается ожидаемых в ближайшем  будущем “свежих” плодов нормотворчества  наших законодателей, то можно отметить проект внесения изменений к Закону “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства” предполагающих введение вмененного налога для малых  предприятий численностью до 20 человек  и индивидуальных предпринимателей с объемом годовой выручки  до 300 тыс. МРОТ. Указанный проект, во-первых, содержит противоречия ст. 19 Закона “Об  основах налоговой системы в  РФ”, а во-вторых учитывает интересы не малого предприятия, а бюджета (платежи  авансовые, устанавливаемые исполнительной властью по достаточно сложной схеме  коэффициентов, налог не зависит  от реального дохода предпринимателя) (30, с.54).

      В завершение естественно задаться вопросом: какова эффективность поддержки  малого предпринимательства в России?

      Организациями, занимающейся разработкой мер по поддержке малого бизнеса в России, является Государственный комитет  по поддержке малого предпринимательства  и Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства, а также другие государственные и муниципальные фонды. Не будем говорить о результатах реализации порученных им задач. И вот почему: о какой масштабной эффективной работе может идти речь, если в 2004 году бюджет не дал Федеральному фонду ни копейки, а в 2005 из запланированного триллиона фонд получил 25,8 %. За 2005 год Фонд получил всего 326,5 млрд. рублей ($ 55 млн.) за счет размещения собственных средств и отчислений от приватизации (законные 5 % от каждой сделки) и в итоге выполнил программу поддержки малого предпринимательства на 2004-2005гг. на 35,7% (15, стр. 1). Для сравнения: в США федеральное агентство малого бизнеса (SBA) в 2003 году прогарантировало ссуд малым предприятиям почти на $ 10 млрд. – на три порядка больше! Что касается региональных структур поддержки малого предпринимательства, то здесь ситуация с финансовыми ресурсами еще тяжелее: “У них (регионов) головная боль – это зарплата бюджетникам. Все средства идут прежде всего на защищенные статьи региональных бюджетов. Если же регион может предоставить льготы малому “бизнесу”, то на эту сумму сокращаются трансферты из государственного бюджета” (Высоков В.В.) (15, стр.1). 

      Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод о большой значимости малого предпринимательства для экономики  страны: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру  рынков, обеспечивают занятость свыше 50 % трудоспособного населения, способствуют формированию конкурентной среды.

      В российских условиях к вышеперечисленным  функциям добавляются: расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных  капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств  населения в деловой оборот, трудоустройство  высвободившейся в результате прошедших  на предприятиях реформ рабочей силы.

      Однако  уровень развития малого предпринимательства  в России находится на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации крупных промышленных приватизированных предприятий.

      Таким образом, несмотря на благоприятные  экономические условия для развития малого предпринимательства, сложившиеся к началу 2006 года, как то низкие процентные ставки, доступ банков к средствам международных финансово-кредитных организаций, реакция указанного сектора экономики достаточно вялая.

 

       1.3. Малое предпринимательство как  формирующийся рынок приложения  кредитных ресурсов коммерческого  банка 
 

      Вышеизложенное  дает право говорить о противоречии в развитии малого предпринимательства  в России: с одной стороны малые  предприятия способны производить  свыше половины ВВП, эффективность  малого предпринимательства в среднем  по стране более чем в два раза выше, чем у прочих предприятий (малые  предприятия произвели в 2004 году 12 % ВВП и 20 % национального дохода); с другой стороны в процессе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с целым рядом проблем и главная из них острый дефицит инвестиционных ресурсов, нехватка средств на расширение рынков сбыта, ассортимента, повышения качества продукции.

      Вместе  с тем плачевное состояние  крупных промышленных предприятий, которых в основном и кредитуют  банки, влияет на качество кредитных  портфелей (точнее на некачественность), в силу чего возникают массовые проблемы с ликвидностью в банковском секторе. На настоящий момент у 1000 банков из 2545 отозваны лицензии, а в прессе который год говорится о грядущей волне банкротств (яркий пример –  ситуация с Ростовским ПСБ). Таким  образом, перед банками остро  встает проблема диверсификации своих  кредитных портфелей.

      Активная  работа по кредитованию малых предприятий  является также неоспоримым преимуществом  в обострившейся конкурентной борьбе за клиентуру: возможность получения  кредита на выгодных условиях может  быть хорошим стимулом для руководителя предприятия при выборе банка.

      И, наконец, не стоит забывать о самом  главном: основная цель деятельности кредитной  организации – извлечение прибыли (2, ст.1). В условиях снижающейся доходности традиционных спекулятивных инструментов финансового рынка (ГКО, МБК) банки  вынуждены искать новые сферы  приложения своих ресурсов. Учитывая высокую эффективность проектов малого предпринимательства, банки вправе рассчитывать на высокую доходность кредитования таких проектов, мотивируя более высокие ставки кредитования высокой удельной трудоемкостью работ по кредитованию небольших проектов.

      Все это заставляет руководство прогрессивных  банков пересматривать кредитную политику, смещая акцент в сторону малых  и средних предприятий. 

     Приведенные ниже диаграммы (рис. 1.4. и 1.5.) иллюстрируют разницу в структурах кредитных портфелей среднего российского банка (Балтийский) и типичного американского банка Mid Am Bank с активами приблизительно в 2,2 млрд. долларов.

Рис. 1.4.

      Как мы видим, основу кредитной деятельности Mid-Am Bank образуют ссуды малым предприятиям, составляющие более половины портфеля. Банк также обслуживает несколько крупных предприятий, основная часть которых начала сотрудничать с банком как малые предприятия. Кредитный же портфель Балтийского Банка состоит в основном из крупных кредитов, и только 1,1 % его составляют ссуды малым предприятиям. 

      Рис. 1.5.

      Решению проблемы дефицита кредитных ресурсов для кредитования проектов малого предпринимательства  российским банкам частично помогают решить различные международные  финансовые организации. Так по Ростовской области с ЕБРР сотрудничает “СБС-Агро”, с Инвестиционным фондом США-Россия (TUSRIF) - банки “Центр-инвест” и  “Донинвест”.

      Однако  наличие ресурсов для кредитования еще не означает, что проекты “потекут рекой”. Банки сегодня сталкиваются с ситуацией, когда агрессивная  рекламная компания по привлечению  проектов для кредитования на выгодных для заемщика условиях (сравнительно невысокие ставки процентов по кредитам, продолжительность срока кредитования, удобные схемы платежей по кредиту) не находит адекватного отклика  у руководителей малых предприятий. В принципе, подобная реакция легко  объясняется: у российского бизнесмена не сформировался еще стратегия  “ведения бизнеса в кредит”, как  это принято в развитых странах. Что не удивительно: еще вчера, в  период разгула инфляции и “дикой”  экономики банки просто не хотели замечать малый бизнес. Сегодня эта  недальновидность “аукнулась” банкам.

      Таким образом, для нормальной работы с  малым предпринимательством одной  только возможности предоставить кредит оказалось не достаточно, необходима целая система по привлечению эффективных проектов. Сегодня многие банки вынуждены создавать ее с нуля, но есть и такие, которые начали заниматься созданием такой системы достаточно давно и уже разработали ряд технологий по поддержке инвестиционных проектов малого предпринимательства и сформировали определенный авторитет в этой сфере.

      В связи с этим примечателен опыт работы банка “Центр-инвест”.

      В качестве приоритетов своей инвестиционной политики Банк определил работу со средними и малыми предприятиями.

      В 2005 году банком “Центр-инвест” при участии администрации Ростовской области была разработана “Программа поддержки малых предприятий Дона”, которая в качестве пилотного проекта вошла в “Региональную программу государственной поддержки малого предпринимательства Ростовской области на 2005 год”. Целью программы является содействие развитию малых и средних предприятий Ростовской области на базе передовых банковских технологий и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, созданной банком “Центр-инвест”.

      На  базе специализированного филиала  Банк и структур, входящих в инновационно финансовую группу “Центр-инвест”, оказывают  полный комплекс банковских услуг для  малых предприятий:

  1. Организационно-правовое оформление и юридические консультации субъектов малого предпринимательства;
  2. Ведение бухгалтерского учёта и налоговое планирование (фирма “Центр-Аудит”);
  3. Применение механизма финансового лизинга для технического переоснащения малых предприятий (компания “Лизинг-Центр”);
  4. Льготное кредитование проектов малого предпринимательства (соглашение с Инвестиционным Фондом США-Россия (TUSRIF));
  5. Поиск зарубежного партнёра, посредничество в заключении сделок предприятий (сформирована база данных потенциальных партнеров в Германии, Франции, США, Великобритании);
  6. Обучение специалистов малого предпринимательства на базе регулярных семинаров совместно с ростовскими ВУЗами;
  7. Выпуск методических пособий, консультации (Банковские технологии для малых предприятий Дона);
  8. Использование возможностей глобальной компьютерной сети INTERNET для организации виртуальных представительств малых предприятий - клиентов банка.
 
 

      Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод о том, что два в какой-то мере параллельных до сих пор в  России процесса – развития малых  предприятий и развития кредитных  организаций – находят точки  соприкосновения. Опыт развитых стран  показывает большие перспективы  такого сотрудничества. От чего же зависит  успех этого сотрудничества. Несомненно, малые предприятия нуждаются  в особом внимании и льготах со стороны государства в связи  с его (государства) интересом в  развитии малого предпринимательства  в стране. Среди предложений авторов  различных публикаций на эту тему можно отметить следующие:

Информация о работе Кредитование предприятий малого бизнеса: проблемы и пути их решения