Кредитование предприятий малого бизнеса: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Оглавление

Содержание
Введение 4
1. Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки необходимости его кредитования 6
1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства 6
1.2. Малое предприятие в экономике страны. 15
1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 30
2. Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке 36
2.1. Особенности кредита как одного из источников проектного финансирования 36
2.2. Проектный цикл в банке. 41
2.2.1. Организация процесса отбора инвестиционных проектов. 44
2.2.2. Оценка инвестиционного проекта. 45
2.2.3. Кредитный договор. 47
2.2.4. Контроль за реализацией проекта. 50
2.2.5. Оценка результатов реализации ИП. 53
2.3. Традиционные методы оценки эффективности ИП. 56
3 Проблемы в организации кредитования малого бизнеса в РФ и возможные пути их решения 64
3.1 Основные проблемы и перспективы развития системы кредитования малого бизнеса 64
Заключение 72
Список литературы 76
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Файлы: 1 файл

malbizn.docx

— 181.06 Кб (Скачать)

* на 1 июля 2005г.

** на 1 октября  2005г.

*** с учетом  вторичной занятости 

      Как видно из таблицы 1.1, малые предприятия  в развитых странах (на место среди  которых претендует Россия) производят в среднем чуть более половины ВВП, при этом малое предпринимательство  в большинстве стран более  эффективно, чем прочие сектора экономики. Учитывая, что данная выборка репрезентативна  для развитых стран, и в данных странах в основном только экономические (то есть базисные) предпосылки формирования малого предпринимательства были схожи, а культурные и исторические разнились, можно утверждать, что в стране с рыночной экономикой весомая роль малого предпринимательства – объективна.

      На  данный момент в России малым предпринимательством занимается только 9 % населения, производя 12 % ВВП. Исходя из вышесказанного можно  утверждать, что в России существует большой потенциал развития малого предпринимательства.

      Учитывая  выявленный потенциал можно было бы предположить, что малое предпринимательство  должно развиваться сверхбыстрыми  темпами с начала реформ и по сегодняшний  день; что должен включиться механизм саморегуляции рыночной экономики, стимулируя создание и развитие малого предпринимательства экономическими методами. Однако этого не происходит, как видно на рисунке 1.1. 

 

      Рис. 1.1 Динамика численности малых предприятий  в РФ в 2000-2005гг. 

      Анализ  официальной статистики обнаруживает резкое замедление темпов роста числа субъектов малого предпринимательства: если за 2000 г. их количество увеличилось в 1,2 раза (560 тыс. против 268 тыс.), а за 1993 г. - в 1,5 раза (865 тыс. на конец года), то за 2002 г. прирост составил лишь 3,7% (896,9 тыс. на конец года). В 2003 г. впервые наблюдалось абсолютное сокращение количества малых предприятий - до 877,3 тыс., или на 2,2%. Падение продолжилось и в 2004 г.: по данным Госкомстата РФ, в сентябре 2004 г. показатель составил 829,5 тыс. единиц субъектов малого предпринимательства, или 92,5% от уровня 2002г., самого удачного в новейшей истории российского малого предпринимательства. Незначительный рост в 2005 г. (на 1,02  %) можно отнести на счет общей экономической стабилизации.

      Таким образом сопоставляя качественные и количественные характеристики малого предпринимательства можно выявить  следующее противоречие: с одной  стороны, налицо возрастание отмечавшейся выше значимости малых предприятий, а с другой – стагнация малого предпринимательства. Очевидно, что если не включаются экономические стимулы развития малого предпринимательства, значит этому мешают различные элементы надстройки: административные, правовые, культурные. На отсутствие предпринимательского образа мышления, выкорчеванного у советского человека административно-командной системой накладывается нежелание малых предпринимателей играть по правилам государства: “перерегистрацию многие предприятия не прошли, спрятались “в тень”, подтверждает и Генеральный директор Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Высоков В.В. (15, стр.1).

      Сложившаяся тревожная ситуация усугубляется рядом  обстоятельств: негативная динамика численности малых фирм сопровождается консервацией неблагоприятной отраслевой и региональной структуры российского малого предпринимательства (см. табл. 1.2(Приложение А) и 1.3(Приложение В)).

      По  состоянию на сентябрь 2004г. 42 % малых предприятий России было сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, по 16 % приходилось на промышленность и строительство. По Ростовской области доля малых предприятий, сосредоточенных в торговле и общественном питании ещё выше – 49 % ( на 1 июля 2005г.) Таким образом доля промышленных малых предприятий застыла на отметке 14-16%. 

      

      Рис. 1.2. 

     В региональном аспекте сохраняется сверхконцентрация малых предприятий в Центральном районе России (30-32 % всех зарегистрированных в РФ малых предприятий, в том числе доля Москвы стабильно составляет 21-22 %). 

      Динамика  численности постоянно занятых  на малых предприятиях еще более  негативна: показатель сентября 2004 г. (6,01 млн. человек) составил лишь 70,9% от уровня 2002 г. Абсолютное падение за 2004 г. по сравнению с 2003 г. достигло, по оценкам Госкомстата РФ, 2,9 млн. человек, а в отраслевом разрезе от этого больше всего пострадали промышленность и строительство (см. рис. 1.3 и табл. 1.4(Приложение В)). 
 

      

      Рис. 1.3. Динамика численности постоянно  занятых на малых предприятиях РФ в 1999-2005гг.

      Кризисное положение дел в сфере российского  малого предпринимательства во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих во внешней среде. В чем же суть деструктивного действия основных факторов внешней среды российского малого предпринимательства?

      Первая  из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных рынков. Характерные  черты ситуации с факторами производства для малых предприятий следующие:

  • усложненность процедуры доступа к ресурсам (в первую очередь к земле и производственным помещениям), обусловливающая существенные потери времени и финансовых средств;
  • отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним;
  • недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении ресурсов со стороны государства, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним субъектов малого предпринимательства;

      В настоящее время на первое место  по значимости для малого предпринимательства  в отношении ресурсного обеспечения  выходит нехватка производственных площадей. Имеющиеся на крупных предприятиях избытки оборудования и неиспользуемых производственных мощностей только в ограниченном объеме включаются в рыночный оборот. Наиболее часто встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных владельцев недвижимости (крупных предприятий и муниципальных органов) стал договор краткосрочной аренды и, как правило, на неблагоприятных для малого предприятия условиях (срок такого договора 3-5 лет с правом заключения долгосрочной аренды в дальнейшем, однако реализация этого права по мнению многих предпринимателей проблематична, что сдерживает и заставляет их работать с оглядкой на возможность расторжения договора аренды). В дополнение к этому можно отметить высокую монополизированность рынка недвижимости.

      Выход из данной ситуации видится в дальнейшем развитии рынка недвижимости. Уже  сейчас есть достаточно эффективные  проекты, позволяющие инициаторам  окупить вложения в недвижимость в течение 2-3 лет. Развитие кредитно-финансового  рынка позволяет уже сегодня  привлекать заемные ресурсы на такой  срок. К сожалению, большинство таких  проектов относится к торговой сфере.

      На  начальном этапе развития малого предпринимательства (конец 80-х - начало 90-х годов) весьма острым был дефицит  специализированного оборудования для малых предприятий, поскольку  отечественные производители ориентировались  на удовлетворение потребностей крупных  государственных предприятий. С  развитием рыночных преобразований и активизацией внешнеэкономической  деятельности предложений по поставкам  отечественного и импортного оборудования стало во многих случаях достаточно. Однако теперь трудности в приобретении малыми предприятиями подобного  оборудования связаны прежде всего  с финансовыми проблемами и информационным вакуумом (малый предприниматель  зачастую не может выйти на импортного производителя оборудования, не имеющего представительства в России). В  связи с этим актуален опыт поддержки  инвестиционных проектов субъектов  малого предпринимательства, предлагаемый банком “Центр-инвест” в рамках “программы поддержки малых предприятий Дона”: специалисты банка могут помочь малому предприятию в поисках партнера, заключении контракта, оформлении сделки, осуществлении платежей на наиболее выгодных условиях.

      Ситуация  на рынке сырья и вспомогательных  материалов в последнее время  стабилизировалась: если раньше рост цен  на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, опережал рост цен  на продукцию малого предприятий, трудно было получить информацию по интересующим позициям, то сейчас цены стабилизировались, а соответствующие каталоги подбирают  информацию практически по всем интересующим предпринимателя видам сырья  и комплектующих.

      В последнее время наблюдаются  положительные сдвиги на финансовом рынке: расширяется набор услуг, предлагаемых банками малым предприятиям, снижается “цена” кредитных ресурсов, увеличиваются сроки кредитования. Вместе с тем продолжается концентрация капиталов в крупных городах, периодически повторяющиеся кризисы  различной природы и глубины, доступ российских банков к недорогим  долгосрочным ресурсам для кредитования не снимает вопрос обеспечения кредитов.

      По  данным Центра социального прогнозирования  и маркетинга в качестве основных трудностей во взаимоотношениях с банками  малые предприниматели называют: 1) требование залога имущества - 14,6 %; 2) длительность процедуры оформления кредита - 11,5% (14, стр.87).

      Трудности взаимоотношений с банками побуждают  представителей малого предпринимательства  обращаться к неформальному рынку  ссудных ресурсов, в частности, одалживать деньги у родных и знакомых или  даже у ростовщиков (такие случаи имеют место в основном в сфере  торговли, где оборачиваемость средств  достаточно велика).

   Свидетельством  неблагополучного положения дел  является также гипертрофированная роль личных сбережений в структуре  финансовой базы начинающих предпринимателей. Это достаточно серьезная проблема: банки очень осторожно подходят к рассмотрению стартовых проектов.

      При характеристике рынка труда необходимо отметить, что он отличается серьезными региональными и отраслевыми  диспропорциями. Трудовые ресурсы недостаточно мобильны. Относительная же их дешевизна  “компенсируется” недостаточной квалифицированностью.

      Особенно  негативно отражается на развитии малого предпринимательства нехватка подготовленных специалистов в области маркетинга и финансов. Решение этой проблемы видится в создании консультационных служб при банках для работы с малыми предпринимателями. Финансы малого предприятия не настолько сложны, чтобы руководитель предприятия не справился со своими денежными потоками, а бухгалтерский учет и оптимизацию налогообложения может взять на себя банк (такая услуга предлагается аудиторской фирмой “Центр-аудит”, входящей в инновационно-финансовую группу “Центр-инвест”).

      В отношении российского информационного  рынка можно сказать, что он приобретает  цивилизованные формы (Internet, специальные  каталоги, базы данных), другое дело, что  малое предприятие не всегда обладает техническими средствами доступа к  этой информации или не может позволить  себе подписку на достаточно дорогие  обзоры по интересующему рынку. Вместе с тем в условиях достаточно большого разброса цен у различных поставщиков  сырья и материалов владение информацией  остается достаточно сильным конкурентным фактором.

      Для рынков сбыта продукции малых  предприятий вплоть до 2004г. характерно было их колоссальное сужение вследствие снижения уровня жизни населения и неплатежеспособности большинства предприятий. Однако уже в 2004г. объем розничного товарооборота и платных услуг увеличился. Так по Ростовской области прирост составил 2,5 % (в сопоставимых ценах), а в2005 г. – 6,7 % (12, стр.156). На сегодняшний день можно говорит о прекращении пауперизации населения. Так по Ростовской области в 2005 г. соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения составило 7,9 раза против 8,8 раза в 2004 г., а рост среднемесячного дохода одного работника в целом по экономике области превысил рост потребительских цен (1,2 и 1,176 соответственно) (12, стр. 178).

      Вторая  группа негативных факторов порождена  характером взаимоотношений важнейших  рыночных институтов и агентов с  малым предпринимательством. Негативное состояние хозяйственных связей между малым и крупным бизнесом можно определить двумя ключевыми  понятиями: неинтегрированность и  неравноправие. Первая означает неразвитость в России широко распространенных в  мире схем франчайзинга, венчурного финансирования и т.п., что позволяет крупным  и мелким агентам рынка в развитых странах гармонично дополнять друг друга. Второе особенно ярко проявляется  в распределении ресурсов, льгот, квот, госзаказов. Малые предприятия  в развитых странах, как правило, специализируются на изготовлении отдельных  узлов и деталей, а крупные  предприятия ведут сборку готовых  изделий.  Иногда малые предприятия  осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые производят для  нее различные детали.

      Следующая, третья, группа негативных факторов связана  с состоянием правовых, отношений. Деструктивное  влияние на малое предпринимательство  сложившейся правовой среды проявляется, во-первых, в нестабильности законодательства: происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий в области  налогообложения вплоть до введения законов и нормативных актов  задним числом. Во-вторых, - в существенных законодательных пробелах: отсутствие земельного кодекса не позволяет  развивать ипотечное кредитование. В-третьих, - запрет на передачу в лизинг пассивной части основных фондов приводит к тому, что обеспеченность малых предприятий собственными производственными площадями остается на низком уровне.

      Негативное  влияние на субъектов малого предпринимательства  оказывает и нынешнее налоговое  законодательство. Так, например, Федеральный  закон от 5.02.97г. “О тарифах страховых  взносов в Пенсионный фонд РФ ”, повышающий тарифы взносов с 5 % до 28 % (то есть ухудшающий положение налогоплательщиков) был опубликован 11 февраля, а введен в действие с 1 января 2005г. Мало того, этот закон еще и противоречил Конституции (статьям 19 и 55) (8, п.1), однако индивидуальные предприниматели были вынуждены платить незаконно взимаемые с них отчисления целый год до Постановления Конституционного Суда РФ и будут платить еще полгода, так как суд обязал Совет Федераций внести изменения в законодательство относительно ставки отчислений в Пенсионный фонд индивидуальными предпринимателями в течение 6 месяцев. Верхняя палата будет тянуть до последнего, так как обеспокоена прежде всего поступлениями в бюджет.

Информация о работе Кредитование предприятий малого бизнеса: проблемы и пути их решения