Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:29, курсовая работа
Изменения, происходящие в России, все больше требуют от предпринимателей умения видеть перспективы, принимать обоснованные стратегические решения. Внешняя среда меняется настолько быстро, что многие предприятия не успевают реагировать на эти изменения (изменения в законодательстве, смена власти, рост цен и тому подобное) и не выдерживают жестких условий конкурентной борьбы. Это относится и к малым предприятиям, которые вынуждены бороться “за место под солнцем” с крупными и средними фирмами.
1.Введение………………………………………………………………………3
2.Понятие и сущность стратегии………………………………………………4
3. Развитие малого предприятия……………………………………………….9
4. Заключение…………………………………………………………………..11
5.Список используемой литературы………………………………………….12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агенство по образованию
ГУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
«Факультет Менеджмента и маркетинга»
Курсовая работа
По дисциплине
«Менеджмент малого бизнеса»
на тему:
Стратегии развития малого бизнеса
Преподаватель:
доцент
Ковалев Василий Александрович
Выполнил:
Функ
Елена Владимировна
07ММБ02593, 5 курс
1.Введение……………………………………………………
2.Понятие и сущность стратегии………………………………………………4
3. Развитие малого предприятия……………………………………………….
4. Заключение……………………………………………………
5.Список используемой
литературы………………………………………….12
Введение
Изменения, происходящие в России, все больше требуют от предпринимателей умения видеть перспективы, принимать обоснованные стратегические решения. Внешняя среда меняется настолько быстро, что многие предприятия не успевают реагировать на эти изменения (изменения в законодательстве, смена власти, рост цен и тому подобное) и не выдерживают жестких условий конкурентной борьбы. Это относится и к малым предприятиям, которые вынуждены бороться “за место под солнцем” с крупными и средними фирмами.
Велика и социальная значимость малых предприятий:
создание
широкого слоя мелких собственников (среднего
класса) - владельцев малых предприятий
и их наемных работников, общая
численность которых является одной
из наиболее существенных качественных
характеристик любой страны с
развитой рыночной экономикой. Они
самостоятельно обеспечивают собственное
благосостояние и достойный уровень
жизни, являются основой социально-
Занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способствует раскрытию внутреннего потенциала личности.
В настоящее время в российских компаниях, где занимаются стратегическим планированием, для него созданы специальные подразделения численностью до несколько десятков человек. Казалось бы, столь дорогая игрушка может интересовать только большой бизнес.
По оценке специалистов, уже через год
не только крупные, но и большинство средних
и мелких компаний в России, чтобы выжить,
будут вынуждены применять “дешевые варианты”
стратегического планирования.
Понятие и сущность стратегии
Прежде чем перейти к рассмотрению стратегий, используемых малыми предприятиями, необходимо уточнить само понятие “стратегия”. В научной литературе существует несколько толкований этого понятия. В одном из них под стратегией понимается “генеральное направление действия организации, следование которому должно привести её к достижению своих целей”. Другими словами, стратегия - это инструмент достижения долгосрочной цели. Она объясняет, что нужно сделать, чтобы достичь конкретной цели. Необходимо сказать, что нет одного оптимального подхода к определению стратегии, существуют различия, зависящие от размеров организации.
Стратегическое управление - это процесс управления долгосрочными целями, выработкой стратегии и ее претворением в жизнь. Стратегическое управление является сферой деятельности высшего руководства фирмы. Стратегия предприятия должна не только поддерживать имеющиеся конкурентные преимущества, но и инициировать новые. Основными принципами стратегического управления выступают:
- обоснованный
выбор целей и стратегий
-постоянный поиск новых форм и видов деятельности для сохранения конкурентоспособности;
- обеспечение взаимодействия между фирмой и внешней средой;
- индивидуализация стратегий с учетом конкретной фирмы;
-отделение
задач стратегического
Стратегическое управление включает комплекс взаимосвязанных управленческих процессов: анализ среды, определение миссий и целей фирмы, выбор стратегии и ее реализацию, контроль и оценку выполнения стратегии.
Различные стратегии, которые используют фирмы, являются модификациями нескольких базовых стратегий. В бизнесе выделяют четыре базовых стратегии:
1.Стратегия ограниченного роста – цели развиваются от достигнутого и корректируются в зависимости от условий.
2.Стратегия роста - динамичный уровень развития.
3.Стратегия
сокращения - целенаправленное и
сбалансированное сокращение
4.Комбинированная
стратегия - выступает как сочетание
всех рассмотренных ранее
Процесс
определения стратегии в
А) Малый
бизнес производит сравнительно мало
товаров и услуг.
Б) Ресурсы
малого предприятия ограничены.
В) Основное
их конкурентное преимущество - это
способность быстро меняться.
Г) Они
в основном не имеют формальных процедур
для наблюдения за внешней средой, для
создания прогнозов или оценки и контроля
стратегии, которой они руководствуются
в данное время.
Д) Основная
часть управленческого аппарата
получила свои знания в процессе работы.
Более того, они имеют тенденцию
полагаться на опыт и интуицию, а
не на формальные процедуры.
Из-за этих причин процесс формулирования стратегии в малом бизнесе менее формальный, систематический и регулярный, чем в крупных организациях. Но это не значит, что малые предприятия совсем не занимаются разработкой стратегии или делают это недостаточно хорошо. На самом деле, в некоторых малых фирмах проводится очень эффективная разработка стратегии, даже если она неформальная и значительно упрощенная. Эксперты стратегического планирования считают, что в малом бизнесе стратегия должны формулироваться командой высшего руководства за столом переговоров.
Существуют следующие стратегии развития малого бизнеса:
а) Стратегия копирования. В рамках данной стратегии малая фирма может пойти по одному из двух путей:
- выпускать марочный продукт по лицензии крупной фирмы;
- осваивать
и выпускать копию, прообразом
которой является какой-либо
б) Стратегия оптимального размера.
Эта стратегия заключается в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков и тех областей деятельности, в которых крупное производство неэффективно, а оптимальным является малое предприятие (например, небольшие магазины, кафе, предприятия в сфере бытового обслуживания, ориентированные, в частности, на удовлетворение узкоспециализированного или особенного спроса: единичные заказы, индивидуальные и элитные товары, услуги, выпуск нестандартного оборудования или малосерийных изделий, реализация начальных этапов высокорискованных проектов и так далее). В этих сферах деятельность крупных фирм затруднена в силу недостаточной прибыли, высоких расходов на заработную плату, высокого риска, не технологичности.
Стратегия участия в продукте крупной фирмы. В рамках крупного производства наибольшие издержки приходятся на участки мелкого и малотехнологичного производств. Крупной фирме часто выгоднее отказаться от этих видов работ, закупая отдельные детали, узлы, комплектующие у малых предприятий. В свою очередь, малая фирма получает возможность гарантированного субподрядного заказа и связанные с этим преимущества. Чтобы избежать опасной зависимости от крупной фирмы, малые предприятия часто используют тактику “ограничения доли оборота на одного крупного клиента”, согласно которой они стремятся к тому, чтобы доля поставок каждому их крупному клиенту в общем объеме продаж не превышала, например, 20%. Активно сотрудничая с крупными фирмами, малые предприятия приспосабливаются к их организационным и технологическим требованиям, дисциплине поставок и уровню качества, колебаниям рыночной конъюнктуры и инновационным процессам. Таким образом, в конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют весьма динамичную среду субподрядного рынка, стимулируя тем самым крупные фирмы к дальнейшему снижению собственных внутренних издержек.
в) Стратегия участия в системе сбыта (использования преимуществ) крупной фирмы.
Используя эту стратегию, малые фирмы выступают в качестве представителей крупной, участвуя при этом в её сбытовой сети (заказы, продвижение и реализация товаров, сервисное и послепродажное обслуживание). В сферах торговли и услуг издержки производителя значительно ниже, чем в промышленности, поэтому организация бизнеса в этих сферах требует относительно небольших средств. Конкурентоспособность малых предприятий проявляется в первую очередь в работе на мелкомасштабных рынках, то есть в непосредственном контакте с потребителем.
Многообразие рыночных ситуаций предполагает разнообразие используемых предприятиями стратегий. В конкурентной борьбе с крупными фирмами малый бизнес использует прежде всего свои главные преимущества - гибкость, мобильность, территориальную маневренность. Можно выделить 4 основных стратегии малых предприятий, цель которых состоит в том, чтобы свести к минимуму остроту конкуренции и наилучшим образом использовать свое преимущество. Первые две стратегии относятся к самостоятельному развитию фирмы. Следующие две связаны с возможностями встраивания малой фирмы в деятельность крупной.
Удачной формой сотрудничества крупных и малых фирм в торговле и сфере услуг является “франчайзинг”. В соответствии с франчайзным соглашением франчайзер - крупная родительская компания - обязуется снабжать малую фирму, действующую в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанной технологией бизнеса и предоставить ей торговую марку, финансовую помощь. При этом малая фирма (франчайзи) обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий и выплатить крупный первоначальный взнос, а затем отчислять определенные проценты от объема продаж. Малой фирме запрещается продавать товары конкурирующих фирм, устанавливаются достаточно жесткие правила поведения на рынке.
Говоря о развитии и совершенствовании малого бизнеса, необходимо отметить, что его развитие осложнено наличием многих проблем.
В первую очередь, это связано с барьерами
на пути выхода новых малых предприятий
на рынок. Эти барьеры могут носить как
объективный структурный характер, обусловленный
особенностями данной отрасли и рынка
(технология производства, стартовые и
текущие затраты, объем спроса, зрелость
и развитость рынка, тип конкуренции),
так и определяться поведением отдельных
хозяйствующих субъектов, уже действующих
на рынке, а также мерами государственного
экономического регулирования.
Современные условия развития российской
экономики характеризуются наличием существенных
трудностей выхода на рынок, связанных
с действием таких факторов, как низкая
платежеспособность покупателей, сужение
географических границ рынка вследствие
роста транспортных расходов, возрастание
международной конкуренции в условиях
ограниченного спроса. Многие виды деятельности
становятся малопривлекательными для
новых малых предприятий в связи с низким
уровнем прибыльности, высоким уровнем
конкуренции и следовательно инвестиционного
рынка.