Учет на предприятии малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию.

Оглавление

1. Исторические этапы в развитии малого бизнеса в России. 3
2. Роль малого предпринимательства в решении экономических и социальных задач России. 8
3. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета малого бизнеса. 11
4. Задача №1 15
6. Список использованной литературы. 16

Файлы: 1 файл

контрольная малый бизнес.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

 

Содержание:

                                                                                                                                                                                                                                                                                стр.

1.

Исторические этапы  в развитии малого бизнеса в России.

3

2.

Роль малого предпринимательства в решении экономических и социальных задач России.

8

3.

Законодательное и нормативное  регулирование бухгалтерского и  налогового учета малого бизнеса.

11

4.

Задача №1

15

6.

Список использованной литературы.

16


 

 

Исторические этапы в  развитии малого бизнеса в России

 

      Для  углубленного понимания нынешней  ситуации с развитием российских  малых предприятий необходимо  критически рассмотреть некоторые страницы их «новейшей истории».

     Первый этап и наиболее яркий из них наблюдался  в условиях  бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета,  в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания.

     В годы  перестройки малый бизнес включился  в общий, всячески поддерживаемый  правительством процесс бурного  развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

     Изнанкой  «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли  роль канала перекачки ресурсов  командно - управляемых госпредприятий в теневую экономику. Средства практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

     Необходим  был кардинально иной экономический  курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй этап в развитии российского малого предпринимательства.

     1992 год - год шоковой терапии - характеризовался  самыми высокими с середины 80-х  годов темпами роста числа  малых предприятий (в 2,5 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер,

поскольку осуществленная тогда либерализация цен и  введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

     Модель шоковой терапии была малоконструктивная для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг.

          Падение потребительского платежеспособного  спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя.

     Малое предпринимательство  было составным элементом этого массового процесса учредительства. Банки, биржи, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой - либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь». В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

     Уже к 1995 г. оказались  практически исчерпаны ниши и  возможности сверхприбыльной торгово  - посреднической деятельности. Многие  из возникших ранее малых предприятий  преимущественно торгово - посреднической  или, например, научно - консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождающийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

     Главными причинами  приостановки роста числа малых  предприятий являлись резкое  сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу.

     В экономике России  стала прослеживаться тенденция  к началу новой, рыночной концентрации  и централизации капиталов, а  также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий.

     На кардинальное замедление  прироста числа малых предприятий  в 1994 - 1995 гг. повлияло и завершение  перерегистрации малых предприятий,  созданных еще по законам бывшего  СССР. Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших малых предприятий была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.

     Замедление роста  числа малых предприятий объясняется  еще и тем, что не проявил  свою силу - и в экономическом,  и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения числа малых предприятий, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения, хотя реальная безработица могла быть на порядок выше. Но тем не менее официальный статус работающих, пока он действует, создает социально - психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса.

    Резкий спад темпов  прироста числа малых предприятий  по-разному нашел отражение в  отдельных отраслях. Хотя и несколько  замедлившись, но впервые за несколько  прошедших лет опережающими темпами  увеличилось количество малых  предприятий за январь - октябрь 1997 г. в отраслях: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 36,9%), культура и искусство (на 20,2%), операции с недвижимым имуществом. Уменьшилось число малых предприятий, работающих в отраслях науки и научного обслуживания на 7,0%, связи - на 4,5%, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка - на 3,9%.

          Малые  предприятия в борьбе за выживание  научились самостоятельно приспосабливаться  к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более, чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

     Для закрепления и  дальнейшего развития позитивных  тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки малых предприятий на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирование его инвестиционной активности.

 

Роль малого предпринимательства  в решении экономических и  социальных задач России

Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию

широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Существенная роль малого предпринимательства в экономической  жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса  наиболее динамично осваивает новые  виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству гибкость и  высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.  

     Малое предпринимательство выполняет в обществе важнейшие функции социально-политического характера. Особенно наглядно оно просматривается, поднимая роль и значимость малого и среднего предпринимательства в «переломные», кризисные периоды развития национальной экономики.

Мелкое и  среднее предпринимательство продолжает оставаться главным хранителем и распространителем предпринимательского духа в общественной системе, а в современной России, на стадии переходного состояния, источником его формирования.

Малый бизнес выполняет  свою, четко определенную экономическую  и социальную роль, основные аспекты которой представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Экономическая и социальная роль малого и среднего бизнеса

 

Экономическая роль малого бизнеса 

Социальная роль малого бизнеса 

1) создание рабочих  мест 
2) внедрение новых товаров и услуг 
3) удовлетворение нужд крупных корпораций 
4) демонополизация экономики, развитие конкуренции 
5) приватизация и создание гибких производственных структур разнообразных форм собственности, развитие хозяйственной инициативы 
6) обеспечение специализированными товарами и услугами

1) амортизатор негативных  процессов на рынке труда, поскольку  приводит к массовому созданию  рабочих мест, ослаблению безработицы 
2) учитывает экономические, географические, национальные особенности различных регионов РФ 
3) способствует образованию дополнительных доходов семьи и повышению уровня жизни собственников 
4) поставляет услуги и товары на местный рынок.

Информация о работе Учет на предприятии малого бизнеса