Кредитование предприятий малого бизнеса: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Оглавление

Содержание
Введение 4
1. Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки необходимости его кредитования 6
1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства 6
1.2. Малое предприятие в экономике страны. 15
1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 30
2. Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке 36
2.1. Особенности кредита как одного из источников проектного финансирования 36
2.2. Проектный цикл в банке. 41
2.2.1. Организация процесса отбора инвестиционных проектов. 44
2.2.2. Оценка инвестиционного проекта. 45
2.2.3. Кредитный договор. 47
2.2.4. Контроль за реализацией проекта. 50
2.2.5. Оценка результатов реализации ИП. 53
2.3. Традиционные методы оценки эффективности ИП. 56
3 Проблемы в организации кредитования малого бизнеса в РФ и возможные пути их решения 64
3.1 Основные проблемы и перспективы развития системы кредитования малого бизнеса 64
Заключение 72
Список литературы 76
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Файлы: 1 файл

malbizn.docx

— 181.06 Кб (Скачать)

     Для кредитора проектный цикл по сути дела начинается с момента получения от будущего заемщика заявки на финансирование проекта, а заканчивается моментом, когда заемщик выполняет все свои платежные обязательства по кредиту и кредитный договор прекращает свое действие.

     Наиболее  важными для кредиторов являются этапы: отбора и оценки проекта, переговоров  и принятия решения о финансировании проекта; контроля за реализацией проекта.

     Оговоримся, что это очень укрупненное  вычленение этапов. Первые два из названных  относятся к прединвестиционной фазе. Третий этап охватывает сразу  инвестиционную и эксплуатационную фазы проектного цикла. Весьма важно, чтобы  кредитор имея четкое представление  о проектном цикле заемщика, а  заемщик - кредитора, чтобы не допускать  сбоев в продвижении проекта  и действовать максимально скоординировано. Банку необходимо доскональное знание проектного цикла заемщика для того, чтобы:

     - максимально полно учесть все  расходы и доходы, связанные с  реализацией проекта (в каждой  фазе и на каждом этапе);

     - представлять все риски, связанные  с реализацией проекта (опять-таки  в каждой фазе и на каждом  этапе);

     - разработать свой график контроля  за реализацией проекта (с указанием  временных точек, отделяющих различные  фазы и этапы друг от друга).

     Членение  собственного проектного цикла банка  на три этапа является общим и  универсальным. В некоторых банках могут быть дополнительные этапы, например, в банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных проектов и работающих по схемам проектного финансирования. Так проектный цикл TUSRIF по программе  кредитования малого предпринимательства  включает в себя шесть основных этапов:

  1. отбор проектов (identification);
  2. подготовка проектов (preparation);
  3. оценка проектов (appraisal);
  4. ведение переговоров и утверждение проекта (negotiations and appraisal);
  5. реализация проекта и контроль за его ходом (implementation and control);
  6. оценка результатов реализации проекта (evaluation).

     В банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных проектов, обычно разрабатываются  внутренние руководства (инструкции), которые четко регламентируют, проектный  цикл банка, определяют списки и форматы  необходимых внутренних и внешних  документов, должностные обязанности  сотрудников, работающих по направлению  ПФ, и т.д. Такие руководства способствуют ускорению движения проекта, сокращают  проектный цикл банка. 
 

 

      2.2.1. Организация процесса отбора  инвестиционных проектов. 
 

     Банки, специализирующиеся на кредитовании инвестиционных проектов (ИП), обычно имеют дело с  устойчивым потоком заявок и проектных  предложений. Такие банки обычно создают системы отбора и сортировки заявок на основе целого ряда формальных и неформальных критериев. Первоначальная "фильтрация" заявок осуществляется на основе таких формальных признаков, как отраслевая принадлежность проекта, размеры запрашиваемого кредита  и общая сумма инвестиций в  проект, степень проработанности  проекта (наличие технико-экономического обоснования, бизнес-плана, технической  документации и т.д.), наличие гарантий или других способов обеспечения  платежных обязательств заемщика по кредиту, тип инвестиционного проекта (новое оборудование, реконструкция  существующих мощностей, расширение производства и т.д.), финансовое состояние заемщика и некоторые другие. Все эти  формальные признаки (критерии) должны быть сформулированы внутренним руководством банка. К разряду неформальных критериев  относятся такие, как коммерческая жизнеспособность проекта, общеэкономическое  состояние заемщика, технические, финансовые, экологические и другие риски  реализации проекта, профессиональная способность заемщика осуществлять реализацию проекта, государственная  поддержка проекта и т.д. "Фильтрация" и отбор заявки и проектных  предложений на основе неформальных критериев требуют больших знаний и опыта, и эта функция возлагается  обычно на профессионалов, представляющих разные области знания.

     В западных банках операция по "фильтрации" и предварительному отбору проектных  предложений носит название "скрининга" (screening) - "просвечивание" заявок, или экспресс-анализ . Иногда под скринингом понимается только экспресс-анализ заявок на основе формальных критериев, а анализ на основе неформальных критериев носит название "предварительного обзора" (initial review).

     Следует отметить, что скрининг и предварительный  обзор могут выполнять не только отбраковку заявок, но и постановку некоторых задач заявителю, установление обратной связи с целью уточнение  заявки, ее переформатирования, реструктуризации проекта и т.д.

     Хорошо  известно, что банки не занимаются обычно подготовкой проектов (в виде технико-экономического обоснования  инвестиций, бизнес-плана), однако через  постановку уточняющих вопросов и задач  заявителю банк фактически может  оказывать содействие в подготовке обосновывающей документации по проекту (см. Приложение 1).

      В других случаях банк может брать  на себя подготовку обоснований документации по ИП, выступая в качестве обычной  консалтинговой компании и получать за эту работу соответствующее вознаграждение (но отнюдь не гарантируя, что данный проект будет обязательно им самим  профинансирован). 

      2.2.2. Оценка инвестиционного проекта. 

     Наиболее  ответственный этап проектного цикла  банка - оценка ИП. Объектом ИП является документация, относящаяся к ИП:

     - технико-экономическое обоснование  инвестиций в проект и/или бизнес-план;

     - финансовая отчетность предприятия-заявителя;

     - отчеты финансового аудита;

     - учредительные документы предприятия-заявителя;

     - вспомогательные (по отношению  к ТЭО) исследования: отчеты технических,  экологических аудитов; маркетинговые  исследования и т.д.);

     - контракты или проекты контрактов (на поставку машин и оборудования, подрядные работы, поставку будущего  проектного продукта и т.д.);

     - разрешения, лицензии и согласования  государственных органов (на недропользование, выбросы в окружающую среду, землеотводы и т.д.);

     - другие документы и материалы.

     Целями  оценки ИП являются:

     - проверка исходных посылок и  данных, заложенных в технико-экономическое  обоснование инвестиций (и/или в  бизнес-план);

     - проверка на основе собственного  анализа и собственных расчетов  конечных выводов и количественных  показателей, характеризующих жизнеспособность  проекта (чистая приведенная стоимость,  внутренняя рентабельность инвестиций, срок окупаемости и т.д.);

     - формулирование рекомендаций и  условий заявителю (например, необходимость  получения от государственных  органов лицензий и разрешений  как условия начала переговоров  по кредиту;

     - необходимость получения гарантии (администрации, гарантийного фонда  и пр.) как условия подписания  или вступления в силу кредитного  договора и т.д.;

     - формулирование рекомендаций кредитному  комитету банка по вопросу  о предоставлении кредита для  финансирования ИП;

     - определение рамочных финансовых  условий для ведения переговоров  по предоставлению кредита (процентная  ставка, сроки использования кредита,  льготный период, способ погашения  и т.д.).

     Оценка  ИП оформляется в виде оценочного доклада по проекту (project appraisal report). Структура оценочного доклада может  весьма варьировать в различных  банках. Однако типичными разделами  доклада являются:

     - резюме доклада;

     - оценка финансового и экономического  состояния предприятия-заемщика;

     - общее описание ИП;

     - техническая и экологическая  оценки ИП;

     - оценка организационного плана  работ и управления ИП;

     - оценка коммерческой (а иногда  также экономической, социальной, бюджетной) эффективности ИП;

     - оценка основных рисков по  ИП;

     - план финансирования ИП;

     - рекомендации и выводы.

     По  представленному крдитному комитету банка оценочному докладу принимается  решение относительно целесообразности ведения переговоров и рамочных условий кредитного соглашения. При  небольших размерах кредита соответствующие  решения может принимать руководитель структурного подразделения, ведающего  вопросами ПФ. 

     2.2.3. Кредитный договор. 

     Переговоры  банка с заемщиком ведутся  прежде всего по кредитному соглашению. Иногда в дополнение к нему готовится  соглашение о реализации инвестиционного  проекта, которое является неотъемлемой частью кредитного. В этом соглашении (или соглашениях) помимо всех прочих вопросов, присущих любому кредитному соглашению, рассматриваются следующие:

     - отчетность заемщика о ходе  реализации ИП;

     - способы реализации ИП (закупки  товаров, услуг и работ на  основе конкурсного отбора поставщиков  (консультантов) подрядчиков; закупки  на основе уже заключенных  контрактов; проведении работ хозяйственным  способом);

     - график ведения работ и мероприятий  по ИП;

     - график расходования средств  на реализацию ИП и категории  затрат, финансируемых за счет  кредита банка;

     - возможность кредитора вмешиваться  в управление ИП в случае  отклонения от графиков ведения  работ, ухудшения финансового  положения заемщика, нарушения графика  погашения задолженности по кредиту  и т.д.

     Конечно, если кредит для финансирования ИП выдается банком предприятию под "железные" гарантии (гарантия первоклассного банка  на весь срок кредитного соглашения, залог высококвалифицированных активов и т.д.), кредитующий банк может выступать в роли обычного "торговца деньгами' и не включать в соглашение с заемщиком вопросы, подобные вышеперечисленным. Однако, если речь идет о схеме проектного финансирования, когда на кредитора ложатся значительные проектные риски, банк не может не вникать в существо проекта и не может не контролировать расходование кредитных средств и ход реализации ИП. В этом случае банк прямо или косвенно участвует в управлении ИП, что накладывает свой отпечаток на содержание соглашений с заемщиком.

     Весьма  своеобразными могут быть и финансовые условия кредитного соглашения при  использовании схемы ПФ. Так, как  правило, заемщику всегда предоставляется  льготный период на выплату основной суммы долга, а нередко и процентов (обычно за рубежом). Это связано  с тем, что при использовании  схемы ПФ погашение задолженности  происходит за счет доходов, генерируемых проектом.

     Льготный  период обычно равен сроку сроку  инвестиционной фазы проектного цикла  плюс срок, необходимый для накопления первого платежа в погашение  задолженности по кредиту.

     В отношении схемы погашения долга  в кредитном соглашении достаточно часто предусматриваются аннуитетные  платежи (особенно в тех случаях, когда заемщик получает и использует периодически возобновляемую гарантию на фиксированную сумму) (см. Приложение 2). Применяются и погашение равными  долями основной суммы плюс проценты на остаток непогашенного долга, и единоразовое погашение основной суммы долга по завершении инвестиционной фазы, если заемщик продает готовый  объект и сразу же получает за него 100% цены.

     В ПФ могут использоваться и более  экзотические способы погашения  задолженности, например, в виде заданного  “посвещенного” процента от проектного дохода за установленные отрезки  времени (devoted percentage, С.А. Веремеенко называет его “коэффициент резервирования проекта” (24, с.7.)), например, 70%. В этом случае срок погашения оказывается "плавающим". Наконец применяются так называемые соглашения "ройалти" (royalty agreement). Фактически это уже не банковский процент, а участие в прибылях: кредитор может получать определенный процент от чистой проектной выручки за оговоренный срок.

     Грань между кредитным и "инвестиционным" финансированием ИП может стираться  в том случае, когда кредитный  договор предусматривает выплату  заемщиком только ссудного процента, а основная сумма долга в конце  действия кредитного соглашения конвертируется в акции (convertable unsecured loan stock).

Информация о работе Кредитование предприятий малого бизнеса: проблемы и пути их решения