Кредитование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение состояния и перспектив развития сферы финансовых услуг, предоставляемых малому и микробизнесу коммерческими банками.
Задачи, которые предстоит решить:
-рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и значение в экономике;
- определить критерии кредитоспособности заемщика и рассмотреть методы оценки кредитоспособности заемщика;
охарактеризовать процесс кредитования и формирования кредитного досье;
на примере Читинского ОСБ №8600 провести оценку кредитоспособности заемщика;
рассмотреть основные проблемы, связанные с кредитованием малого бизнеса в России и за рубежом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Роль и значение малого бизнеса в экономике
1.2 Понятия и виды кредитования малого предпринимательства. Банковское кредитование малого бизнеса
1.3 Понятия и критерии кредитоспособности заемщика
1.4 Методы оценки кредитоспособности заемщика
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧИТИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРБАНКА РОССИИ №8600)
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОСБ №8600
2.2 Кредитная политика, предлагаемая Читинским отделением Сбербанка России №8600 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям
2.3 Оценка кредитоспособности заемщика на примере ИП Петровой Н.Г.
2.4 Процедура выдачи кредита и порядок погашения ссуды ИП Петровой Н.Г.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Основные проблемы кредитования банками малого бизнеса в России и за рубежом
3.2 Перспективы развития кредитования малого бизнеса коммерческими банками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА.docx

— 190.23 Кб (Скачать)

Выдача льготных займов для субъектов  малого предпринимательства также, как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения  больших средств и является достаточно рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты. Поэтому  данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной  системы государственных гарантий. Использование государственных  и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты  создания и развития малых предприятий  имеет несомненные преимущества. Государственные и муниципальные  гарантии - это не только эффективный  путь использования государственных  и муниципальных ресурсов, но и  средства привлечения частных ресурсов.

Согласно ст. 115 БК РФ государственной  или муниципальной гарантией  признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или  муниципальное образование - гарант - дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная  гарантия обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Предоставление субъектам малого предпринимательства (МП) государственных  гарантий предусмотрено постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 №1470 «Об  утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета - развития Российской Федерации и положения  об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ» (в  ред. от 03.09.1998). В данном постановлении  предусмотрены льготы для субъектов МП, участвующих в конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ.

В мировой практике гарантии, предоставляемые  аналогичным организациям, как правило, варьируют в пределах 75-90%. Неполное покрытие суммы кредита повышает ответственность банка, а также  самого субъекта МП, «дополняющего» сумму  гарантий своим имуществом. Выдача стопроцентных гарантий сделала  бы нерациональным проведение кредитора, поскольку в этом случае выбирались бы проекты без тщательного учета  рисков и уровня их окупаемости.

Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.

Исходя из этого, можно прийти к  выводу, что в российском законодательстве уже есть немало норм, предусматривающих  предоставление субъектам МП бюджетного финансирования. Вместе с тем необходим  еще ряд мер, направленных на развитие и совершенствование форм финансово-кредитной  политики малого предпринимательства.

Банковское кредитование малого бизнеса.

Одна из основных функций банковской системы состоит в финансировании потребностей реального сектора  экономики. Процентная политика коммерческих банков должна быть такой, чтобы кредиты  были экономически выгодными как  для банков, так и конечных заемщиков.

В условиях кризиса и отсутствия возможностей получения дохода от операций на финансовых рынках 'операции по кредитованию, особенно малого предпринимательства, становятся наиболее привлекательными для банков. В связи с этим Сбербанком РФ рассматриваются вопросы о  создании кредитных бюро, в которых  аккумулируется информация о финансовом состоянии заемщиков и их кредитной  истории.

Банком России в настоящее время  разрабатываются новые механизмы  рефинансирования банков, активно работающих с реальным сектором экономики. Изучаются возможности разработки системы мер по формированию рынка краткосрочных и долгосрочных обязательств, эмитируемых предприятиями реального сектора экономики, и практического использования, учета и переучета этих обязательств.

Наконец, перспективным направлением являются также программы ипотечного кредитования населения, которые могли  бы проводиться банками, активно  работающими с населением и прежде всего Сбербанком России.

Поддержку малого бизнеса Сбербанк России может осуществлять посредством  реализации кредитной политики.

Основой кредитной политики коммерческих банков остается краткосрочное кредитование. При этом более высокая кредитная  активность банков, имеющих большой  оплаченный уставной фонд.

Долгосрочные же кредиты предоставляют  в основном те банки, которые уже  давно и постоянно работают с  реальным сектором экономики.

Сбербанк обладает большими кредитными ресурсами по сравнению с другими  банками города, так как Сбербанк является основной кредитной организацией по привлечению денежных средств  населения города.

Сложившаяся в России экономическая  ситуация требует расширения и углубления финансовых связей банковского и  промышленного сектора. Это может  выражаться в совместном использовании  финансовых ресурсов, объединений капиталов, создании благоприятных условий  осуществления взаимовыгодной экономической  деятельности, снятия взаимных барьеров. Соответственно, увеличивается нагрузка на российскую банковскую систему, поскольку  темпы роста производства и инвестиций в малый бизнес все больше зависит  от притока банковских кредитов.

Именно кредитование наряду с принятием  депозитов и осуществлением расчетов является одной из базовых функций  банковской системы, от эффективности  выполнения которой прямо зависит  состояние экономики страны.

Банковское кредитование осуществляется в различных правовых формах: кредиты, включая межбанковские; приобретение (учет) векселей; выплаты по банковским гарантиям; финансирование под уступку  денежного требования (факторинг) и  т.д.

Привлечение денежных средств физических и юридических лиц, в том числе  и субъектов МП, в качестве основной деятельности может осуществлять помимо банков целый ряд организаций: страховые  организации, негосударственные пенсионные фонды, общества взаимного кредитования, общества взаимного страхования  и т.д. Деятельность этих организаций  не является банковской, поскольку  отношения, возникающие при привлечении  ими денежных средств, не являются отношениями  по банковскому вкладу и банковскому  счету. Более того, для каждой из вышеуказанной организации устанавливается  отдельный правовой режим деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие  основные критерии разграничения банковского  и небанковского кредитования:

  • источник размещаемых денежных средств, о которых было сказано выше;
  • в банковском кредитовании в качестве кредитора выступает специальный субъект - банк;
  • размещение средств при банковском кредитовании осуществляется на принципах возвратности, платности и срочности. При небанковском кредитовании принцип платности может отсутствовать;
  • предметом банковского кредитования могут являться только денежные средства. При небанковском кредитовании предметом могут быть и вещи, определенные родовыми признаками (например, товарный кредит);
  • при кредитовании банк размещает денежные средства от своего имени и за свой счет. Небанковское кредитование может осуществляться от имени и за счет клиента банка, например, осуществляемое в рамках профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • при банковском кредитовании наряду с частными присутствуют и публичные интересы (например, в виде установления экономических нормативов). Небанковское кредитование, за исключением тех его видов, для которых устанавливаются специальные правовые режимы, в основном регулируется нормами частного права (например, заем, товарный и коммерческий кредит);

-банковское кредитование может быть только прямым, т.е. оно предполагает обязательно фактическую выдачу (перечисление) денежных средств. Небанковское кредитование может быть и косвенным, например коммерческое кредитование.

Исходя из вышесказанного, можно  провести четкую грань между банковским и небанковским кредитованием малого бизнеса.

В экономической системе страны особенно важную роль играют региональные банки. Именно региональные банки являются теми самыми кредитными организациями, которые в настоящее время  кропотливо работают с нарождающимся  малым и средним бизнесом.

Кредитование малого бизнеса представляет интерес для территориальных  банков, поскольку в этой сфере  лежит потенциал развития банковской системы.

Проблема состоит в том, что  кредитной организации сам кредит, даже при условии субсидирования и гарантирования, не всегда выгодно  предоставлять. Действительно, сейчас банковская система более стабилизировалась, наблюдается рост кредитов реальному  сектору, значительно увеличилась  доля активов, предоставленная вкладам  юридических лиц. Но при всем при  этом для банка заниматься крупномасштабным финансированием малого бизнеса  без определенных действий для минимизации  риска довольно сложно, поскольку  издержки, которые он может понести, слишком велики.

С одной стороны, размеры заемщика для банка вроде не имеют определенного  значения. И все же, чем крупнее  компания, бизнес которой оценивается стабильным, у банка появляется больше возможностей для подбора инструментов, покрывающих риски ее кредитора. Этот выбор может включать от материальных активов, ценных бумаг, банковских гарантий до оборотов по счету от основной деятельности или денежных требований к покупателям и заказчикам. Соответственно, чем меньше компания, тем меньше возможностей для выбора адекватного покрытия рисков и тем глубже приходится анализировать бизнес-процесс заемщика и окружающую его бизнес-среду, и тем с большими проблемами приходится сталкиваться в поиске таких инструментов.

Такой подход характеризует стратегию  индивидуальной работы с каждым заемщиком. Это трудоемкая работа требует от банковских работников специальных  и разносторонних знаний в различных  отраслях, а так же возможного привлечения  консультантов.

Затраты на подобную индивидуальную работу либо превращают кредитование мелких заемщиков в нерентабельный бизнес либо, будучи переложенными  на заемщика кредитный проект, в  котором он был заинтересован. В  данном случае для клиента альтернативой  будет поиск либо специализированного  банка, понимающего его бизнес и  располагающего возможностями найти  инструменты для покрытия рисков, либо ресурсов вне банковской системы  среди лиц, готовых разделить  его риски.

Иногда бывает ситуация, когда малому бизнесу проще получить кредит через  банковские услуги кредитования физических лиц и потребительского кредитования.

Главная причина этого — сложность  и медленность оформления банками  кредитов для юридических лиц. Можно  выделить три критерия продукта для  малого бизнеса: цена, простота оформления и скорость получения. Причем, чтобы  они удовлетворялись в равных долях. Услуга банка, которая предоставляется  в кратчайшие сроки, при минимуме оформляемых бумаг со стороны  клиента, имеет больший успех  даже при высокой процентной ставке. Однако банки несут значительные риски, связанные с кредитованием малого бизнеса, и вынуждены «замораживать» часть средств в фондах обязательного резервирования.

В первую очередь это результат  отсутствия единых банковских информационных баз кредитоспособности клиентов, а  также необеспеченность ссуд, предоставляемых  малому бизнесу (согласно нормативным  актам обеспечением ссуды является залог, который представители малого бизнеса часто не в состоянии  предоставить, в то время как поручительство физического лица обеспечением не является и на суммы создаваемых банком резервов не влияет).

Проблемой в обеспечении кредита  остается отсутствие или недостаточность  стартового капитала предприятий малого бизнеса.

Сегодня востребованы такие ссудные  операции как факторинг, вексельное кредитование. Такие операции позволяют  значительно ускорить оборачиваемость  средств в расчетах, дают возможность  увеличивать оборотные средства. Данные механизмы начали активно  использоваться региональными банками, необходимы они как для малого, так и для среднего бизнеса.

Таким образом, по развитию малого предпринимательства  необходимо решить две тесно увязанные  проблемы: развитие малого предпринимательства  и увеличение числа коммерческих банков, кредитующих региональный бизнес. Необходимо создание в регионах эффективной  банковской системы, которая способна выступать в качестве партнера малого бизнеса. Необходима также программа  обучения персонала кредитных организаций  по работе с малыми предприятиями. Только конкретные меры будут способствовать усилению роли банков в кредитовании малого бизнеса.

 

 

1.3 Понятие и критерии кредитоспособности  заемщика

 

Кредиты предоставляются резидентам Российской Федерации - юридическим  лицам любой организационно-правовой и индивидуальным предпринимателям, заключившим с банком договор  банковского счета.

При кредитовании юридических лиц, зарегистрированных в форме обществ  с ограниченной ответственностью необходимо учитывать риски, связанные с  зависимостью его финансового состояния  от намерений его участников в  отношении существования и экономического развития общества. С целью снижения указанных рисков в кредитную  документацию необходимо включать пункт  о праве кредитора досрочно взыскать предоставленные кредитные ресурсы  в случае выхода (или уменьшения доли) какого-либо из участников из Общества с ограниченной ответственностью.

Решение о предоставлении кредита  принимается кредитным комитетом  с учетом лимитов и ограничений, установленных банком.

С целью осуществления контроля над источниками погашения обязательств по кредиту необходимо обеспечить перевод  заемщиком в банк расчетов по контрактам доходной части технико-экономического обоснования кредита, в том числе  паспортов экспортных сделок.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса