Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 13:55, курсовая работа
Целью в данной работе является рассмотрение особенностей малого и среднего бизнеса в России, описание имеющихся проблем кредитования малого и среднего бизнеса, решение данных проблем и совершенствование системы кредитования малого и среднего бизнеса в России.
Введение
Глава I. Развитие и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
1.2 Малый бизнес
1.3 Средний бизнес
Глава II. Кредитование малого и среднего бизнеса в России в 2013 г
2.1 Оценка кредитоспособности малых и средних предприятий
2.2 Кредитование малого и среднего бизнеса
2.3 Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
Глава III. Современная система кредитования малого и среднего бизнеса
3.1 Сравнительный анализ малого и среднего бизнеса по обзору 2011-2013 гг.
3.2 Решение проблем кредитования малого и среднего бизнеса в России
3.3 Совершенствование системы кредитования малого и среднего бизнеса в России
3.4 Кредитование малого и среднего бизнеса на примере Сбербанка России
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава I. Развитие и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
1.2 Малый бизнес
1.3 Средний бизнес
Глава II. Кредитование малого и среднего бизнеса в России в 2013 г
2.1 Оценка кредитоспособности малых и средних предприятий
2.2 Кредитование малого и среднего бизнеса
2.3 Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
Глава III. Современная система кредитования малого и среднего бизнеса
3.1 Сравнительный анализ малого и среднего бизнеса по обзору 2011-2013 гг.
3.2 Решение проблем кредитования малого и среднего бизнеса в России
3.3 Совершенствование системы кредитования малого и среднего бизнеса в России
3.4 Кредитование малого и среднего бизнеса на примере Сбербанка России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономика, как в России, так и за рубежом. Проблема кредитования малого и среднего бизнеса до сих пор является до конца нерешенной в России. Важность исследования проблем данного бизнеса заключается в том, что именно ему, как считают все, кто заинтересован в данной теме, меньше всего повезло с государственной и какой либо другой поддержкой. С одной стороны исполнителям данной деятельности необходима денежная поддержка со стороны банков, а банки готовы ее им предоставить, с другой стороны, по результатам опросов, проведённых среди представителей малого и среднего бизнеса, лишь около 12% бизнесменов регулярно пользуются банковскими кредитами.
До сих пор в стране не создана инфраструктура, помогающая нормальному развитию и работе малого и среднего предпринимательства. Не внимательность к данному бизнесу, игнорирование его вероятности развития в течение практически всего периода реформ, может быть признана как крупный, стратегический просчет, которому предстоит дальнейшее углубление в кризис российской экономики в целом.
Целью в данной работе является рассмотрение особенностей малого и среднего бизнеса в России, описание имеющихся проблем кредитования малого и среднего бизнеса, решение данных проблем и совершенствование системы кредитования малого и среднего бизнеса в России.
Актуальность темы курсовой работы состоит в рассмотрении роли малого и среднего бизнеса в экономики страны и его как клиента банковских услуг. Малое и среднее предпринимательство - не только является неотъемлемой частью и субъектной базой современного экономического рынка, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу минимальных размеров форма хозяйствования.
Глава I. Развитие и проблемы малого и среднего бизнеса в России
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
Малое и среднее предпринимательство - отличительный, из немалого количества, сектор, указывавший на развитие экономического роста, состояние занятости населения. Сектор малого и среднего бизнеса поставлен на местном рынке так, что представляет собой предприятия, связанные с широким предоставлением совокупности товаров и услуг. Развитие малого и среднего бизнеса подходит к всеобщим желаниям по формированию «упругой» смешанной экономики, соединению различных форм собственности и подходящей им модели хозяйства. Создание новых рабочих мест и, следовательно, обеспечение сокращения показателя безработицы и социальной напряженности в стране, также относится к сектору малого и среднего предпринимательства.
Малые и средние предприятия классифицируются следующим образом: 1. по форме собственности:
· частные;
· государственные;
· муниципальные и иные;
· по целям деятельности:
· коммерческие;
· некоммерческие предприятия.
. по отраслевой принадлежности:
· промышленные;
· сельскохозяйственные;
· транспортные;
· строительные и другие предприятия.
. по размерам:
· крупные;
· средние;
· малые.
. по характеру деятельности
(стадиям жизненного цикла
· исследовательские;
· проектные;
· конструкторские;
· производственные;
· сбытовые и другие предприятия.
. по структуре деятельности:
· специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров;
· диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.
. по отношению к происхождению капитала:
· национальные;
· иностранные;
· смешанные предприятия.
Малый и средний бизнес имеет огромное количество мелких собственников, которые в силу этой массовости в большинстве своем определяют социально-экономический и, частично, политический уровень развития Российской Федерации. Обладатели малого и среднего бизнеса являются в тоже время и создателями, и покупателями широкого предоставления товаров и услуг.
1.2 Малый бизнес
«Малый бизнес представляет собой значительную сферу современного народного хозяйства, составную часть частного сектора. В большинстве стран мира на него приходится 35-70 % ВВП, более половины числа занятых, около 99 % общего числа хозяйствующих субъектов.»
«Критерии отнесения к малым предприятиям рассмотрены в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ»
Несмотря на свои небольшие размеры, малый бизнес обладает производственной, технологической и управленческой гибкостью, что допускает практически немедленно отреагировать на изменяющиеся стечения обстоятельств на рынке. Поэтому он является присущей, объективно необходимой частью любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
1.3 Средний бизнес
«Среди основных субъектов рыночной экономики современная экономическая теория и практика государственного регулирования, особое значение придают среднему бизнесу. Дело в том, что с народнохозяйственной точки зрения именно средние предприятия обладают рядом достоинств. Так, в сравнении с крупными предприятиями средние фирмы существенно меньше страдают от отсутствия гибкости и слабо заражены вирусом бюрократизма. От большинства же малых предприятий средний бизнес выгодно отличает лучшая оснащенность, стремление к техническому прогрессу и росту.
Экономическое определение среднего бизнеса исходит из того, что в отличии от непосредственно управляемых одним человеком малых компаний относимые к нему фирмы представляют собой организации с развитой многозвенной структурой управления.
Кроме того, для средних предприятий обычно типично серийное или малосерийное производство, тогда как для малых - индивидуальное и штучное.
Может сложиться впечатление, что средний бизнес в стране слабо развит.
Тем не менее в последние годы положение начинает меняться. Так, в соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» понятие средних предприятий впервые закреплено юридически. Конкретно к средним предприятиям закон относит компании с числом занятых от 101 до 250 человек, имеющие объем выручки, не превышающий некую критическую величину, которую раз в пять лет должно устанавливать правительство». В настоящее время (2013 г.) эти размеры заданы коридором от 400 млн до 1 млрд руб.
Средний бизнес в отличие от малого предпринимательства в большинстве своем зависит от внутренней экономики страны. Как внутри собственно группы, так и с масштабными отечественными и зарубежными капиталами. Ему необходима поддержка со стороны государства для защиты своих прав, реализации интересов и идей именно на внутреннем рынке страны.
Глава II. Кредитование малого и среднего бизнеса в России в 2011-2013 года
2.1 Оценка кредитоспособности малых и средних предприятий
Малые предприятия
«Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться - на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска.
Однако использование банком финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета и отчетности у этих клиентов банка. Традиционные методы оценки кредитоспособности не приемлемы для малого бизнеса в России. Это объясняется высоким процентом ошибок в его официальной отчетности, использованием различных схем ухода от налогообложения. В связи с этим практикуется финансовый анализ видов деятельности малого предприятия на основе отчетности, составленной представителями банка по первичным документам заемщика, а также предоставленной информации.
Таким образом, система оценки банком кредитоспособности мелких заемщиков складывается из следующих элементов:
· оценка делового риска;
· наблюдения за работой клиента;
· собеседований банкира с владельцем предприятия;
· оценка личного финансового положения владельца;
· анализа финансового положения предприятия на основе первичных документов»
Средние предприятия
«Кредитоспособность средних предприятий:
· В качестве метода оценки кредитоспособности используется система финансовых коэффициентов, анализа делового потока, делового риска и менеджмента
· В мировой и российской банковской практике для оценки кредитоспособности заемщика используют различные финансовые коэффициенты.
Используемые коэффициенты можно разбить на пять групп:
· I - коэффициенты ликвидности:
· II - коэффициенты эффективности, или оборачиваемости;
· III - коэффициенты финансового левеража;
· IV - коэффициенты прибыльности;
· V - коэффициенты обслуживания долга».
2.2 Кредитование малого и среднего бизнеса
Очень важно то, что банковские учреждения находятся в статусе конкуренции между государственными и коммерческими кредитно-финансовыми организациями и соответственно они заинтересованы в увеличении своей клиентской базы. Поэтому, несмотря на препятствия развитию кредитования малого и среднего бизнеса, им выгодно обслуживать это предпринимательство, данная сфера деятельности является одной из самых перспективных в подобной ситуации. Учитывая еще то, что в последние годы появляется очень много предпринимателей, открывающих малый или средний бизнес в России, и они иногда готовы брать кредит на развитие своего дела на не особо выгодных им условиях.
Предполагаются прогнозы о неосложненной макроэкономической ситуации и планируется не менее 80 долларов за баррель удержать до окончания 2012 года. Если вдруг произойдет возникновение местных проблем с ликвидностью, существующая структура рефинансирования будет работать без первостепенных сбоев, одинаково распределяя свои запасы по банковской системе. Если картина будет обстоять именно так, то кредитный портфель малого и среднего бизнеса вырастет к концу 2012 года на 22-25% (20% к концу 2013 года). Если на рост кредитование будет оказываться слишком высокое давление, это приведет к ухудшению качества ссуд малого и среднего бизнеса и сохранению финансовых рынков в состоянии напряженности. В дальнейшем предполагается рост части малого бизнеса в банковских портфелях. Это будет происходить в самых больших банках, в большинстве своем, из-за быстрого расширения. На развитие рынка кредитования малого и среднего бизнеса в 2012-2013 годах, как и всегда немаловажное воздействие окажет и государственная поддержка. Учитывая тот факт, что не требуется доскональная поддержка, необходимо обеспечение стабильности экономической среды.
В сравнении с предыдущими годами, начало 2013 также показало определенно хороший показатель динамики кредитования. За первый квартал 2013 года объем ссудного портфеля банков увеличился на 2,5 % или на 843 млрд. руб. и достиг величины в 34,8 трлн. руб.
Формирование предпринимательской формы малого и среднего бизнеса сейчас находится на второстепенно плане, оно не нуждается в огромном капиталовложении - ремонт, питание, торговля, техника и др. для безопасности самих себя, коммерческие банки устанавливают высокие процентные ставки, для компенсации потерь в случае неуплаты кредита. Поэтому по-прежнему главной целью увеличения кредитования малого и среднего бизнеса, является уменьшение рисков. Для оценки финансового состояния организации банки анализируют официальные отчетности о реальной деятельности предприятия.
«На основных принципах кредитных взаимоотношениях банков с малым и средним бизнесов, большинство методик строятся:
не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита;
определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;
учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;
учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;
оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения кредита».
Информация о работе Современная система кредитования малого и среднего бизнеса