Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 02:39, дипломная работа

Краткое описание

Расходы – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Они позволяют опреде-лить качество и эффективность работы всего коллектива организации, а вне-дрение режима экономии расходов способствует росту прибыли, повышению уровня рентабельности. В торговых организациях несколько видов расходов: расходы на реализацию, внереализационные и операционные расходы.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность и особенности издержек обращения в торговом предприятии 7
1.1 Сущность издержек обращения 7
1.2 Классификация издержек обращения 12
1.3 Управление издержками обращения 19
2 Анализ издержек обращения в ОДО «СанДелайт» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ издержек обращения 45
2.3 Анализ управления издержками обращения 52
3 Пути оптимизации издержек обращения 55
3.1 Планирование издержек обращения 55
3.2 Планирование издержек обращения по центрам ответственности 66
3.3 Контроллинг в системе управления издержками обращения 71
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г 90

Файлы: 1 файл

дипломная работа моя.doc

— 778.00 Кб (Скачать)

В торговле текущие затраты анализируются в целом по предприятию без учета товарного состава товарооборота вместе с тем изменение товарной структуры товарооборота нередко решающим образом влияет на величину расходов на реализацию и конечные финансовые показатели.

Практическая реализация резервов экономии расходов на реализацию товаров во многом зависит от хозяйственной деятельности экономической и коммерческой служб торговых организаций. Роль этих подразделений в осуществлении режима экономии заключается в:

  • усилении контроля за эффективностью использования транспортных средств для доставки товаров и выбором их наиболее экономически выгодных видов;
  • дальнейшей механизации и автоматизации торгово-технологических процессов;
  • совершенствовании системы хозяйственных связей с производителями и поставщиками товаров в условиях рыночной конкуренции;
  • укреплении финансового состояния организации, увеличении доли собственных средств в оплате товаров;
  • ускорении товарооборачиваемости, нормализации товарных запасов;
  • повышении производительности труда работников, обеспечении опережающих ее темпов роста по сравнению с темпами роста средней заработной платы.

Таким образом, предлагаемый комплекс мероприятий обеспечит экономию как общего уровня, так и отдельных статей расходов на реализацию, а, в конечном счете - повышение конкурентоспособности торговой организации на потребительском рынке товаров и услуг.

3.2 Планирование издержек обращения по  
центрам ответственности

При осуществлении хозяйственной деятельности ОДО «СанДелайт» несет ряд расходов, которые делятся на определенные виды.

Для того чтобы аналитическая работа при управлении затратами была эффективна и финансово-экономические решения достигали должного качества, необходимо точно организовать учет затрат по следующим группам:

1)   постоянные затраты;

2)   переменные затраты.

Деление затрат на постоянные и переменные даст возможность руководству ОДО «СанДелайт»:

1)   установить сроки окупаемости затрат;

2)   выяснить запас финансовой надежности предприятия;

3)   вычислить оптимальную величину прибыли предприятия.

Необоснованный и неконтролируемый рост расходов является одной из наиболее актуальных проблем как у ОДО «СанДелайт», так и у других белорусских предприятий. Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед руководством ОДО «СанДелайт», является эффективное управление расходами на реализацию.

Зарубежный опыт предприятий приводит к выводу, что практика хозяйствования строится на непрерывном анализе расходов на реализацию, повседневной работе с расходами на реализацию, которая проводится для их уменьшения, что способствует стабильности позиций на рынке. В условиях жесткой конкуренции возникает необходимость создания механизма управления расходами на реализацию.

Одним из наиболее эффективных методов воздействия на процесс формирования затрат является управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) - это структурное подразделение или группа подразделений, которая основными задачами ставит перед собой оптимизацию прибыли, поиск способов непосредственного воздействия на прибыльность, контроль за уровнем расходов в пределах установленных лимитов, а также поиск путей снижения затрат.

Целью системы управления по центрам финансовой ответственности является наиболее эффективное управление различными звеньями предприятия. Это управление осуществляется на основании обобщенной информации о результатах деятельности по каждому центру ответственности. Все отклонения, возникающие в результате анализа полученной информации по каждому центру ответственности, должны быть отнесены на конкретного руководителя такого центра.

Центр финансовой ответственности отвечает только за те затраты, на которые могут оказать влияние его руководители. Чтобы при управлении предприятием последующие результаты давали положительную оценку, необходимо грамотно выделить ЦФО. По каждому выделенному ЦФО необходимо вести учет только тех затрат и результатов хозяйственной деятельности, которые напрямую зависят от выделенных руководителем полномочий. В системе бухгалтерского учета обязательно должна отражаться деятельность по каждому ЦФО, каждая хозяйственная операция.

Совокупность всех ЦФО представляет собой финансовую структуру предприятия. Между структурными подразделениями предприятия, выступающими в качестве объектов управленческого учета, распределены ЦФО, несущие ответственность за доходы и расходы, за конкретные финансовые результаты и т.д.

Правильно построенная финансовая структура позволит ОДО «СанДелайт» рассмотреть основные моменты, в которых будет формироваться, учитываться прибыль, а также проводиться учет расходов и доходов.

Для того чтобы грамотно и последовательно сформировать систему управления по ЦФО и в итоге прийти к результативному функционированию этой схемы на предприятии, необходимо выполнять следующее:

1)   определить основное направление хозяйственной деятельности предприятия, тип его организационной структуры;

2)  провести анализ деятельности предприятия и выделить центры, где возникают затраты;

3)  провести анализ затрат, выручки и прибыли предприятия;

4)  выделить центры финансовой ответственности, определить их статус и регламент их  взаимодействия;

5)  для каждого ЦФО создать перечень отчетности и определитель показания оценки эффективности работы ЦФО;

6) установить права и обязанности  ЦФО, их внутреннее положение.

По степени совпадения с местом возникновения затрат центры ответственности подразделяются на совпадающие и не совпадающие. Если каждому месту возникновения затрат соответствует своя сфера ответственности, то такую ситуацию можно считать оптимальной.

Руководство ОДО «СанДелайт» должно решить, как классифицировать затраты, как детализировать места их возникновения и как увязывать их с центами финансовой ответственности.

Целесообразно осуществлять планирование затрат по центрам финансовой ответственности. Такой подход к управлению затратами позволяет точно определить, каким образом распределяются затраты между отдельными центрами ответственности, как установлена взаимосвязь затрат и доходов с деятельностью отдельных лиц, которые отвечают за расходование конкретных средств.

Основное внимание в управлении затратами по ЦФО должно уделяться их классификации. Для процесса контроля и регулирования затраты подразделяют на контролируемые и неконтролируемые, переменные и постоянные - для принятия решений и планирования. Контролируемые затраты поддаются контролю со стороны менеджеров данного центра ответственности, и на них можно оказать воздействие. Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности менеджеров данного центра ответственности. Переменные затраты находятся в прямой зависимости от объемов продаж, размер постоянных затрат от объема продаж не зависит.

Методика управления затратами по ЦФО придерживается строгой последовательности отнесения затрат и определения маржинального дохода для каждого центра. Затраты, реализация и результаты учитываются по центрам финансовой ответственности. Если затраты можно отнести прямо на центр финансовой ответственности, то их распределяют без применения методов косвенного распределения. При проведении учета всех переменных и прямых постоянных затрат определяют несколько маржинальных доходов.

Преимущество методики управления затратами по центрам финансовой ответственности заключается в том, что она позволяет получать исчерпывающую информацию о затратах по каждому центру ответственности. В ходе такого анализа выявляются слабые участки, где наиболее часто могут возникать отклонения. Анализ структуры постоянных и переменных затрат на ОДО «СанДелайт» даст возможность оказывать влияние на величины переменных или постоянных затрат, что, в свою очередь, сможет дать возможность укрепить финансовое положение предприятия и принять ряд более результативных управленческих решений по расширению деятельности и оптимизации продажи товаров .

Составим план расходов на реализацию по центрам ответственности в ОДО «СанДелайт». Основными центрами ответственности являются: аппарат управления и бухгалтерия; служба маркетинга; отдел снабжения и отдел сбыта; филиалы.

Таблица 3.4 – Планирование расходов на реализацию по центрам ответственности ОДО «СанДелайт»

Статья расходов на реализацию

План по предприятию в целом, млн.руб.

Аппарат управления и бухгалтерия

Служба маркетинга

Отдел снабжения и отдел сбыта

Филиалы

млн.руб.

%

млн. 
руб.

%

млн. 
руб.

%

млн. 
руб.

%

Материальные затраты

2324

65

2,8

22

0,9

983

42,3

1254

54,0

Расходы на оплату труда

2027

212

10,5

48

2,4

630

31,1

1137

56,1

Амортизация ОС и НА

141

8

5,7

6

4,3

44

31,2

83

58,9

Отчисления в ФСЗН

790

74

9,4

17

2,1

221

27,9

479

60,6

Страхование

8

1

12,5

1

12,5

2

25,0

4

50,0

Всего условно-постоянных затрат

5290

360

6,8

94

1,8

1880

35,5

2957

55,9

Прочие расходы

2528

480

19,0

65

2,6

96

3,8

1887

74,6

Транспортные расходы

8

3

37,5

-

-

2

25,0

3

37,5

Всего условно-переменных затрат

2536

483

19,0

65

2,6

98

3,9

1890

74,5

Всего расходов

7826

843

10,8

159

2,0

1978

25,3

4847

61,9


Примечание. Источник: собственная разработка

Таким образом, из плана расходов на реализацию по центрам ответственности видно, что наибольший объем расходов на реализацию запланирован в филиалах ОДО «СанДелайт» - 61,8% от общей сумму плановых расходов. Наименьший удельный вес плановых расходов приходится на службу маркетинга – 2%, плановые расходы на реализацию по отделу снабжения и сбыта составляют 25,3% от общей суммы расходов, а аппарата управления и бухгалтерии – 10,8%.

3.3 Контроллинг в системе  управления издержками 
обращения

На ОДО «СанДелайт» целесообразно использовать контроллинг для управления расходами на реализацию.

Контроллинг — это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.

Контроль над осуществлением плана расходов на реализацию предполагает не только объективную оценку его выполнения, проверку целесообразности понесенных расходов, но и выявление резервов их снижения с целью повышения эффективности использования всех ресурсов, увеличения рентабельности хозяйственной деятельности.

Для контроля над реализацией плана расходов необходимо использовать схемы расходов, бухгалтерские и статистические отчеты, материалы текущего учета, первичных и сводных документов, данные аналитического и синтетического учета расходов в соответствии с номенклатурой статей.

В процессе контроля транспортных расходов следует определять, как влияет на их уровень структура товарооборота, звенности товародвижения, изменение среднего расстояния перевозок, тарифных ставок, выявлять случаи и устанавливать причины сверхнормативных простоев транспортных средств под погрузкой и выгрузкой.

Основная задача контроля над использованием средств на оплату труда на ОДО «СанДелайт» заключается в том, чтобы определить правильность их расходования и выдачи. Контролируя оплату труда, следует проверить все виды заработной платы, премии, единовременные поощрения, вознаграждения по итогам года и другие выплаты. Требуется установить соотношение темпов роста товарооборота и темпов роста расходов на оплату труда. Если будет определено, что темпы роста расходов на оплату труда опережают темпы увеличения розничного товарооборота, то это будет означать, что в организации имеется относительный перерасход средств на заработную плату. Необходимо тщательно изучить причины, вызвавшие нарушение данного соотношения, выявить недостатки в формировании и использовании средств на оплату труда, разработать конкретные меры по повышению обоснованности взаимосвязи изменений заработной платы и конечных результатов деятельности.

Информация о работе Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации