Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 02:39, дипломная работа

Краткое описание

Расходы – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Они позволяют опреде-лить качество и эффективность работы всего коллектива организации, а вне-дрение режима экономии расходов способствует росту прибыли, повышению уровня рентабельности. В торговых организациях несколько видов расходов: расходы на реализацию, внереализационные и операционные расходы.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность и особенности издержек обращения в торговом предприятии 7
1.1 Сущность издержек обращения 7
1.2 Классификация издержек обращения 12
1.3 Управление издержками обращения 19
2 Анализ издержек обращения в ОДО «СанДелайт» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ издержек обращения 45
2.3 Анализ управления издержками обращения 52
3 Пути оптимизации издержек обращения 55
3.1 Планирование издержек обращения 55
3.2 Планирование издержек обращения по центрам ответственности 66
3.3 Контроллинг в системе управления издержками обращения 71
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г 90

Файлы: 1 файл

дипломная работа моя.doc

— 778.00 Кб (Скачать)

Расходы по уплате процентов за пользование банковским кредитом проверяют по организации в целом и по отдельным видам кредита. Изучая расходы по уплате процентов за кредит, следует особое внимание уделять оценке расходов за кредит под товарные запасы, так как они занимают основное место в данной статье затрат, а их размер в большей степени, чем объем каких-либо других расходов, зависит от времени обращения товаров. Главное внимание должно уделяться проверке сроков погашения задолженности. Выявление причин образования просроченных платежей по кредитам и займам является важной задачей контроля и определяющим условием повышения эффективности использования кредитных ресурсов.

При проверке расходов на содержание материально-технической базы торговли необходимо проанализировать расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; отчисления и затраты на ремонт основных средств.  Проверка указанных расходов должна проводиться по определенным статьям и видам затрат и предполагает выявление причин нерационального использования материальных ресурсов и разработку путей повышения их эффективности.

В процессе контроля над реализацией плана расходов ОДО «СанДелайт« также необходимо проверять расходы на торговую рекламу; расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров, расходы по таре, отчисления на социальные нужды, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм и др.

К числу специфических методов, применяемых в контроллинге, относятся:

1. АВС-анализ;

2. Анализ величины в  точке безубыточности;

3.Метод расчета сумм  покрытия;

4. Метод расчета инвестиций

Размер прибыли, которая останется у ОДО «СанДелайт» при продаже продукции по рыночной цене,  определяется с помощью метода расчета сумм покрытия. При этом методе контроллинга с выручки от продаж вычитаются сначала переменные, а затем постоянные затраты. Прибыль возникает только тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат.

Таблица 3.5 – Прогноз прибыли на 2011г. методом расчета сумм покрытия

Наименование показателя

Сумма, млн.руб.

Удельный вес, %

Выручка от реализации за вычетом налогов и себестоимости

49590

100

Себестоимость

39530

80

Выручка за вычетом налогов и себестоимости

10060

 

Переменные затраты

2536

5

Сумма покрытия

7524

 

Постоянные затраты

5290

11

Прибыль

2234

4


Примечание. Источник: собственная разработка

Планирование выручки производилось исходя из общего планируемого объема  товаров для реализации , скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода с помощью расчетного метода. Исходя из данных таблицы 3.5 видно, что размер прибыли  меньше величины постоянных затрат.

Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно использовать такую величину, как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию с тем, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль.

Поскольку выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. На основании данных таблицы 3.5 можно спрогнозировать финансовое положение предприятия, рассчитав пороговую выручку и запас прочности.

Пороговая выручка определяется путем деления постоянных издержек на коэффициент покрытия. Коэффициент покрытия равен сумме, полученной путем деления суммы покрытия на сумму выручки за вычетом налогов и себестоимости: 7524:10060=0,75

Соответственно, пороговая выручка 5290/0,75 = 7053млн.руб.

Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует показателю пороговой выручки, значит, оно работает с прибылью. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки без опасения оказаться убытке.

Запас прочности равен: (10060 – 7053)/10060*100 = 30%.

Значение запаса прочности 30% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращения спроса, ухудшения конкурентоспособности) выручка фирмы сократится менее чем на 30%, то фирма будет получать прибыль; если более чем на 30% - окажется в убытке.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены расходами и спросом на реализуемую продукцию. Поскольку расходы на реализацию это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся расходов на реализацию и их величины на перспективу.

Расходами называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации товаров, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта, а также расходы на рекламу.

Задачи анализа расходов на реализацию состоят в том, чтобы дать общую оценку выполнения плана расходов на реализацию, как в целом, так и в разрезе статей, установить факторы и размеры их влияния на уровень расходов на реализацию и разработать мероприятия по мобилизации выявленных резервов в ходе анализа.

Товарооборот ОДО «СанДелайт» за  2010 г. снизился на 2675 млн. руб. или на 5,1% и составил 49593 млн. руб. Сумма расходов за этот же период выросла на 1496 млн. руб. или на 27,2% и составила 6987 млн. руб. Более высокий темп роста расходов на реализацию ОДО «СанДелайт» по сравнению с темпом роста товарооборота обусловил рост уровня расходов к товарообороту. Так, за анализируемый период данный показатель увеличился на 3,58 п.п. и составил 14,09% к товарообороту.

Рост расходов на реализацию обусловлен в основном, ростом прочих расходов на 792 млн.руб., материальных затрат на 380 млн.руб., и расходов на оплату труда на 169 млн.руб. Отчисления в ФСЗН увеличились на 114 млн.руб., амортизация основных средств и нематериальных активов – на 46 млн.руб. Отмечается снижение транспортных расходов на 3 млн.руб.

Условно-постоянные расходы предприятия увеличились на 708 млн.руб. и составили в 2010 г. 4716 млн.руб., а их уровень к товарообороту составил 9,51%. Условно-переменные расходы возросли в 2010 г. на 789 млн.руб. и составили 2271 млн.руб., а их уровень к товарообороту увеличился на 1,74 п.п. и составил 4,58%.

Общий относительный рост расходов за анализируемый период составило 1775 млн.руб.

За  2010 г. структура расходов исследуемой организации изменилась незначительно. Рост удельного веса зафиксирован по таким статьям расходов как амортизация ОС и НА (с 1,4% до 1,8%) и прочие расходы (с 26,8% до 32,4%).

В то же время снизился удельный вес таких статей как материальные затраты – на 1,2 п.п. и составил 29,7%, расходов на оплату труда – на 4,0 п.п., отчислений в ФСЗН – на 0,7 п.п. и транспортных расходов – на 0,1 п.п.

Наибольший удельный вес в структуре расходов на реализацию ОДО «СанДелайт» приходится на материальные затраты – 29,7, а наименьший – на страхование и транспортные расходы – 0,1%.

Снижение прибыли за отчетный период обусловило уменьшение рентабельности расходов на реализацию. Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда снизился на 4,5 руб. и составил 27,4 руб. Рентабельность расходов на оплату труда снизилась на 89,5 п.п. и составила 15,9%, что обусловлено снижением прибыли за отчетный период.

В работе приведены направления оптимизации расходов на реализацию ОДО «СанДелайт».

Осуществлено планирование и прогнозирование расходов на реализацию на 2011 г. четырьмя методами.

При прогнозировании первым методом, объем расходов на реализацию в 2011 г. составит 7826 млн. руб., вторым методом – 7406 млн.руб., третьим методом – 8315 млн.руб. и четвертым методом – 8534 млн.руб. Поэтому результаты расчетов позволили определить прогноз объема товарооборота по средней величине как среднюю арифметическую по его наименьшей и наибольшей сумме 8020 млн. руб.

Практическая реализация резервов экономии расходов на реализацию товаров во многом зависит от хозяйственной деятельности экономической и коммерческой служб торговых организаций. Роль этих подразделений в осуществлении режима экономии заключается в:

  • усилении контроля над эффективностью использования транспортных средств для доставки товаров и выбором их наиболее экономически выгодных видов;
  • дальнейшей механизации и автоматизации торгово-технологических процессов;
  • совершенствовании системы хозяйственных связей с производителями и поставщиками товаров в условиях рыночной конкуренции;
  • укреплении финансового состояния организации, увеличении доли собственных средств в оплате товаров;
  • ускорении товарооборачиваемости, нормализации товарных запасов;
  • повышении производительности труда работников, обеспечении опережающих ее темпов роста по сравнению с темпами роста средней заработной платы. 

В ОДО «СанДелайт» предлагается осуществлять планирование расходов на реализацию по центрам ответственности. Управление и планирование затрат на основе организации центров финансовой ответственности сегодня является одним из наиболее эффективных методов воздействия на процесс формирования затрат.

Кроме того, в работе рассмотрены возможности применения контроллинга в системе управления расходами на реализацию.

Предложенные мероприятия направлены на повышение эффективности управления расходами на реализацию, будут способствовать их оптимизации и снижению.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Абрютина, М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособ/ М.С.Абрютина – М.: Дело и сервис. – 2008. – 512 с.
  2. Акулич, В.В. Подходы к исследованию издержек обращения в торговых организациях // Планово-экономический отдел/ В.В.Акулич - 2005. №4. С. 25-30.
  3. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учебник/ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М: Финансы и статистика, 2010. – 415 с.
  4. Белякова, Е.В. Издержки обращения как фактор повышения конкурентоспособности продукции/ Е.В.Белякова. – Красноярск, 2007. – 21 с.
  5. Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия: Учеб/ Р.П.Валевич, Г.А.Давыдова - Минск.: Выш. школа, 2006. 367 с.
  6. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговл/ С.Н.Виноградова, О.В.Пигунова, С.П.Гурская - Минск.: Вышэйшая школа, 2008. 356 с.
  7. Гизатуллина, В.Г. и др. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособ/ В.Г.Гизатуллина – Гомель, 2010. – 188 с.
  8. Гребнев, А.И. Экономика торгового предприятия. Учебник/А.И.Гребнев - М.: Экономика, 2006. 325 с.
  9. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник/ В.П.Грузинов – М.: Юнити, 2005. – 795 с.
  10. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли. Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе/ Л.П.Дашков, В.К.Памбухчиянц - М.: 2007. -442с.
  11. Долбилин, А.С. Издержки, доходы и прибыль торговых предприятий и потребительских обществ: Учеб. пособие/ А.С. Долбилин, Л.А.Пронина. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 168 с.
  12. Калинина, Л.А. Экономика и организация деятельности торгового предприятия/ Л.А.Калинина - М.: Инфра-М, 2006. 375 с.
  13. Котляров, С.А. Издержки производства и обращения: Учеб. пособие/ С.А. Котляров, Е.К. Васильева. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2007. – 114 с.
  14. Котляров, С.А. Управление затратами / А.С. Котляров. – СПб.: Питер, 2005. –160 с.
  15. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле/ Л.И.Кравченко - Минск.: Новое знание, 2004. 569 с.
  16. Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособ/ С.Н.Лебедева, Н.Л.Казиначикова, А.В.Гаврилов – Минск.: Новое знание, 2009. – 240 с.
  17. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли/  С.Н.Виноградова - Минск.: Выш. школа, 2007. – 276 с.
  18. Виноградова, С.Н. Организация коммерческой деятельности. Учебное пособие/ Виноградова С.Н., Гурская С.П., Пигунова О.В. и др. - Минск., 2005. – 259 с.
  19. Осипова, Л.В.  Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп/ Л.В.Осипова, И.М.Синяева - М., 2007. – 351 с.
  20. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность/ Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина - М., 2007. – 435 с.
  21. Платонов, В.Н. Организация торговли/ В.Н.Платонов - Минск.: БГЭУ, 2005. 287 с.
  22. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник/ Ф.П.Половцева - М., 2009. – 324 с.
  23. Санько, Л. Н.  Экономика предприятия: Учеб. пособ/ Л.Н.Санько, Э.В.Крумм - Минск.: Выш. школа, 2008. – 224 с.
  24. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.-2-е изд., испр. и доп/ Г.В.Савицкая - М.: ИНФРА- М, 2007.- 342с.
  25. Суша, Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособ/ Г.З.Суша – М.: Новое знание, 2007. – 384 с.
  26. Брагин, Л.А. Торговое дело: Учеб/ Л.А. Брагин, Данько Т.Г., Иванов  Г.Г. - М: ИНФРА-М, 2009.- 560 с.
  27. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Уч. для студ. вузов/ Л.А. Брагин - М.: Инфра-М, 2008. 559 с.
  28. Чернов, В.А. Экономический анализ торговли, общественного питания, туристического бизнеса/ В.А.Чернов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 686 с.
  29. Соломатин, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Уч. пос/ А.Н. Соломатин - М.: Инфра-М, 2007. 295 с.
  30. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: Учеб/ В.Я.Горфинкель, В.Л.Швандар – М.: Юнити, 2008. – 718 с.
  31. Карлик, А.Е. Экономика предприятия: Учеб/ А.Е.Карлик, М.Л.Шульгальтер - Инфра-М, 2007.-432 с.
  32. Гребнев, А.И. Экономика торгового предприятия: Учеб/ А.И.Гребнев – М.: Экономика. – 2006. – 238 с.
  33. Соломатин, А.Н. Экономика торговой деятельности торгового предприятия: Учеб. / А.Н.Соломатин - Минск.: ИНФРА-М, 2010. – 292 с.
  34. Петренко, С.Н. Контроллинг/ С.Н.Петренко – К.: Ника-Центр, Эльга, 2007. – 328 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

 

 


 



Информация о работе Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации