Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 02:39, дипломная работа
Расходы – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Они позволяют опреде-лить качество и эффективность работы всего коллектива организации, а вне-дрение режима экономии расходов способствует росту прибыли, повышению уровня рентабельности. В торговых организациях несколько видов расходов: расходы на реализацию, внереализационные и операционные расходы.
Введение 4
1 Сущность и особенности издержек обращения в торговом предприятии 7
1.1 Сущность издержек обращения 7
1.2 Классификация издержек обращения 12
1.3 Управление издержками обращения 19
2 Анализ издержек обращения в ОДО «СанДелайт» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ издержек обращения 45
2.3 Анализ управления издержками обращения 52
3 Пути оптимизации издержек обращения 55
3.1 Планирование издержек обращения 55
3.2 Планирование издержек обращения по центрам ответственности 66
3.3 Контроллинг в системе управления издержками обращения 71
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г 90
Расходы по уплате процентов за пользование банковским кредитом проверяют по организации в целом и по отдельным видам кредита. Изучая расходы по уплате процентов за кредит, следует особое внимание уделять оценке расходов за кредит под товарные запасы, так как они занимают основное место в данной статье затрат, а их размер в большей степени, чем объем каких-либо других расходов, зависит от времени обращения товаров. Главное внимание должно уделяться проверке сроков погашения задолженности. Выявление причин образования просроченных платежей по кредитам и займам является важной задачей контроля и определяющим условием повышения эффективности использования кредитных ресурсов.
При проверке расходов на содержание материально-технической базы торговли необходимо проанализировать расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; отчисления и затраты на ремонт основных средств. Проверка указанных расходов должна проводиться по определенным статьям и видам затрат и предполагает выявление причин нерационального использования материальных ресурсов и разработку путей повышения их эффективности.
В процессе контроля над реализацией плана расходов ОДО «СанДелайт« также необходимо проверять расходы на торговую рекламу; расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров, расходы по таре, отчисления на социальные нужды, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм и др.
К числу специфических методов, применяемых в контроллинге, относятся:
1. АВС-анализ;
2. Анализ величины в точке безубыточности;
3.Метод расчета сумм покрытия;
4. Метод расчета инвестиций
Размер прибыли, которая останется у ОДО «СанДелайт» при продаже продукции по рыночной цене, определяется с помощью метода расчета сумм покрытия. При этом методе контроллинга с выручки от продаж вычитаются сначала переменные, а затем постоянные затраты. Прибыль возникает только тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат.
Таблица 3.5 – Прогноз прибыли на 2011г. методом расчета сумм покрытия
Наименование показателя |
Сумма, млн.руб. |
Удельный вес, % |
Выручка от реализации за вычетом налогов и себестоимости |
49590 |
100 |
Себестоимость |
39530 |
80 |
Выручка за вычетом налогов и себестоимости |
10060 |
|
Переменные затраты |
2536 |
5 |
Сумма покрытия |
7524 |
|
Постоянные затраты |
5290 |
11 |
Прибыль |
2234 |
4 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Планирование выручки производилось исходя из общего планируемого объема товаров для реализации , скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода с помощью расчетного метода. Исходя из данных таблицы 3.5 видно, что размер прибыли меньше величины постоянных затрат.
Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно использовать такую величину, как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию с тем, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль.
Поскольку выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. На основании данных таблицы 3.5 можно спрогнозировать финансовое положение предприятия, рассчитав пороговую выручку и запас прочности.
Пороговая выручка определяется путем деления постоянных издержек на коэффициент покрытия. Коэффициент покрытия равен сумме, полученной путем деления суммы покрытия на сумму выручки за вычетом налогов и себестоимости: 7524:10060=0,75
Соответственно, пороговая выручка 5290/0,75 = 7053млн.руб.
Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует показателю пороговой выручки, значит, оно работает с прибылью. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки без опасения оказаться убытке.
Запас прочности равен: (10060 – 7053)/10060*100 = 30%.
Значение запаса прочности 30% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращения спроса, ухудшения конкурентоспособности) выручка фирмы сократится менее чем на 30%, то фирма будет получать прибыль; если более чем на 30% - окажется в убытке.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены расходами и спросом на реализуемую продукцию. Поскольку расходы на реализацию это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся расходов на реализацию и их величины на перспективу.
Расходами называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации товаров, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта, а также расходы на рекламу.
Задачи анализа расходов на реализацию состоят в том, чтобы дать общую оценку выполнения плана расходов на реализацию, как в целом, так и в разрезе статей, установить факторы и размеры их влияния на уровень расходов на реализацию и разработать мероприятия по мобилизации выявленных резервов в ходе анализа.
Товарооборот ОДО «СанДелайт» за 2010 г. снизился на 2675 млн. руб. или на 5,1% и составил 49593 млн. руб. Сумма расходов за этот же период выросла на 1496 млн. руб. или на 27,2% и составила 6987 млн. руб. Более высокий темп роста расходов на реализацию ОДО «СанДелайт» по сравнению с темпом роста товарооборота обусловил рост уровня расходов к товарообороту. Так, за анализируемый период данный показатель увеличился на 3,58 п.п. и составил 14,09% к товарообороту.
Рост расходов на реализацию обусловлен в основном, ростом прочих расходов на 792 млн.руб., материальных затрат на 380 млн.руб., и расходов на оплату труда на 169 млн.руб. Отчисления в ФСЗН увеличились на 114 млн.руб., амортизация основных средств и нематериальных активов – на 46 млн.руб. Отмечается снижение транспортных расходов на 3 млн.руб.
Условно-постоянные расходы предприятия увеличились на 708 млн.руб. и составили в 2010 г. 4716 млн.руб., а их уровень к товарообороту составил 9,51%. Условно-переменные расходы возросли в 2010 г. на 789 млн.руб. и составили 2271 млн.руб., а их уровень к товарообороту увеличился на 1,74 п.п. и составил 4,58%.
Общий относительный рост расходов за анализируемый период составило 1775 млн.руб.
За 2010 г. структура расходов исследуемой организации изменилась незначительно. Рост удельного веса зафиксирован по таким статьям расходов как амортизация ОС и НА (с 1,4% до 1,8%) и прочие расходы (с 26,8% до 32,4%).
В то же время снизился удельный вес таких статей как материальные затраты – на 1,2 п.п. и составил 29,7%, расходов на оплату труда – на 4,0 п.п., отчислений в ФСЗН – на 0,7 п.п. и транспортных расходов – на 0,1 п.п.
Наибольший удельный вес в структуре расходов на реализацию ОДО «СанДелайт» приходится на материальные затраты – 29,7, а наименьший – на страхование и транспортные расходы – 0,1%.
Снижение прибыли за отчетный период обусловило уменьшение рентабельности расходов на реализацию. Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда снизился на 4,5 руб. и составил 27,4 руб. Рентабельность расходов на оплату труда снизилась на 89,5 п.п. и составила 15,9%, что обусловлено снижением прибыли за отчетный период.
В работе приведены направления оптимизации расходов на реализацию ОДО «СанДелайт».
Осуществлено планирование и прогнозирование расходов на реализацию на 2011 г. четырьмя методами.
При прогнозировании первым методом, объем расходов на реализацию в 2011 г. составит 7826 млн. руб., вторым методом – 7406 млн.руб., третьим методом – 8315 млн.руб. и четвертым методом – 8534 млн.руб. Поэтому результаты расчетов позволили определить прогноз объема товарооборота по средней величине как среднюю арифметическую по его наименьшей и наибольшей сумме 8020 млн. руб.
Практическая реализация резервов экономии расходов на реализацию товаров во многом зависит от хозяйственной деятельности экономической и коммерческой служб торговых организаций. Роль этих подразделений в осуществлении режима экономии заключается в:
В ОДО «СанДелайт» предлагается осуществлять планирование расходов на реализацию по центрам ответственности. Управление и планирование затрат на основе организации центров финансовой ответственности сегодня является одним из наиболее эффективных методов воздействия на процесс формирования затрат.
Кроме того, в работе рассмотрены возможности применения контроллинга в системе управления расходами на реализацию.
Предложенные мероприятия направлены на повышение эффективности управления расходами на реализацию, будут способствовать их оптимизации и снижению.
Информация о работе Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации