Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 02:39, дипломная работа

Краткое описание

Расходы – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Они позволяют опреде-лить качество и эффективность работы всего коллектива организации, а вне-дрение режима экономии расходов способствует росту прибыли, повышению уровня рентабельности. В торговых организациях несколько видов расходов: расходы на реализацию, внереализационные и операционные расходы.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность и особенности издержек обращения в торговом предприятии 7
1.1 Сущность издержек обращения 7
1.2 Классификация издержек обращения 12
1.3 Управление издержками обращения 19
2 Анализ издержек обращения в ОДО «СанДелайт» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ издержек обращения 45
2.3 Анализ управления издержками обращения 52
3 Пути оптимизации издержек обращения 55
3.1 Планирование издержек обращения 55
3.2 Планирование издержек обращения по центрам ответственности 66
3.3 Контроллинг в системе управления издержками обращения 71
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г 90

Файлы: 1 файл

дипломная работа моя.doc

— 778.00 Кб (Скачать)

В реальной практике хозяйствования понятие расходов является многофункциональной категорией. В организациях торговли различают расходы на закупку товаров, капитальные вложения в воспроизводство основных средств и текущие расходы на организацию хозяйственной деятельности (транспортировку, хранение, подработку, подсортировку, упаковку, рекламу и реализацию товаров). Первые два вида расходов представляют собой примененные ресурсы и относятся на себестоимость торгового процесса путем определения потребленной части ресурсов. Затраты на осуществление хозяйственной деятельности в большинстве своем включаются в расходы на реализацию товаров и представляют собой расходы, возмещаемые за счет прибыли.

Таким образом, расходы на реализацию товаров - это стоимостная оценка материальных, трудовых и иных затрат (потребленная часть ресурсов и затрат на хозяйственную деятельность). Детальная характеристика и состав затрат регламентируются следующими документами:

- Указом Президента Республики  Беларусь «О некоторых вопросах  правового регулирования определения состава затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ услуг), учитываемых при налогообложении прибыли» от 9.06.2006 г. № 380; Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30.01.1998 г. № 01-21/8, Министерством труда Республики Беларусь от 30.01.1998 г. № 03-02-07/300, Министерством финансов Республики Беларусь от 30.01.1998 г. № 3, Министерством экономики Республики Беларусь от 26.01.1998 г. N 19-12/397.

- Инструкцией по бухгалтерскому  учету «Расходы организации», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 182. Данный документ вводит в систему нормативного регулирования бухучета категорию расходов организации, под которой понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящих к уменьшению собственных источников организации. Затраты организаций определены как стоимостная оценка ресурсов, потребленных ими в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. [4,с. 52]

В Инструкции сохранена преемственность по отношению к существующей практике учета затрат на производство. Исходя из этого, все расходы организации подразделяются:

а) на расходы, по видам деятельности, к которым относятся:

- затраты организации, включаемые  в себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг, расходы на управление, обслуживание и организацию производства;

- расходы на реализацию товаров, продукции, работ, услуг;

б) операционные расходы, представляющие собой затраты по осуществлению хозяйственных операций, не являющихся предметом деятельности данной организации (расходы, связанные с продажей и прочим выбытием основных средств, расходы по операциям с тарой и др.);

в) внереализационные расходы, т.е. затраты организации, непосредственно не связанные с процессом производства и обращения и не приводящие к получению экономических выгод, которые признаются расходами организации в период осуществления данных затрат (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные организацией к уплате; убыток прошлых лет, выявленный в отчетном периоде, и др.).

В зависимости от экономического содержания все виды расходов торговых организаций учитывают, анализируют и планируют по элементам и статьям затрат. В экономической практике для всех организаций, в том числе торговых, может использоваться следующая группировка затрат.

  1. Материальные затраты. В их составе в торговле отражают стоимость топлива и энергии, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, затраты по использованию природного сырья, потери от недостач в пределах норм естественной убыли» проценты за пользование кредитом.
  2. Расходы на оплату труда. В состав данного элемента включена основная и дополнительная заработная плата, оплата работ по трудовому соглашению и договорам подряда.
  3. Отчисления на социальные нужды. В этом элементе отражаются отчисления по установленным нормам от расходов на оплату труда (в фонд социальной защиты населения и др.).
  4. Амортизация основных средств. Этот элемент включает величину износа по собственным и арендованным средствам, исчисленную по нормам амортизационных отчислений.
  5. Прочие расходы. Состав этого элемента носит комплексный характер и включает налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды, затраты на командировки, подготовку кадров и некоторые другие.

Такая группировка затрат позволяет выделить затраты живого и овеществленного труда, углубить анализ результатов деятельности торговых организаций.

С целью совершенствования процесса управления расходами на реализацию товаров осуществляется их учет, анализ и планирование по номенклатуре статей, так как каждая статья показывает, на какие цели использованы данные затраты. Так, для торговой отрасли Республики Беларусь определена единая отчетная и учетная номенклатура статей расходов.

В настоящее время Министерством финансов Республики Беларусь утверждена форма № 2 по ОКУД (приложение к балансу) «Отчет о прибылях и убытках». Данная форма отчетности предполагает учет управленческих расходов, расходов на реализацию, внереализационные и операционные расходы, и прочие расходы.

Расходы на реализацию товаров возмещаются за счет доходов от торговой деятельности. Отдельные виды расходов возмещаются за счет финансовых результатов - прибыли до уплаты налогов - или за счет прибыли, остающейся в распоряжении торговой организации. Так, за счет прибыли, остающейся в распоряжении торговой организации, возмещаются присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, расходы по возмещению причиненных убытков, потери от уценки товаров и другие виды расходов.

Дополняет экономическую сущность расходов на реализацию торговых организаций их классификация, которая предполагает упорядоченное изучение этой категории по наиболее важным признакам. Кроме того, классификация расходов на реализацию позволяет улучшить учет, углубить анализ, повысить обоснованность плановых показателей и действенность контроля за их состоянием.

Исходя из характера общественного труда (производительного и непроизводительного) и содержания процессов в сфере обращения расходы на реализацию делят на дополнительные и чистые.

К дополнительным расходам относят затраты, связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения (транспортные расходы, расходы по хранению, фасовке, упаковке, доработке и т.п.). По отношению к сфере товарного обращения эти затраты являются дополнительными и включаются в стоимость товара в общественно необходимых размерах. При наличии нерациональных расходов их величина возмещается за счет финансовых результатов деятельности торговых организаций.

Чистые расходы связаны со сменой форм стоимости и включают расходы по учету, рекламе, ведению кассовых операций и др. Они не увеличивают стоимости товаров, так как вытекают из сущности сферы обращения и возмещаются за счет чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства.

Классификация расходов на реализацию по данному признаку позволяет правильно определить границы материального производства, глубже исследовать и совершенствовать на этой основе процессы, происходящие в сфере обращения.

Все расходы торговых организаций в зависимости от экономического содержания затрачиваемых ресурсов по конкретным видам затрат выделяют в отдельные статьи расходов на реализацию:

- материальные затраты (транспортные  расходы; проценты по полученным ссудам, кредитам и займам; расходы на аренду и содержание зданий; расходы на хранение, подсортировку и упаковку товаров; нормируемые потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации; расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; расходы на ремонт основных средств; экологический налог; прочие затраты);

- расходы на оплату труда (основная  и дополнительная заработная  плата, оплата работ по трудовому соглашению и договорам подряда);

- амортизация основных средств  и нематериальных активов;

- отчисления в фонд социальной  защиты населения Министерства  труда и социальной защиты Республики Беларусь;

- расходы на оплату  страховых взносов;

- инновационный фонд;

- прочие расходы на  реализацию товаров.

В экономической практике важна зависимость статей расходов на реализацию от объема товарооборота. По указанному признаку расходы на реализацию условно делятся на две группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы представляют собой статьи затрат, которые непосредственно не зависят от объема и структуры товарооборота. Эти затраты являются постоянными только в краткосрочном периоде деятельности торговой организации.

По мере роста товарооборота средние постоянные расходы имеют тенденцию к снижению. В связи с этим увеличение товарооборота при прочих равных условиях ведет к снижению уровня расходов на реализацию в торговой организации. Наряду с постоянными затратами следует выделять понятия остаточных и стартовых затрат.

Остаточные затраты - это та часть постоянных расходов, которые имеют место в торговой организации в период прекращения ее деятельности по реализации товаров. К стартовым затратам относится та часть постоянных расходов, которые возникают при возобновлении торговой деятельности.

Вообще, к постоянным расходам на реализацию относят следующие статьи расходов торговых организаций: расходы на аренду, амортизацию основных средств, расходы на оплату труда работников по окладам или тарифным ставкам и др. [3,с. 83]

Переменными расходами называются расходы, величина которых зависит от объема и структуры товарооборота. К этой группе расходов следует отнести: транспортные расходы; проценты по полученным ссудам, кредитам, займам; расходы на рекламу; расходы на оплату труда работников по сдельным расценкам и др.

Характер зависимости переменных затрат от объемов торговой деятельности имеет различную степень эластичности. В связи с этим различают переменные расходы пропорциональные (эластичность между этими затратами и объемом товарооборота равна единице) и депрессивные (эластичность между указанными показателями меньше единицы) расходы.

Общую величину постоянных и переменных затрат составляют валовые (или совокупные) расходы на реализацию. Выделение в составе расходов их постоянных и переменных видов позволяет обеспечивать эффективное управление расходами на реализацию.

Важное значение для разработки экономической стратегии деятельности торговых организаций на рынке товаров и услуг имеет выделение понятия предельные расходы. Предельными издержками обращения называются дополнительные или добавочные издержки, связанные с реализацией еще одной единицы товара. Понятие предельных издержек имеет стратегическое значение; здесь определяется величина тех издержек обращения, которые необходимо контролировать. Иначе говоря, предельные издержки отражают те издержки, которые придется осуществить торговому предприятию при реализации последней единицы товара, и одновременно они отражают те издержки, которые могут быть «сэкономлены» в случае сокращения объема продаж на эту последнюю единицу товара. Для принятия окончательного решения о целесообразности дальнейшего увеличения объема розничного товарооборота предприятию необходимо сопоставить сумму предельных издержек обращения с суммой дополнительных доходов, получаемых от продажи дополнительной партии товаров.

Так как расходы на реализацию характеризуют величину потребленных ресурсов в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в их составе можно выделить следующие группы затрат:

  • связанные с использованием основных средств (амортизация, аренда, расходы на содержание и ремонт основных средств и др.);
  • связанные с использованием оборотных средств (транспортные расходы, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, расходы по оплате процентов за кредит, потери товаров в пределах установленных норм и др.);
  • на использование рабочей силы (расходы на оплату труда, отчисления в фонд социальной защиты и др.).

При принятии финансовых решений в области налогообложения прибыли особое значение имеет деление затрат на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым затратам относятся затраты, которые в целях исчисления налогооблагаемой прибыли принимаются в пределах установленных норм. В связи с этим особое внимание должно быть обращено на их планирование, документальное подтверждение, а также минимизацию.

Многие виды расходов, возникающих в ходе хозяйственной деятельности торговых организаций, носят нерациональный характер. Например, к ним относят потери, возникающие в ходе небрежного хранения товаров, убытки, образующиеся при наличии дебиторской задолженности. Эти виды затрат не включаются в состав расходов на реализацию товаров и возмещаются за счет прибыли торговых организаций.

В состав расходов на реализацию торговых организаций часто вносятся изменения, которые необходимо принимать во внимание при анализе и планировании затрат. Это в полной мере относится и к торговой отрасли. Суть этих изменений в обобщенном виде сводится к отнесению нерациональных расходов на финансовые результаты торговых организаций и к усилению режима экономии в хозяйственной деятельности.

Таким образом, расходы на реализацию как экономический показатель являются важнейшим слагаемым прибыли организаций торговли. При прочих равных условиях их экономия позволит увеличить финансовый результат торговой деятельности, а, следовательно, упрочить конкурентные позиции торговых организаций на рынке товаров и услуг.

 

 

 

    1.  Управление издержками обращения

 

 

 

Целью проведения экономического анализа общего уровня и отдельных статей расходов на реализацию товаров является оценка их рациональности и выявление возможностей экономии с целью улучшения конечных финансовых результатов деятельности торговых организаций.

Для достижения указанной цели необходимы постановка и практическая реализация следующих задач:

Информация о работе Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации