Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 02:39, дипломная работа
Расходы – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Они позволяют опреде-лить качество и эффективность работы всего коллектива организации, а вне-дрение режима экономии расходов способствует росту прибыли, повышению уровня рентабельности. В торговых организациях несколько видов расходов: расходы на реализацию, внереализационные и операционные расходы.
Введение 4
1 Сущность и особенности издержек обращения в торговом предприятии 7
1.1 Сущность издержек обращения 7
1.2 Классификация издержек обращения 12
1.3 Управление издержками обращения 19
2 Анализ издержек обращения в ОДО «СанДелайт» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ издержек обращения 45
2.3 Анализ управления издержками обращения 52
3 Пути оптимизации издержек обращения 55
3.1 Планирование издержек обращения 55
3.2 Планирование издержек обращения по центрам ответственности 66
3.3 Контроллинг в системе управления издержками обращения 71
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г 90
- оценка общей суммы и уровня
расходов на реализацию
- изучение расходов на
- выявление и количественная оценка влияния факторов на общий уровень и отдельные статьи расходов на реализацию товаров;
- оценка эффективности затрат и ее влияния на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых организаций;
- поиск и расчет резервов
экономии расходов на
- определение мер по их оптимизации в текущей деятельности и предстоящем периоде.
Основным информационным источником для проведения анализа общего уровня и отдельных статей расходов на реализацию является бухгалтерский баланс торговых организаций и формы к нему, в частности форма № 2 к балансу «Отчет о прибылях и убытках». Заполнение этой формы осуществляется в разрезе основных отраслей деятельности: розничной торговли, оптовой торговли, в целом по торговле. Кроме того, при проведении экономического анализа расходов на реализацию используются данные статистической отчетности, оперативная документация, действующие нормативные документы (ставки арендной платы, нормы амортизационных отчислений, тарифы на перевозку грузов, лимиты и др.). [7,с. 65]
Под системой показателей расходов на реализацию понимается упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей.
В экономической работе применяется множество показателей расходов на реализацию, каждый из которых несет свою информационно-аналитическую нагрузку. Но, ни один из них не может в полной мере отразить все аспекты управления ими. Именно в этой связи в экономической работе необходима система показателей расходов на реализацию.
Среди важнейших показателей выделяются следующие группы:
Расходы на реализацию могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем расходов на реализацию, выраженным в процентах к обороту розничной торговли.
Абсолютный показатель расходов на реализацию характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. К абсолютным показателям относятся сумма расходов на реализацию, себестоимость торговой деятельности (СТД), которые рассчитываются по формулам:
И=Ипост.+Ипер. (1.1)
где И – сумма расходов на реализацию, руб.;
Ипост. – сумма постоянных расходов на реализацию, руб.;
Ипер. – сумма переменных расходов на реализацию, руб.
или:
И=МЗ+ФЗП (1.2)
где И – сумма расходов на реализацию, руб.;
МЗ – материальные затраты, руб.;
ФЗП – затраты на оплату труда, руб.
СТД=Зт+И (1.3)
где СТД – себестоимость торговой деятельности, руб.;
Зт – затраты на покупку товаров, руб.;
И – сумма расходов на реализацию, руб.
Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности произведенных расходов.
Уровень расходов на реализацию (УИ) характеризует расходоемкость осуществления торговой деятельности.
(1.4)
где Уи – уровень расходов на реализацию, %;
И – сумма расходов на реализацию, руб.;
О – объем товарооборота, руб.
Он рассчитывается как на весь объем деятельности предприятия, так и по отдельным товарным группам. Также рассчитывается уровень постоянных (Упост.) и переменных (Упер.) расходов на реализацию, уровень затратности основных фондов (УИоф), оборотных средств (УИос), труда (УИфзп) и ресурсов в совокупности (УИр). Уровень расходов на реализацию значительно колеблется по регионам и типам торговых предприятий, что обусловлено особенностями покупательной способности населения, развития производства товаров, транспортных коммуникаций, условиями товароснабжения торговой сети, объемом и структурой товарооборота.
Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется показатель рентабельность расходов на реализацию (РИ).
(1.5)
где Ри – показатель рентабельности расходов на реализацию, %;
П – прибыль от реализации, руб.;
И – сумма расходов на реализацию, руб.
Экономический смысл показателя издержкоотдачи заключается в том, что он характеризует объем деятельности, полученный на 100 рублей произведенных затрат. Рентабельность расходов на реализацию показывает сумму прибыли, полученную на 100 рублей произведенных затрат.
Уровень расходов на реализацию должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы расходов на реализацию ведет к положительному результату. Для оценки абсолютного прироста суммы расходов на реализацию используется формула:
(1.6)
где ∆И – сумма абсолютной экономии расходов на реализацию, руб.;
И1, И0 – сумма расходов на реализацию отчетного и базисного года, руб.
Расчет абсолютной суммы расходов на реализацию должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение расходов на реализацию на оборот розничной торговли отчетного года.
Сумма относительной экономии (перерасхода) расходов на реализацию представляет собой разницу между расходами отчетного года и базисными издержками, скорректированными на фактический объем оборота. Но исходя из того, что расходы на реализацию в своем составе неоднородны и представляют совокупность постоянных и переменных расходов, следует учитывать их условное деление. [7,с. 80]
Используя метод сравнения, расходы на реализацию за анализируемый год следует сопоставлять с данными за более длительный период, для того чтобы выяснить их динамику и установить темп изменения.
(1.7)
(1.8)
Рост расходов на реализацию является экономически оправданным, когда он связан с повышением качества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров, совершенствование товародвижения и ведет к росту объема деятельности и увеличению доли рынка, завоеванной предприятием. Для оценки динамики расходов на реализацию целесообразно использовать индекс уровня расходов на реализацию (Iу).
(1.9)
где Iу – индекс уровня расходов n-го периода
Уn – уровень расходов n-го периода, %;
Уn-1 – уровень расходов предшествующего периода, %.
В результате трансформации данного индекса в экономическом анализе и при прогнозировании расходов может быть использована мультипликативная модель динамики расходов на реализацию следующего вида.
IИ=Iу*IО (1.10)
где IИ – индекс роста расходов на реализацию;
Iу – индекс уровня расходов n-го периода;
IО – индекс роста товарооборота.
Стратегическая модель управления расходами, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, товарооборота и затрат.
IП >IО >IИ (1.11)
где IП – индекс роста прибыли;
IО – индекс роста товарооборота;
IИ – индекс роста расходов на реализацию.
Только такое соотношение важнейших экономических показателей обеспечит снижение уровня расходов на реализацию и повышение эффективности их использования за счет увеличения их отдачи и прибыли на каждые 100 рублей затрат.
Также к индексным показателям расходов на реализацию относится темп изменения уровня расходов (Ту), который определяется по формуле
(1.12)
где Ту – темп изменения уровня расходов;
Уn – уровень расходов n-го периода, %;
Уn-1 – уровень расходов предшествующего периода, %.
На расходы оказывают влияние различные объективные и субъективные факторы. Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они действуют одновременно как в сторону снижения расходов, так и в сторону их повышения.
Из них наиболее значимыми являются:
- изменение производительности труда работников.
Следовательно, на уровень расходов обращения влияют различные факторы: и не зависящие, и зависящие от деятельности предприятия.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относится в первую очередь фактор цен. Повышение или снижение розничных цен на товары соответственно влияет на абсолютную величину товарооборота, а, следовательно, и на относительный уровень расходов обращения. Изменения оптовых цен на материалы, тарифов на перевозки, арендных ставок, процентов за кредит и др. сопровождаются, как правило, изменением расходов обращения в целом и по статьям. На уровень расходов обращения влияют равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки и ряд других факторов внешнего характера.
К факторам, зависящим от предприятия, относятся факторы, обуславливаемые деятельностью самого предприятия. Рациональное использование выделенных основных и оборотных средств, изучение покупательского спроса и конъюнктуры рынка, соблюдение кредитной и финансовой дисциплины, повышение производительности труда, выбор форм обслуживания покупателей – все эти и некоторые другие факторы внутреннего порядка будут благоприятно влиять на величину расходов обращения.
Степень реагирования расходов на изменение объема деятельности может быть определена с помощью коэффициента эластичности расходов обращения от товарооборота (КЭ). Однако при его использовании следует принимать во внимание систему дополнительных показателей, так как этот показатель не учитывает фактор неоднородности расходов обращения. В условиях высоких темпов инфляции, он может быть интерпретирован как степень реагирования затрат в целом на изменение суммы товарооборота.
(1.13)
где: Кэ – коэффициент эластичности расходов обращения от товарооборота;
- изменение расходов, %;
- изменение товарооборота, %.
При этом необходимо учитывать, что статьи и элементы затрат, взятые обособленно, зависят от товарооборота не одинаково. Так, для постоянных расходов этот коэффициент будет равен нулю. Следовательно, рост товарооборота может сопровождаться увеличением абсолютной величины не всех расходов на реализацию, а только переменной их части (уровень переменных расходов при этом не изменяется). Повышение суммы постоянных расходов изменением объема деятельности объяснять, естественно, нельзя.
Таким образом, рост товарооборота сопровождается увеличением абсолютной величины расходов на реализацию, однако их уровень будет снижаться; уменьшение товарооборота, хотя и сопровождается некоторым сокращением суммы расходов, их уровень повышается.
(1.14)
где - изменение уровня расходов под влиянием изменения товарооборота, процентных пунктов;
- сумма условно-постоянных
О1, О0 - товарооборот отчетного и базисного периода соответственно, руб.;
Для определения влияния изменения товарооборота на сумму расходов на реализацию нужно пересчитать сумму переменных расходов базисного периода с учетом товарооборота отчетного периода.
(1.15)
где И(0) – изменение суммы расходов базисного периода, руб.;
- уровень условно-переменных расходов базисного периода, %;
- сумма условно-переменных
О1 – товарооборот отчетного периода, руб.
Измерять зависимость уровня расходов на реализацию от объема деятельности рекомендуется и с использованием метода корреляционно-регрессионного анализа.
Влияние структурных сдвигов товарооборота на уровень расходов на реализацию устанавливается с использованием метода цепной подстановки, способа разниц и процентных чисел. Вычисляют скорректированный уровень расходов на реализацию, проводят анализ методом цепной подстановки по следующей формуле.
(1.16)
где - скорректированный уровень расходов, %;
- отчетный удельный вес i-й товарной группы в обороте розничной торговли, %;
- базисный уровень расходов i-й товарной группы, %;
i - товарная группа, i=1,2, 3,..., n.
Применяя способ разниц, можно определить величину влияния структурных сдвигов на приращение уровня расходов.
Информация о работе Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации