Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 02:39, дипломная работа

Краткое описание

Расходы – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Они позволяют опреде-лить качество и эффективность работы всего коллектива организации, а вне-дрение режима экономии расходов способствует росту прибыли, повышению уровня рентабельности. В торговых организациях несколько видов расходов: расходы на реализацию, внереализационные и операционные расходы.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность и особенности издержек обращения в торговом предприятии 7
1.1 Сущность издержек обращения 7
1.2 Классификация издержек обращения 12
1.3 Управление издержками обращения 19
2 Анализ издержек обращения в ОДО «СанДелайт» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ издержек обращения 45
2.3 Анализ управления издержками обращения 52
3 Пути оптимизации издержек обращения 55
3.1 Планирование издержек обращения 55
3.2 Планирование издержек обращения по центрам ответственности 66
3.3 Контроллинг в системе управления издержками обращения 71
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г 90

Файлы: 1 файл

дипломная работа моя.doc

— 778.00 Кб (Скачать)

    (1.17)

где  - изменение уровня расходов под влиянием изменения структуры товарооборота, %;

- изменение удельного веса i-й товарной группы в товарообороте, %.

При анализе динамики пересчет уровня расходов на реализацию отчетного года к обороту в сопоставимых ценах производят по тем статьям, абсолютная сумма которых не зависит от изменения розничных цен.

   (1.18)

где  - изменение уровня расходов под влиянием изменения цен, %;

- сумма независимых от изменения  розничных цен расходов отчетного года, руб.;

- оборот розничной торговли в  сопоставимых ценах, руб.

Помимо вышерассмотренных факторов, на уровень расходов предприятия влияет ряд других факторов.

Ускорение оборачиваемости товаров оказывает влияние на статьи расходов, связанные с формированием и хранением товарных запасов. Изменение оборачиваемости товаров оказывает двоякое действие на расходы на реализацию: замедление оборачиваемости вызывает увеличение расходов, а ускорение - их уменьшение. Так, ускорение оборачиваемости на один день приведет к высвобождению средств в размере однодневного оборота, к сокращению на эту сумму потребности в кредите и вследствие этого к экономии затрат по оплате процентов за пользование займом.

Изменение производительности труда влияет на объем деятельности и через него на уровень расходов. Затраты на оплату труда в организациях торговли занимают среди всех расходов на реализацию основное место. Если при этом рост производительности труда опережает рост средней заработной платы, то обеспечивается относительная экономия затрат на оплату труда. Снижение этих расходов их экономное использование является значительным резерве снижения уровня расходов на оплату труда, а значит, и общего уровня расходов.

,     (1.19)

где   Уз/п - уровень расходов на оплату труда, %;

ФЗП - фонд заработной платы, руб.;

О - оборот розничной торговли, руб.

Снижение расходов на оплату труда достигается при выполнении следующих условий.

ТпрО>Тпрфзп,     (1.20)

Тпрпт>ТпрЗ/п,     (1.21)

где:  ТпрО - темп прироста товарооборота, %;

Тпрфзп - темп прироста фонда заработной платы, %;

Тпрпт - темп прироста производительности труда, %;

ТпрЗ/п - темп прироста средней заработной платы, %.

Рационализация товародвижения является важным фактором снижения уровня расходов на реализацию. Сокращение звенности движения товаров, доставка товаров непосредственно в розничную торговую сеть обуславливают снижение транспортных расходов, товарных потерь и других расходов.

Влияние звенности товародвижения определяется путем расчета излишнего завоза (недовоза) товаров.

                   (1.22)

где   Из - сумма излишнего завоза (недовоза) товаров, руб.;

- коэффициент звенности товародвижения  отчетного и базисного периодов соответственно, %.

Затем рассчитывается сумма дополнительных затрат (или их сокращение) по переменным статьям расходов по следующей формуле

     (1.23)

где   Здоп. - сумма дополнительных затрат (+) или их сокращение (-), руб.;

Упер.1 -уровень переменных расходов отчетного периода, %.

Отклонение в уровне расходов на реализацию за счет изменения звенности товародвижения определяется как процентное отношение суммы дополнительных затрат или их снижения и товарооборота.

    (1.24)

где   - изменение уровня расходов под влиянием изменения звенности товародвижения, %.

Торговые предприятия пользуются услугами транспортных, коммунальных, ремонтных и многих других предприятий. Поэтому к независящим от торговли факторам, влияющим на уровень расходов на реализацию, относится изменение тарифов и ставок за предоставляемые услуги. Без учета индекса этих тарифов нельзя сделать экономически обоснованные выводы о действительной динамике расходов на реализацию по статьям, дать правильную оценку происходившим изменениям в составе расходов. Отсюда следует, что сумма расходов на реализацию по статьям, связанным с оплатой услуг и материальным потреблением, зависит от двух условий. Во-первых, от количественного выражения этих услуг (объема перевозимых товаров, площади арендуемых помещений и т.п.), а во-вторых, от уровня тарифов на предоставляемые услуги и цен на материалы. В процессе анализа необходимо установить, в результате каких из этих условий изменились расходы на реализацию.

Расходы на реализацию, представляя собой обособившуюся часть стоимости, создаваемую в хозяйственном процессе - категория объективная. Они включают в себя затраты живого и овеществленного труда, что следует учитывать при проведении факторного анализа расходов на реализацию.

Первый показатель - фондовооруженность труда – это показатель, характеризующий степень оснащенности труда производственными основными фондами, определяется делением среднегодовой стоимости фондов на среднесписочную численность работников.

          (1.25)

где  ФВ - фондовооруженность труда, руб./чел.;

ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;

Ч - среднесписочная численность работников, чел.

Второй показатель - стоимостное строение торговой деятельности (ТД) - это отношение потребленных материальных затрат к потребленной величине затрат на оплату труда.

             (1.26)

где   МЗ - сумма материальных затрат, тыс. руб.;

ФЗП - фонд заработной платы, руб.

Третий показатель - органическое строение торговой деятельности (ТД') - выражает отношение примененных основных фондов к потребленному фонду заработной платы.

         (1.27)

Производительность труда является функцией фондовооруженности и фондоотдачи по хозрасчетному доходу.

ПТ=ФВ*ФО                    (1.28)

где ФО - фондоотдача, руб.

При этом фондоотдача является результативным показателем деятельности предприятия.

       (1.29)

где   П - прибыль предприятия, руб.;

РФЗП - норма чистого дохода (рентабельность фонда заработной платы).

Таким образом, расходы на реализацию прямо пропорциональны фондовооруженности труда, норме чистого дохода, средней оборачиваемости основных фондов, фонду заработной платы и обратно пропорциональны производительности труда.

Зависимость расходов от стоимостного строения торговой деятельности проявляется в равенстве следующего вида.

     (1.30)

Показатель, характеризующий отношение потребленных овеществленных ресурсов ко всем потребленным ресурсам определяется по следующей формуле.

     (1.31)

где  К - коэффициент, характеризующий отношение потребленных овеществленных ресурсов ко всем потребленных ресурсам.

Из формулы следует, что экономия примененных ресурсов прошлого труда предпочтительнее экономии потребленных ресурсов, поскольку при таком соотношении ускоряется оборачиваемость фондов и растет производительность труда.

На уровень расходов на реализацию влияют и другие факторы: состояние материально-технической базы, финансовое состояние, производительность труда. Опережающие темпы роста производительности труда против темпов роста средней заработной платы работников ведут к снижению уровня расходов на оплату труда.

Выявление факторов и их количественная оценка учитывается при анализе и планировании расходов.

Таким образом, при анализе и планировании расходов торговым предприятием необходимо пользоваться показателями абсолютной суммы и уровня расходов на реализацию по общему уровню и отдельным статьям.

В заключение данной главы можно сделать выводы о том, что издержки обращения являются наиважнейшим показателем, характеризующем стабильность предприятия в условиях современной рыночной экономики.

Поэтому при правильной организации учета издержек  обращения можно  выявить резервы позволяющие оптимизировать издержки обращения и, как результат, повысить уровень конкурентоспособности предприятия в современных условиях.

В ходе написания данной главы раскрыто понятие «издержки обращения», произведено описание классификации издержек обращения, отражены существующие состав и структура. Дана оценка роли расходов на реализацию и их управлению в торговых предприятиях. Кроме того, приведено описание анализа расходов в торговых организациях.

 

    1. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В  
      ОДО «САНДЕЛАЙТ»

 

 

 

    1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

 

 

Общество с дополнительной ответственностью «СанДелайт» создано в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, зарегистрированного Минским городским исполнительным комитетом 12 октября 2006 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 190549210.

Общество является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.

Основной целью ОДО «СанДелайт» является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов участников общества посредством осуществления хозяйственной деятельности.

Основной сферой деятельности ОДО «СанДелайт» является оптовая торговля.

Предприятие реализует следующие виды продукции:

детское питание;

косметические товары для детей;

гигиенические средства для детей;

детские игрушки.

На подлежащую обязательной сертификации и государственной регистрации в рамках таможенного союза продукцию, проводятся надлежащие процедуры, и имеются соответствующие сертификаты и свидетельства.

На рынке фирма существует уже почти 5 лет, зарекомендовав себя как профессиональный и надежный поставщик продукции.

Постоянно расширяя и обновляя ассортимент товаров, компания  обеспечивает своих клиентов только качественной продукцией ведущих европейских производителей.

Качество товара, надежность поставок, позволяет успешно сотрудничать с более чем шестистами партнерами по всей республике. Созданы региональные представительства во всех областных центрах. В рамках программы дальнейшего улучшения качества оказываемых услуг, осуществляется доставка товаров собственным транспортом предприятия, что позволяет покупателям исключить транспортные расходы.

Схема организационной структуры организации представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Организационная структура ОДО «СанДелайт»

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Органом управления ОДО «СанДелайт»  является его директор.   

Директор организации:

- действует без доверенности  от имени организации и в  ее интересах в соответствии с законодательством и уставом добросовестно и разумно, представляет его интересы в отношениях с государственными органами Республики Беларусь, юридическими и физическими лицами;

- организует работу организации;

- утверждает организационно-штатную  структуру организации;

- назначает на должность и  освобождает от должности своих  заместителей и главного бухгалтера,

- нанимает и увольняет работников  в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь и условиями трудовых договоров (контрактов);

- заключает договоры от имени  организации;

- выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета;

- издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации.

Коммерческий директор ОДО «СанДелайт»  подчиняется генеральному директору и руководит службой маркетинга, в его обязанности входит организация сбыта и снабжения в организации.

Финансовый директор ОДО «СанДелайт»  подчиняется генеральному директору и руководит бухгалтерией, составляет финансовые планы, определяет направления использования финансовых ресурсов.

В функции главного бухгалтера ОДО «СанДелайт»   входят:

1) правильная организация бухгалтерского  учета, своевременное составление и предоставление установленной отчетности.

2) осуществление учетной политики, направленной на предупреждение  недостач, растрат, незаконного расходования  средств организации;

3) достоверный и своевременный  учет и постоянный контроль  за проведением и реализацией хозяйственных операций;

4) правильное исчисление налогов, сборов и других обязательных  платежей, предусмотренных действующим законодательством;

5) правильное проведение инвентаризации  всех статей баланса и отражение в учете ее результатов;

6) руководство работниками бухгалтерии  организации;

Информация о работе Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации