Совместные предприятия в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование правового регулирования деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации, как одного из основных способов привлечения иностранных инвестиций в экономику. В России совместные предприятия (СП) стали развиваться раньше всех форм привлечения иностранного капитала, и большая их часть действует сейчас в торговле, посредничестве и сфере услуг.

Файлы: 1 файл

Совместные предприятия в торговле .docx

— 62.69 Кб (Скачать)

 

Введение

Экономические процессы в обществе неразрывно связаны с развитием разнообразных форм предпринимательской деятельности, которые, в свою очередь, отражают изменения в факторах производства, технике и технологии, потребительских тенденциях, общественном настроении и государственной политике. В последние годы одной из ведущих форм международного бизнеса стало совместное предпринимательство, которое включает многообразные кооперационные связи: от межфирменного сотрудничества и создания совместных предприятий до крупномасштабных интеграционных проектов в рамках региональных и межрегиональных объединений.

Совместное предпринимательство  изменяет структуру мирового производства и обмена, ускоряет процесс глобализации мировой экономики (т. е. формирования мировой экономики как единого целого). Быстрый рост межфирменных соглашений — наиболее яркий показатель глобализации. Ведущую роль в развитии межфирменных связей играют крупные компании и ТНК. В современных условиях каждая из ведущих ТНК включает разветвленную сеть не только собственных филиалов и отделений, но и международных связей и соглашений разнообразного характера — совместных предприятий, международных консорциумов, соглашений о сбыте и маркетинге, обмене патентами и лицензиями, научно-технической и производственной кооперации. В последние годы в процесс совместного предпринимательства все более активно включаются средние и мелкие предприятия. Совместное предпринимательство развивается на микро- (предприятия) и макроэкономическом уровне (государства, региональные группировки, международные экономические организации).

Целью данной работы является исследование правового регулирования  деятельности совместных предприятий  на территории Российской Федерации, как одного из основных способов привлечения иностранных инвестиций в экономику. В России совместные предприятия (СП) стали развиваться раньше всех форм привлечения иностранного капитала, и большая их часть действует сейчас в торговле, посредничестве и сфере услуг.

 

ГЛАВА 1

Первые совместные предприятия в России

 

Нормативное регулирование  совместного предпринимательства  национальных и иностранных хозяйствующих  субъектов в нашей стране осуществляется с начала  20-х гг. Возможность  создания смешанных хозяйственных  организаций была законодательно закреплена в РСФСР декретом "Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и  защищаемых  ее судами" от 22 мая 1922 г., согласно которому  иностранные  компании могли создавать в России собственные юридические лица  и заниматься на ее территории определенными видами хозяйственной деятельности.

Совместное предпринимательство  в нашей стране прошло несколько  этапов.

Первый этап - как форма  международного экономического сотрудничества совместное предпринимательство использовалось уже в первые годы советской власти. Собственно, концессионные предприятия  и создавались как смешанные  хозяйственные общества с присутствием иностранного капитала.

Вторым этапом совместного  предпринимательства в нашей  стране стали 70-80-е гг. В это время  в СССР началось освоение лицензионной торговли  с иностранными государствами. Начался этап инвестиционного сотрудничества, когда в качестве  объектов инвестирования стала выступать интеллектуальная собственность.

"Лицензионное сотрудничество  и производственная кооперация  позволили накопить определенный  опыт решения сложных коммерческих  вопросов, возникающих в практике  советских внешнеторговых организаций,  и подготовили базу для перехода к более высокой форме международного экономического сотрудничества - совместному предпринимательству."11

Третий этап совместного  предпринимательства ведет свой отсчет  с 1986 г., когда постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР   от 19 августа 1986 г. №991 наряду с дальнейшим использованием научно-технической  и производственной кооперации предусмотрело  создание на территории СССР СП  с  участием фирм капиталистических и  развивающихся стран. Однако для  данного этапа совместного предпринимательства  в Советском Союзе были характерны два следующих момента. Во-первых, все СП создавались не на территории страны, как предписывалось в вышеназванном постановлении, а исключительно за рубежом. Во-вторых, ограничивалась предметная сфера организации СП: они действовали только в торговле и рыболовстве.

Современный этап начался  в 1987 г. 

Ветераны совместного  предпринимательства утверждают, что  появление СП в СССР  стало результатом оговорки генерального секретаря М.С. Горбачева. Еще в первой половине 1986 года  в одном из своих интервью  на Западе  Горбачев сказал  о готовности Союза развивать совместное предпринимательство.

Это сенсационное заявление  Горбачева было зафиксировано и  подхвачено иностранными средствами массовой информации. В Министерство внешней  торговли вызвали всех, кто имел  хоть какие-то кооперационные соглашения с иностранными компаниями. Им объяснили, что такое  совместные предприятия  и предложили  что-либо придумать. Отдельно проводились собеседования  на ту же тему с иностранными партнерами советских организаций и учреждений. Государственный аппарат тоже не бездействовал, и 13 января 1987 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и постановление Совмина "О совместном предпринимательстве и совместных хозяйственных объединениях". Этот документ  предполагал широкие льготы  по налогообложению и таможенным сборам для СП, что немало поспособствовало совместному предпринимательству по обе стороны государственной границы СССР.

С точки зрения  привлечения  иностранных инвестиций в страну решение Президиума Верховного Совета и Совмина было очень сильным.

Первое СП было зарегистрировано в июле 1987 года , оно было прибалтийским и занималось картонной упаковкой.

Средний цикл согласования учредительных и иных документов СП в первые годы их существования  составлял 9-10 месяцев. Требовались  визы Минфина, Госкомтруда, Госплана, КГБ. Причем соискатель разрешения  внутри каждого ведомства должен был  пройти еще множество "подынстанций". В Госплане, например, требовали согласования в четырех разных отделах. Но известен случай, когда СП  было создано и зарегистрировано за один день. Раджив Ганди приезжал с официальным визитом в Москву, и к его приезду решено было сделать сюрприз - советско-индийское СП. Так на Красной Пресне появился ресторан "Дели", который жив и до сих пор.

''23 февраля 1988 года собрались  генеральные директора 23 СП, всех, которые были к тому времени зарегистрированы в СССР. Они образовали совет директоров СП, который потом преобразовался в Ассоциацию совместных предприятий и международных объединений.''2 Некоторые госпредприятия специально учреждали при себе СП, чтобы пользоваться облегченным режимом оформления виз. Все это по большей части шло на пользу.

В октябре 1990г. Президент  СССР издал Указ " Об иностранных  инвестициях в СССР", а в  декабре  того же года Верховный  Совет СССР принял "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР", которые послужили правовой базой  для принятия законов об иностранных  инвестициях в целом ряде союзных  республик, в том числе закона " Об иностранных инвестициях  в РСФСР" от 4 июля 1991 г., являющегося  в настоящее время  одним из главных документов в этой области.

Сегодня СП как юридическая  форма предприятия не существует. Большинство СП перерегистрировались в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

 

 

ГЛАВА 2

Государственное регулирование деятельности совместных предприятий

2.1.  Общая характеристика процесса создания совместного предприятия

В силу действия принципа национального  режима, представляемого иностранным  инвестициям, согласно ст.12 и 13 Закона об иностранных инвестициях предприятия  с иностранными капиталовложениями учреждаются в порядке, предусмотренном  действующим на территории России законодательством  о предприятиях и предпринимательской  деятельности (в настоящее время  в связи с отменой закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской  деятельности" этот порядок закрепляется в ГК РФ) с учетом дополнений, установленных законодательством об иностранных инвестициях, и функционируют в организационно-правовых формах, предусмотренным законодательством России.

В соответствии со ст.13 Закона об иностранных инвестициях: совместное предприятие на территории России может  быть создано с использованием различных  способов. Наиболее распространенным является учреждение СП с созданием  нового Юридического лица, договор о чем подписывает среди прочих участников иностранный инвестор. Правовой формой, опосредующей действия инвесторов, в этом случае будет учредительный договор (ст.52 ГК РФ). Второй способ присоединения иностранного лица к существующему российскому юридическому лицу, когда иностранный инвестор приобретает долю участия (пай, акцию) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций.

Когда коммерческая организация, ранее учрежденная без участия  иностранного капитала, трансформируется в то, что именуется совместным предприятием, необходимо иметь в  виду наличие двух возможностей такой  трансформации.

Иностранный участник может  присоединиться к российским учредителям  и стать соучредителем - в этом случае действия иностранного участника  СП опосредуются договором присоединения  согласно ст. 428 ГК РФ.

Во втором случае, касающемся тех коммерческих организаций, в  которых законодательством предусмотрены  не только учредители, но и иные партнеры, т. е. Когда речь идет об акционерных  обществах, участниками которых  являются учредители и акционеры, акцию  может приобрести иностранный гражданин  и при этом не стать учредителем  коммерческой организации. Никакого договора присоединения, в этом случае, не заключается - отношения опосредуются сделкой  купли-продажи ценной бумаги или  сертификата.

Известно, что разница  между рядовым акционером и учредителем  акционерного общества очень велика; объемы правоспособности первого и  второго существенно различаются, следовательно, возникает вопрос: станет ли совместным предприятием российская коммерческая организация, учрежденная  в форме акционерного общества, если несколько ее акций приобрел иностранный  субъект? Буквально толкуя ст. 13. Закона об иностранных инвестициях, на данный вопрос следует ответить положительно. Однако в этом случае возникает масса  проблем функционирования акционерного СП. Поэтому, в упомянутую статью целесообразно  внести изменения следующего содержания: "Действующая российская коммерческая организация приобретает статус юридического лица с долевым участием иностранных инвестиций в том  случае, если приобретение доли участия (акции) в ней сопровождается приобретением иностранным инвестором статуса соучредителя этой организации."3

Возможен  и иной вариант, заимствованный  из зарубежного  опыта. " Так, например, в США формально  признаются прямым зарубежным инвестированием  всякие капиталовложения, если в результате инвестор будет располагать хотя бы 10% собственности зарубежной фирмы."4

"В нашем законодательстве  об иностранных инвестициях также  было бы целесообразно установить  если не нижнюю планку иностранного  участия в коммерческой организации  любой организационно-правовой формы,  за которой предприятие продолжает  сохранять режим  "обычного" и не рассматривается законом  как совместное, то хотя бы  для СП в форме акционерных  обществ тот минимальный предел  участия иностранных акционеров (процент приобретенных акций), который  дает право коммерческой организации  именоваться СП и, следовательно,  пользоваться теми, пусть не очень  пока существенными льготами, которые  установлены в сфере иностранной  инвестиционной деятельности. В  случае если иностранный акционер  не стал соучредителем, либо  не приобрел статуса стратегического  инвестора предприятия, последнее  не должно считаться совместной коммерческой организацией."5

Законодатель придает  важное практическое значение способу, которым создается СП. Так, если иностранный  инвестор приобретает долю участия  в уже действующей коммерческой организации, закон предоставляет  ему большую свободу маневра  своими инвестициями, чем в случае, когда иностранный инвестор приобретает  долю участия в недействующем  Российском предприятии, он может оплатить ее не только в иностранной валюте, но и в рублях полученных в качестве дохода, на территории принимающего государства.

"Учреждение СП - это  совокупность взаимосвязанных и  последовательно осуществляемых  юридических действий учредителями, включающая в себя принятия  учредителями решения о создании  коммерческой организации; проведения  в необходимых случаях государственной  экспертизы инвестиционного проекта  хозяйственного общества (товарищества) с долевым участием иностранных  инвестиций; заключение учредительного  договора и утверждение устава; государственную регистрацию нового  юридического лица в администрации  субъекта РФ или ином уполномоченном  на то органе государственной  власти; формирование уставного  (складочного) капитала на условиях  и в размере, установленных  учредительными документами."6

В рамках этих стадий учредители осуществляют:

  • подготовку проекта совместного предприятия (бизнес-плана инвестиционного проекта СП), поиск заинтересованных иностранных партнеров и направление им соответствующего предложения;
  • проведение переговоров с потенциальным иностранным инвестором и составление протокола намерений;
  • подготовку, согласование и подписание учредительных документов СП;
  • государственную регистрацию СП.

Информация о работе Совместные предприятия в торговле