Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 02:39, дипломная работа

Краткое описание

Расходы – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Они позволяют опреде-лить качество и эффективность работы всего коллектива организации, а вне-дрение режима экономии расходов способствует росту прибыли, повышению уровня рентабельности. В торговых организациях несколько видов расходов: расходы на реализацию, внереализационные и операционные расходы.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность и особенности издержек обращения в торговом предприятии 7
1.1 Сущность издержек обращения 7
1.2 Классификация издержек обращения 12
1.3 Управление издержками обращения 19
2 Анализ издержек обращения в ОДО «СанДелайт» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ издержек обращения 45
2.3 Анализ управления издержками обращения 52
3 Пути оптимизации издержек обращения 55
3.1 Планирование издержек обращения 55
3.2 Планирование издержек обращения по центрам ответственности 66
3.3 Контроллинг в системе управления издержками обращения 71
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г 90

Файлы: 1 файл

дипломная работа моя.doc

— 778.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Расходы – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Они позволяют определить качество и эффективность работы всего коллектива организации, а внедрение режима экономии расходов способствует росту прибыли, повышению уровня рентабельности. В торговых организациях несколько видов расходов: расходы на реализацию, внереализационные и операционные расходы.

Расходы на реализацию участвуют в формировании финансового результата деятельности торговой организации, при прочих равных условиях их экономия позволит увеличить прибыль, упрочить конкурентные позиции торговых предприятий и организаций на рынке товаров и услуг.

В процессе развития и совершенствования размещения производительных сил, углубления общественного разделения труда повышается роль производственных предприятий в доведении товаров до степени полной готовности к потреблению. В связи с этим снижается доля дополнительных расходов в торговле и относительно возрастают затраты, связанные со сменой формы стоимости, что способствует в конечном счете повышению культуры торговли и экономии времени покупателей.

Высокий уровень торгового обслуживания населения и сокращение расходов потребления - это важнейшие направления совершенствования торговли в развитом обществе. Экономия средств на культуре торгового обслуживания противоречит самой сущности торговли.

В торговле расходы на реализацию направлены на наиболее полное удовлетворение спроса населения. Этим целям служат расходы в торговле, связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве, свойствах и способах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг.

Расходы на реализацию в торговле всегда выражали, и будут выражать качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение расходов на реализацию наряду с уменьшением себестоимости продукции является экономическим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организаций и предприятий. [4, с. 47]

Правильная организация учета издержек  обращения  дает  возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет  своевременно  отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по  издержкам обращения, расходования материальных, трудовых  и  финансовых  ресурсов.  Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой  дисциплины  и  режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.

В связи с вышеизложенным, изучение издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое  значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня производственных затрат. Таким образом, тема данной дипломной работы является весьма актуальной.

Целью дипломной работы является выявление путей оптимизации расходов на реализацию на предприятии.

Предметом исследования являются расходы на реализацию, объектом исследования является ОДО «СанДелайт».

Исходя из вышесказанного, в дипломной работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность  и особенности издержек обращения в торговом предприятии;

- провести анализ издержек обращения в ОДО «СанДелайт»;

- определить пути оптимизации издержек обращения.

При написании данной дипломной работы были использованы материалы, опубликованные ведущими экономистами – М.С. Абрютиной, М.И. Бакановым, Т.И. Головановой, А.И. Гребневым, Л.И. Кравченко и др., научная и периодическая литература, бухгалтерская отчетность анализируемого предприятия.

При проведении экономического анализа расходов на реализацию были использованы экономико-математический метод, метод группировок, сравнений и др.

 

    1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

 

    1. Сущность издержек обращения

 

 

 

Расходы на реализацию - это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме. Расходы на реализацию представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Расходы на реализацию характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту. Уровень расходов на реализацию - важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят, с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 тыс. р. товарооборота, с другой - о доле торговых расходов в розничной цене, с третьей - об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Оптимальный уровень расходов соответствует наилучшему способу использования ограниченных ресурсов для достижения поставленной цели - обеспечения конкурентоспособности. [1,с. 3]

Наряду с показателем расходов на реализацию в экономике используется показатель расходов потребления. Расходы потребления представляют собой затраты на поиск товара, его покупку, доставку домой, подготовку к потреблению.

Расходы на реализацию условно подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые расходы - это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные расходы обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый.

Расходы бывают явные и неявные. Явные (бухгалтерские) расходы - это затраты, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на расходоемкость реализации продукции. Они делятся на:

- материальные затраты (стоимость товаров, сырья, материалов, используемых для упаковки, хранения, обеспечения нормального торгово-технологического процесса; сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость работ и услуг, оказываемых другими предприятиями данному предприятию, топлива всех видов и др.);

- затраты на  оплату труда;

- отчисления  на социальные нужды и другие  отчисления;

- амортизация  основных фондов;

- прочие затраты.

Неявные расходы - это расходы, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести платежи, которые предприятие  могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (расходы упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.

Расходы на реализацию в отечественной экономике классифицируются по видам и статьям расходов, отраслям хозяйственной деятельности, товарам. Единая для всей сферы обращения номенклатура статей расходов включает 15 статей. В финансовом планировании весьма значимым является подразделение затрат на постоянные и переменные. [7,с. 31]

Во-первых, такое деление способствует решению задач в регулировании массы и прироста прибыли на основе относительного снижения расходов при росте выручки от реализации. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать маржинальный метод планирования в системе бюджетирования  (внутреннем финансовом планировании).

Потоварная классификация связана с различиями в уровнях затрат, вызванных неодинаковой расходоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на 1 тыс. р. товарооборота. Эта классификация весьма актуальна при обосновании торговой надбавки на определенные товарные группы и товары.

Анализ расходов на реализацию направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1. Классификация расходов на реализацию [2,с.45]

Примечание. Источник: собственная разработка на основании документов предприятия

 

Помимо расходов на реализацию в организациях бывают внереализационные и операционные расходы.

К внереализационным расходам относятся:

- суммы, уплаченные в виде  санкций за нарушение условий  хозяйственных договоров, и расходы по возмещению причиненных убытков;

- отрицательные разницы, возникающие при изменении Национальным  банком Республики Беларусь курсов  иностранных валют при переоценке денежных средств на валютных счетах в банках и в кассах индивидуальных предпринимателей;

- разницы, возникающие при  изменении Национальным банком  Республики Беларусь курсов иностранных валют на дату расходования займа (кредита) в иностранной валюте и на дату возврата заимодавцу (кредитору) займа (кредита), использованного на приобретение товаров;

- расходы, связанные с  покупкой иностранной валюты, в  сумме разницы между курсом покупки и курсом Национального банка Республики Беларусь на момент покупки.

Первая группа доходов и расходов, не связанных с доходами и расходами по видам деятельности, – операционные доходы и расходы. Следует отметить, что нельзя сформировать конечный финансовый результат без учета операционных доходов за вычетом операционных расходов.

Инструкцией по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 181,  и Инструкцией по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 182, определено, что состав операционных доходов и расходов, по которым обобщается информация на счете 91 "Операционные доходы и расходы", приведен в Инструкции по Типовому плану счетов,  а именно:

- расходы, связанные с  продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием и др.), принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов, в том числе активов, отличных от официальной валюты Республики Беларусь, а также определение финансовых результатов от их выбытия;

- расходы (включая амортизационные  отчисления), связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации в соответствии с законодательством (когда это не является предметом деятельности организации);

- расходы, связанные с  предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на  изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации);

- расходы, связанные с  участием в уставных фондах  других организаций, а также доходы (проценты) и расходы по ценным бумагам (когда это не является предметом деятельности организации);

- расходы, связанные с  участием организации в совместной  деятельности по договору простого товарищества;

- расходы по  операциям  с тарой;

- расходы (проценты), начисленные  организацией после принятия  к бухгалтерскому учету приобретенных за счет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов товарно-материальных ценностей, а также проценты по иным краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам (кроме кредитов и займов, полученных на приобретение основных средств и нематериальных активов, проценты по которым в конце года относятся на стоимость соответствующих активов);

- расходы организации  по содержанию производственных  мощностей и объектов, находящихся  на консервации, в соответствии  с законодательством;

- расходы организации  по содержанию мобилизационных мощностей и объектов гражданской обороны;

- расходы, связанных с  аннулированием производственных  заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции;

- отчисления в резервы  под снижение стоимости материальных  ценностей; восстановление резерва при продаже материальных ценностей или повышении рыночных цен;

- отчисления в резервы  под обесценение финансовых вложений  в ценные бумаги;  восстановление резерва, созданного ранее, при продаже ценных бумаг или увеличении их рыночной котировки;

- отчисления в резервы  по сомнительным долгам по  расчетам с другими организациями, а также отдельными лицами, подлежащих  резервированию  в соответствии с законодательством; восстановление резерва при восстановлении сомнительных долгов;

- прочие доходы и расходы, признаваемые операционными.

 

 

 

1.2 Классификация издержек обращения

 

 

 

Расходы на реализацию товаров торговых организаций представляют собой затраты, связанные с доведением товаров от производства до потребителей, включая их реализацию конечным потребителям. В связи с этим расходы на реализацию следует рассматривать как себестоимость процесса закупки, доставки и реализации товаров.

Информация о работе Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации