Роль и функции оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 16:33, доклад

Краткое описание

Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и

розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к

потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.

Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное

предложение в соответствии со спросом.

Файлы: 1 файл

роль и функции оптовой торговли.docx

— 18.50 Кб (Скачать)

1. Сущность  оптовой торговли.

         Оптовая  торговля  оказывает   услуги   производителям   товаров   и

розничной торговле.  В  результате  её  деятельности  товар  приближается  к

потребителю, но ещё не попадает в сферу личного  потребления.

       Важнейшая задача оптовой торговли  – планомерно регулировать  товарное

предложение в  соответствии  со  спросом.  Объективная  возможность  успешно

решить  эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли:  в

ней концентрируется  значительная часть товарных ресурсов, что  позволяет  не

ограничиваться  операциями пассивного характера, а  активно  влиять  на  сферу

производства,  розничную торговлю и через неё  – на сферу потребления.

        Оптовая торговля как никакое  другое звено, связанное  с   реализацией

товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые  рынки за

счёт  накопления и перемещения  товаров.  Это  направление  работы  и  должно

занять  определяющее место  во  всей  её  деятельности.  Оптовые  предприятия

призваны    совершенствовать     звенность     товародвижения,     развивать

централизованную  поставку и  кольцевой  завоз  товаров.  В  настоящее  время

наряду  с  положительным  в   деятельности   оптовых   предприятий   имеются

существенные  недостатки. Нередко  не  соблюдаются  сроки  поставки  товаров,

нарушаются  договорные  обязательства  по  объёму,  ассортименту  и  качеству

поставляемых  товаров.

         От  работы  оптовой  торговли  во  многом   зависит   эффективность

функционирования  всего народнохозяйственного  комплекса,  сбалансированность

внутреннего рынка,  удовлетворение  растущих  потребностей  людей.  В  новых

условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена.

Усиление  роли товарно-денежных  отношений  связано  не  только  с  развитием

оптовой  торговли  предметами  потребления,  но  и  с  переходов  к  оптовой

торговле  средствами  производства.  Эти  две  формы  станоятся   важнейшими

каналами  планомерного движения материально-технических  и товарных ресурсов.

         Основной  показатель  хозяйственной  деятельногти   предприятий   и

организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он  представляет  собой

продажу товаров народного потребления  и  производственного  назначения  для

последующей  реализации  населению,  а  также   поставку   для   внерыночных

потребителей  и экспорта. Оптовый товарооборот отражает  переход  товаров  из

сферы производства в сферу обращения  и их движение внутри  сферы  обращения.

Его объём, структура, виды  и  формы  товародвижения  предопределяют  другие

важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

        Основная цель анализа торговой  деятельности  оптовых  предприятий   –

выявление,  изучение  и   мобилизация   резервов   развития   товарооборота,

улучшения  обслуживания  покупателей,  совершенствования  товародвижения.  В

процессе  анализа необходимо  дать  оценку   выполнения   планов   оптового

товарооборота  и  поставки  товаров  покупателям;  изучить  их  в  динамике;

выявить и измерить влияние  факторов  на  развитие  оптового  товарооборота;

изучить причины недостатков в торгово-коммерческой  деятельности,  если  они

имеются, и разработать меры по их устранению  и  предупреждению;  определить

стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия.  Анализ

должен  показать, как оптовое предприятие  в своей хозяйственной  деятельности

учитывает   социально-экономическое   развитие    обслуживаемого    региона,

производственные  возможности промышленных предприятий  и других  поставщиков,

наличие  у  них  товарных  ресурсов,  объём  и   структуру   предполагаемого

поступления товаров из  других  регионов  республики,  ближнего  и  дальнего

зарубежья. 

                     2. Роль и функции оптовой торговли.

        Оптовая торговля играет существенную роль  в  системе  экономических

связей  между  районами  страны,  отраслями   производства,   изготовителями

товаров и розничной торговлей. Напр., закупая  у колхозов и  совхозов  лён  и

реализуя  его  предприятиям  текстильной  промышленности,  оптовая  торговля

становится  связующим звеном между  сельским  хозяйством  и  промышленностью.

Дальнейшее  движение выработанной ткани, в частности  поставки  её  швейникам,

также обслуживается оптовой торговлей. Тем самым  она соединяет  текстильную

и швейную отрасли. Наконец,  продавая  розничной торговле  готовую одежду,

предприятия   оптовой   торговли    поддерживают    связь    между    лёгкой

промышленностью и торговлей.

         Осуществляя  хозяйственные   связи  с  промышленностью   и   сельским

хозяйством,  оптовая  торговля  выступает  в  качестве   заказчика   товаров

народного потребления, в её  функции  входят  закупка  и  завоз  товаров  от

предприятий-изготовителей.  Следует  отметить,  что  она  призвана   активно

вовлекать   в   товарооборот   местные   товарные   ресурсы   и    проводить

децентрализованные  закупки товаров из различных  источников. Организуя  завоз

товаров,  торговля  контролирует,  соблюдает  ли  промышленность  договорные

обязательства  по  поставкам   товаров   соответствующего   ассортимента   и

качества, строго в  обусловленные  сроки.  На  складах  оптовых  предприятий

закупленные товары разбраковываются, уцениваются  в случае их  несоответствия

запросам  покупателей, снижения потребительских  качеств.

         Оптовая  торговля  может   и  должна  активно  влиять  на  объём   и

ассортимент производимой продукции, требовать  замены  выпуска  товаров,  не

пользующихся  спросом, на товары, потребности в  которых  удовлетворяются  не

полностью, добиваться улучшения качества и  расширения ассортимента  изделий.

Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать  промышленности

товары  низкого качества, что заставляетпромышленные предприятия улучшать  их

потребительские свойства.

         Чтобы   целеноправлено   воздействовать   на   изменение   торговой

конъюнктуры,  оптовая  торговля  должна  обладать  данными  о  состоянии   и

перспективных изменениях  ситуаций  на  отраслевых  и региональных  рынках,

исследовать  и  прогнозировать  спрос  населения,  иметь   представление   о

возможностях поставщиков.

         Роль  оптовой  торговли  предусматривает   её  активное  участие   в

обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой

торговли  контролируют полноту ассортимента в магазинах  обслуживаемой  зоны,

добиваясь постоянного наличия  в  продаже  товаров,  имеющихся  на  складах,

участвуют совместно с промышленностью  в рекламных  мероприятиях,  организуют

перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы,  где  на

них имеется  спрос.

   На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:

.  интегрирующую  –   по   обеспечению   взаимосвязи   между   партнёрами-

   производителями, продавцами и  покупателями – по  нахождению  оптимальных

   каналов сбыта продукции;

. оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат  труда

   через ценообразование;

. организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения  и

   гармоничного функционирования  экономической системы с помощью  импульсов,

   стимулирующих структурные изменения.

         Макроэкономические функции   оптовой  торговли  трансформируются  на

 микроуровне  в разнообразные подфункции  или функции оптовых   торговых

 предприятий, среди них можно назвать следующие:

~   функция   экономической    интеграции    территорий    и    преодоление

 пространственного  разрыва;

~  функция   преобразования  производственного   ассортимента   в   торговый

 ассортимент  товаров;

~ функция  формирования запасов  для   страхования  от  изменений   спроса  на

 товары;

~  функция  сглаживания цен;

~  функция  хранения;

~ функция  доработки, доведения товаров  до требуемого  качества,  фасовки   и

 упаковки;

~   функция  кредитования  своих   клиентов,   особенно   мелких   розничных

 предприятий;

~ функция   маркетинговых исследований рынка  и рекламы.

          Развитие  рыночных  отношений   способствует  возникновению   новых

 элементов   в  деятельности  оптовых   предприятий,   напр.,   предоставление

 разнообразных  услуг по управлению и консалтингу  своим клиентам.

         Функции оптовой торговли можно  подразделить также на два  вида:

1) традиционные – главным образом организационно-технические (организация

    оптовой купли-продажи, складирование  и хранение запасов, преобразование

    ассортимента товаров, их транспортировка);

Информация о работе Роль и функции оптовой торговли