Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 02:39, дипломная работа

Краткое описание

Расходы – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Они позволяют опреде-лить качество и эффективность работы всего коллектива организации, а вне-дрение режима экономии расходов способствует росту прибыли, повышению уровня рентабельности. В торговых организациях несколько видов расходов: расходы на реализацию, внереализационные и операционные расходы.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность и особенности издержек обращения в торговом предприятии 7
1.1 Сущность издержек обращения 7
1.2 Классификация издержек обращения 12
1.3 Управление издержками обращения 19
2 Анализ издержек обращения в ОДО «СанДелайт» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ издержек обращения 45
2.3 Анализ управления издержками обращения 52
3 Пути оптимизации издержек обращения 55
3.1 Планирование издержек обращения 55
3.2 Планирование издержек обращения по центрам ответственности 66
3.3 Контроллинг в системе управления издержками обращения 71
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г 90

Файлы: 1 файл

дипломная работа моя.doc

— 778.00 Кб (Скачать)

Примечание. Источник: собственная разработка

Анализ таблицы 2.8 показывает, что расходы на реализацию в 2010 г. выросли на 1497 млн. руб. Данное изменение обусловлено, в основном, ростом прочих расходов на 792 млн.руб., материальных затрат на 380 млн.руб., и расходов на оплату труда на 169 млн.руб. Отчисления в ФСЗН увеличились на 114 млн.руб., амортизация основных средств и нематериальных активов – на 46 млн.руб. Отмечается снижение транспортных расходов на 3 млн.руб.

Условно-постоянные расходы предприятия увеличились на 708 млн.руб. и составили в 2010 г. 4716 млн.руб., а их уровень к товарообороту составил 9,51%. Условно-переменные расходы возросли в 2010 г. на 789 млн.руб. и составили 2271 млн.руб., а их уровень к товарообороту увеличился на 1,74 п.п. и составил 4,58%.

По одним статьям расходов предприятие достигло относительного их снижения, по другим – допустило их относительный перерасход. Так по сравнению с  2009 г. за  2010 г. произошел относительный рост материальных затрат на 466,2 млн. руб. (49593 * 0,94 / 100), расходов на оплату труда на 252,9 млн.руб. (49593 * 0,51 / 100),   амортизации ОС и НА – на 49,6 млн. руб. (49593 * 0,1 / 100), отчислений в ФСЗН на 143,8 млн.руб. (49593 * 0,29 / 100)  прочих расходов – на 867,9 млн. руб. (49593 * 1,75 / 100). За анализируемый период произошло относительное снижение транспортных расходов на 4,9 млн. руб. (49593 * (-0,01) / 100).

Общий относительный рост расходов за анализируемый период составил 1775 млн.руб. (49593 * 3,58 / 100).

Рассмотрим структуру расходов на реализацию ОДО «СанДелайт» (таблица 2.9).

Таблица 2.9 – Структура расходов на реализацию ОДО «СанДелайт»

Статья издержек

2009 г.

2010 г.

Изменение

сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

суммы, млн. руб.

Уд. вес, %

Материальные затраты

1693

30,8

2073

29,7

380

-1,1

Расходы на оплату труда

1641

29,9

1810

25,9

169

-4,0

Амортизация ОС и НА

78

1,4

124

1,8

46

0,4

Отчисления в ФСЗН

591

10,8

704

10,1

113

-0,7

Страхование

5

0,1

5

0,1

0

0,0

Прочие расходы

1469

26,8

2261

32,4

792

5,6

Транспортные расходы

13

0,2

10

0,1

-3

-0,1

Всего расходов

5491

100,0

6987

100,0

1496

0,0


Примечание. Источник: собственная разработка

Анализ данных таблицы 2.9 показывает, что за  2010 г. структура расходов исследуемой организации изменилась незначительно. Рост удельного веса зафиксирован по таким статьям расходов как амортизация ОС и НА (с 1,4% до 1,8%) и прочие расходы (с 26,8% до 32,4%).

В то же время снизился удельный вес таких статей как материальные затраты – на 1,2 п.п. и составил 29,7%, расходов на оплату труда – на 4,0 п.п., отчислений в ФСЗН – на 0,7 п.п. и транспортных расходов – на 0,1 п.п.

Наибольший удельный вес в структуре расходов на реализацию ОДО «СанДелайт» приходится на материальные затраты – 29,7, а наименьший – на страхование и транспортные расходы – 0,1%.

Наглядно динамика структуры расходов на реализацию представлена на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2. Структура расходов на реализацию

Примечание. Источник: собственная разработка

Следующим шагом анализа расходов является расчет и анализ показателей эффективности расходов на реализацию торговых организаций. Необходимость исследования этих показателей объясняется тем, что ресурсы организаций торговли (материальные, финансовые и трудовые) в ходе хозяйственной деятельности трансформируются и находят свое отражение в различных статьях затрат.

Поэтому, кроме традиционно рассчитываемых показателей эффективности расходов на реализацию, предлагается также оценивать структуру затрат по наиболее весомым статьям расходов и динамику их доли в доходе торговых организаций (таблица 2.10).

Таблица 2.10 – Показатели оценки эффективности расходов на реализацию товаров

Показатель

2009 г.

2010 г.

Изменение

Темп роста, %

Товарооборот, млн. руб.

52268

49593

-2675

94,9

Прибыль отчетного периода, млн. руб.

1730

289

-1441

16,7

Расходы на реализацию товаров, млн. руб.

5491

6987

1496

127,2

Уровень расходов на реализацию, %

10,51

14,09

3,58

-

Рентабельность расходов на реализацию, %

31,5

4,1

-27,4

-

Затратоотдача, руб.

9,52

7,10

-2,42

74,6

Расходы на оплату труда, млн. руб.

1641

1810

169

110,3

Уровень расходов на оплату труда, %

3,14

3,65

0,51

-

Товарооборот на единицу расходов на оплату труда, руб.

31,9

27,4

-4,5

85,9

Рентабельность расходов на оплату труда, %

105,4

15,9

-89,5

-


Примечание. Источник: собственная разработка

Данные показывают, что прибыль за отчетный период уменьшилась на 1441 млн.руб. Снижение прибыли за отчетный период обусловило уменьшение рентабельности расходов на реализацию. Так, данный показатель уменьшился на 27,4 п.п. и составил 4,1%. Расходы на оплату труда выросли на 169 млн. руб. или на 10,3%, уровень расходов на оплату труда увеличился на 0,51 п.п. Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда снизился на 4,5 руб. и составил 27,4 руб. Рентабельность расходов на оплату труда снизилась на 89,5 п.п. и составила 15,9%, что обусловлено снижением прибыли за отчетный период.

 

 

    1. Анализ управления издержками обращения

 

 

 

Следующим этапом анализа расходов на реализацию товаров является анализ факторов, влияющих на динамику и уровень расходов. Основным фактором, влияющим на изменение расходов ОДО «СанДелайт»  является изменение товарооборота.

Наиболее весомой статьей расходов исследуемой организации являются расходы на оплату труда. Факторный анализ этой статьи может быть проведен методом цепных подстановок в зависимости от выбора влияющих факторов. Алгоритм проведения факторного анализа может быть представлен в виде следующей схемы:

- определение общего изменения суммы расходов на оплату труда:

где   , – расходы на оплату труда за отчетный и предшествующий периоды, руб.;

- расчет влияния на расходы на оплату труда объема розничного товарооборота:

где   , – розничный товарооборот за отчетный и предшествующий период, руб.;

- расчет влияния на расходы на оплату труда производительности труда торговых работников:

где   – производительность труда за отчетный и предшествующий периоды, руб.;

- расчет влияния на расходы на оплату труда средней заработной платы:

где   , – средняя заработная плата торговых работников за отчетный и предшествующий периоды, руб.

Проведем анализ динамики расходов на оплату труда за счет указанных выше факторов.

Средняя заработная плата одного работника в год в 2009 г. составляла 22,412 млн.руб., а в 2010 г. – 26,770 млн.руб. Темп роста средней заработной платы в 2010 г. составил 119,4% (26,770 / 22,412 * 100).

Производительность труда одного работника составляла:

в 2009 г. – 213,3 млн.руб.

в 2010 г. – 217,5 млн.руб.

Темп роста производительности труда в 2010 г. составил 1,97% (217,5 / 213,3 * 100).

Определим общее изменение суммы расходов на оплату труда по предприятию:

млн. руб.

в том числе за счет:

а) изменения объема розничного товарооборота:

,57 млн. руб.

б) изменения производительности труда торговых работников

 млн. руб.

в) изменения средней заработной платы торговых работников

 млн. руб.

Таким образом, исходя из данных, приведенных в данном разделе, можно сформулировать следующие выводы. За  2010 год в организации выросла как общая сумма расходов, так и их уровень. Рост расходов повлек за собой снижение таких показателей эффективности  расходов как затратоотдача, объем товарооборота на единицу расходов на оплату труда, рентабельность расходов на реализацию. Таким образом, в организации назрела необходимость снижения расходов на реализацию.

В целом следует отметить, что в исследуемой организации отмечается увеличение расходов на реализацию в 2010 г. Наиболее весомая статья расходов – прочие расходы и материальные затраты, на долю которых приходилось в 2010 г. 32,4% и 29,7% соответственно. Рентабельность расходов на реализацию снизилась из-за снижения прибыли за отчетный период. Предприятию необходимо предпринимать меры по снижению расходов на реализацию, в частности материальных затрат и прочих расходов.

 

 

 

 

    1. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

 

 

 

3.1 Планирование издержек обращения

 

 

 

В условиях рыночной экономики особое внимание необходимо уделять режиму экономии и оптимизации расходов на реализацию товаров, так как практическая реализация этих мероприятий является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности торговых организаций.

В экономической практике торговой деятельности следует различать понятия «режим экономии расходов на реализацию» и «оптимизация расходов на реализацию».

Экономия расходов предполагает сбережение и рациональное расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов торговых организаций.

Под режимом экономии расходов на реализацию торговых организаций понимают систему планомерно осуществляемых мер, направленных на повышение эффективности использования всех видов ресурсов организаций торговли.

Оптимизация расходов - более широкое экономическое понятие, которое помимо экономного расходования ресурсов предполагает формирование рациональных расходов потребления и повышение качества торгового обслуживания. Следует отметить, что оптимизация текущих затрат может сопровождаться ростом отдельных статей расходов (например, расходов на рекламу, расходов на содержание материально-технической базы). Причем рост этих расходов можно признать рациональным только тогда, когда он подтверждается соответствующим увеличением розничного товарооборота и прибыли торговых организаций.

Поиск резервов экономии и путей оптимизации расходов на реализацию товаров предполагает использование целого ряда методов и приемов экономического анализа.

Важным разделом управления расходами на реализацию товаров является анализ взаимосвязи расходов, объема продаж и прибыли. Взаимосвязь объема продаж и расходов предусматривает деление последних на условно-постоянные и условно-переменные затраты. Переменные расходы характеризуют расходы хозяйственной активности, связанной с ростом объема продаж. Постоянные расходы характеризуют затраты, связанные со способностью хозяйствовать, т.е. показывать эффективность управления.

Важнейшим направлением минимизации текущих затрат торгового предприятия, является их экономическое обоснование на стадии принятия управленческих решений. Планирование затрат в розничной торговле является важнейшей функцией управления. Планирование текущих затрат в кооперативных предприятиях заменено оперативным управлением используемыми ресурсами. В связи с этим роль субъективного фактора чрезвычайно возросла, что чревато значительным ростом затратности торговой деятельности.

Планирование расходов на реализацию тесно связано с остальными экономическими показателями: валовой доход, оборот оптовой торговли, прибыль. Оптимальным будет считаться такой план расходов на реализацию, который при заданном обороте розничной торговли и принятой ценовой политике обеспечит предприятию получение необходимого размера чистой прибыли.

При планировании расходов на реализацию может быть использован подход, при котором затраты необходимо разделить на постоянные и переменные. Планирование постоянных расходов на реализацию производится с учетом сложившегося за предплановый период темпа роста затрат. Таким образом могут быть спланированы постоянные затраты на 2011 год в размере:

Ипост 2011 = Ипост 1 * Тпост                                (3.1)

где Ипост – сумма условно-постоянных расходов на реализацию в плановом году, руб.

Ипост 1 – сумма условно-постоянных расходов на реализацию отчетного года, руб.

Тпост – среднегодовой темп роста суммы условно-постоянных расходов на реализацию.

Ипост 2011 = 4716 * 1,177 = 5551 млн.руб.

Переменные расходы на реализацию находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота, однако изменяются они не всегда в одинаковой пропорции. При планировании их суммы необходимо учитывать сложившееся за предплановый период соотношение темпов изменения расходов на реализацию и товарооборота, которое может быть охарактеризовано коэффициентом реагирования затрат. Таким образом, сумма переменных расходов на реализацию на планируемый год составит:

Информация о работе Издержки обращения на предприятии оптовой торговли и проблемы их оптимизации