История становления и развития налоговых органов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э.. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

Файлы: 1 файл

курсачок.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

 

Министерство финансов РФ

 

Федеральная           Федеральная              Федеральная              Федеральное          

  налоговая                    служба                      служба                     казначейство

   служба                   страхового                 финансово-              (федеральная)

                          надзора                   бюджетного                   служба)

                                                                надзора 

 

Рисунок 1 – Подведомственные Минфину России федеральные службы

 

В ходе реформирования органов исполнительной власти определена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой в составе Министерства финансов РФ выделена Федеральная налоговая служба (рисунок 1).

Система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФФ, и состоит из трех звеньев. Основным элементом этой системы являются налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя управления ФНС по республикам в составе России, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу. Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба России (рисунок 2) [48].

Рисунок 2 – Схема трехуровневой системы управления налоговыми органами России

 

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом и в то же время находится в иерархической вертикальной подчиненности, входит в единую централизованную систему. Вертикальная соподчиненность обусловливает порядок обмена информацией, порядок взаимодействия в осуществлении налогового администрирования (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Систем налоговых органов Российской Федерации

 

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления,  полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В систему ФНС входят подведомственные организации.

Подведомственные организации ФНС:

-                     Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России (ФГУП ГНИВЦ ФНС России)

-                     Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы ФНС России (ГНИИ РНС)

-                     Государственные лечебно-оздоровительные, образовательные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении ФНС России.

Территориальные органы ФНС:

-                     управления ФНС по субъектам Российской Федерации;

-                     межрегиональные инспекции ФНС;

-                     инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления;

-                     инспекции ФНС межрайонного уровня.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

В центральный аппарат ФНС РФ входят следующие структурные подразделения:

-                     Управление организации налогового контроля

-                     Управление крупнейших налогоплательщиков

-                     Управление налогообложения прибыли (дохода)

-                     Управление косвенных налогов

-                     Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины

-                     Управление единого социального налога

-                     Управление ресурсных и имущественных налогов

-                     Управление налогообложения малого бизнеса

-                     Управление кредитных организаций

-                     Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции

-                     Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц

-                     Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства

-                     Управление учета и отчетности

-                     Управление анализа и планирования налоговых поступлений

-                     Управление контроля налоговых органов

-                     Управление международного сотрудничества и обмена информацией

-                     Юридическое управление

-                     Управление информационных технологий

-                     Управление безопасности

-                     Сводно-аналитическое управление

-                     Управление делами

-                     Управление по модернизации налоговых органов

-                     Управление государственной службы и кадров 

-                     Управление финансового обеспечения

-                     Управление материально-технического и социального обеспечения

-    Управление организации капитального строительства.

инспекция подконтрольна территориальному Управлению и ФНС.

Межрегиональная инспекция ФНС по федеральному округу (далее -                   Межрегиональная инспекция) является территориальным органом ФНС межрегионального уровня по федеральному округу и входит в единую централизованную систему налоговых органов  Российской Федерации.

Межрегиональные инспекции создаются двух видов: специализированные по отраслям экономики и по федеральным округам. По своему статусу Межрегиональные инспекции (МРИ ФНС) занимают промежуточное положение между Федеральной налоговой службой и территориальными Управлениями ФНС России.

Состав  МРИ ФНС приведен на рисунке 4.

Межрегиональная инспекция находится в непосредственном  подчинении ФНС и подконтрольна ему по всем вопросам своей деятельности.

Межрегиональная инспекция создана для осуществления взаимодействия ФНС с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции, проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также для осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в федеральный округ.

Рисунок 4 – Состав межрегиональных инспекций ФНС РФ

 

В таких инспекциях на учет ставятся также налогоплательщики – организации, которые принадлежат к определенной отрасли и относятся к числу крупнейших. Межрегиональные инспекции созданы по семи федеральным округам. На них возложены следующие функции:

- контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа, в том числе за соответствием законов по налогам и сборам субъектов России федеральному законодательству;

- контроль за Управлениями по республикам, краям и областям, расположенным в федеральном округе, в том числе за выполнением ими заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взыскание недоимок;

- проведение налоговых проверок крупнейших по федеральному округу налогоплательщиков.

Руководство деятельностью Межрегиональной инспекции осуществляет руководитель Межрегиональной инспекции.

Руководитель Межрегиональной инспекции назначается на должность (по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе) и освобождается от должности приказом руководителя ФНС.

Руководитель Межрегиональной инспекции имеет заместителей, полномочия и обязанности которых определяются должностными инструкциями и приказом руководителя Межрегиональной инспекции.

Заместитель руководителя Межрегиональной инспекции назначается на должность (по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе) и освобождается от должности приказом руководителя ФНС по представлению руководителя Межрегиональной инспекции.

Управление ФНС Российской Федерации по субъекту Российской Федерации - территориальный орган ФНС - является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. К Управлениям ФНС России по субъектам РФ (регионам) относятся: УФНС России по республикам, УФНС РФ по краям (областям), УФНС России по административным (национальным округам (автономным областям), УФНС  России по г. Москве. Их основные задачи:

- контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего субъекта РФ;

- обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

УФНС осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих налоговых инспекций. Они подотчетны ФНС России и информируют ее о результатах налогового администрирования [49].

Руководитель Управления ФНС России по субъекту РФ назначается руководителем ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента России по соответствующему субъекту РФ. Руководитель Управления утверждает структуру и функции структурных подразделений аппарата Управления, которые зависят: от численности населения региона; количества налогоплательщиков – физических и юридических лиц; поступления налогов.

Нередко внутренние подразделения (отделы) Управлений создаются с учетом необходимости осуществления контроля по определенным видам налогов и категориям налогоплательщиков (юридических или физических лиц). Некоторые отделы (например, учета, отчетности и прогнозирования, контроля налоговых инспекций) строятся по функциональному принципу. Структура УФНС представлена на рисунке 5.

УФНС России по субъектам РФ утверждают состав и виды межрайонных специализированных инспекций.

 

 

 

Рисунок 5 – Структура УФНС России

 

Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: УФНС России и межрегиональной инспекции, администрирующей соответствующий сектор экономики. Межрайонные отраслевые инспекции осуществляют мониторинг и налоговый контроль за специфическими для региона крупными налогоплательщиками.

Основное бремя работы с налогоплательщиками лежит на инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления и межрайонного уровня. Инспекция непосредственно подчиняется Управлению ФНС России по субъекту федерации. Будучи юридическим лицом, инспекция самостоятельно от своего имени приобретает и осуществляет гражданские имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде истцом, ответчиком. Именно инспекции непосредственно реализуют перечисленные выше функции налоговых органов.

Структура инспекции утверждается руководителем Управления субъекта федерации. Штатное расписание начальник инспекции утверждает также по согласованию с Управлением субъекта федерации в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда. По вопросам служебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ деятельности налоговых органов Российской Федерации

Информация о работе История становления и развития налоговых органов России