Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:42, реферат
Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством.
Введение ……………………………………………………….... ………..3
История развития политологии в России …………………………… 4-14
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………16
Содержание
Введение
Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны.
Формирование
политической науки определялось рядом
факторов. Важнейшим объективным
из них было вычленение политики в
самостоятельную сферу
Другой посылкой развития политологии стало то, что в XX веке политические системы столкнулись с новыми трудностями. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие у политологов не было единогласия, каждый пытался найти собственные методы решения этой проблемы.
Задача данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть теории, которые появились в России и какое влияние они оказали на последующие развитие политологии, а так же сравнить ее с западной наукой.
В ходе подготовки данного проекта была использована литература следующих авторов: Андрущенко М.А., Бражника О.В., Василика М.А., Ирхина Ю.В., Ковалева В.А., Матюхина А.В., Модельски Дж., Чихарева И.А.
История
развития политологии
в России
Современная
политология в Московском университете
преподается с 1989 г. - со времени введения
дисциплины в реестр специальностей
вузов страны. В МГУ политология
около двух десятилетий преподавалась
на отделении политологии
В начале XXI в. политология в России получила новый импульс в своем развитии. В 2000 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова была открыта кафедра политической психологии, в октябре 2001 г. произошла реорганизация отделения, в результате которого были созданы кафедра мировой и российской политики и кафедра государственной политики.
Не будет преувеличением сказать, что политология в ХХ в. нигде не пережила того, что с нею случилось в России. Если в начале развития политической мысли в России ничем принципиально не отличалось от происходящего в других странах (развертывался сложный и противоречивый процесс становления политологии как науки о политике), то с Октября 1917г. судьба политологии в России резко изменилась. Победа Октябрьской революции и утверждение большевистской власти не устранили ни политики, ни политических проблем, но они круто изменили не только сам подход к ним, но и ту интеллектуальную среду, где велось их изучение, те задачи и цели, во имя которых совершался этот познавательный процесс.
Если говорить схематично, а для первоначального ознакомления такой подход разрешителен, то с Октября 1917 г. и до апреля 1985г. , т. е. почти 68 лет, политологии в России не существовало. Но в рамках доступного протекали процессы своеобразного изучения политических событий, отклонений и концепций, по–своему перерабатывались официальной идеологией и преподносились населению в том виде, как это было нужно властьимущим для поддержания порядков и медленного дрейфа навстречу перелому.
Только на самой завершающей фазе этого перерыва, после ряда промежуточных ступеней, когда воспоминания прошлых политических знаний соединялись с достижениями критического анализа недавнего тоталитаризма, снова начинает возрождаться политология в том смысле, в котором ее признают сегодня во всем мире. И уже в самые последние несколько лет российская политология все прочнее входит в ткань общественного сознания, становится наукой, готовой стать соперницей и конкуренткой той политологии, которая сегодня известна в цивилизованных странах. Чтобы дать более полное, а главное объективное, представление о том, что было у нас с политическими знаниями и чего мы достигли сегодня, разделим дальнейшее рассмотрение на этапы развития политологии в России.
Истории
политической мысли столько же лет,
сколько русской
Практика
и идеология русской
Если для средневековой Европы характерными были политическая конкуренция, острая борьба между королями и церковью за первенство, то в Росси был прочный союз царя и церкви. Обычно княжение и царствование идеализировались в летописях. Всевластие царей считалось незыблемым принципом, а вмешательство церкви в дела государственные – недопустимым. Однако царь должен был знать пределы своего волеизъявления.
Последствия союза царской власти и церкви неоднозначны для политического развития России. Союз укреплял центральную власть, государственность, но одновременно лишал Русь существенного источника развития – критики власти. Более того, церковь в основном находилась под властью князей и царей, что сказывалось на ее потенциале как критика власти.
В XVI - XVII вв. в российскую политическую мысль проникло манихейство, которое всегда было характерно для русской религиозной логики. На политику была перенесена вера в абсолютность и непримиренность добра и зла. Такой подход означал деление всех на своих и чужих, которые могут быть только смертельными врагами. Манихейство исключало какую-либо возможность взаимовлияния, развития государства как объединяющего всех подданых на приемлемой для них основе.
В XIX веке манихейство выливается в глубокий раскол. Сознание несовместимости либерализма и консерватизма, славянофильства и западничества. В массовом сознании дворянства и разночинцев господствовали консерватизм и радикализм. Соединившись с вольницей и пугачевщиной, раскол перерос в бесконечный террор, революции XX в.
Русская
политическая мысль допетровской эпохи
в целом развивалась
Уже в XVII в. в России развивается собственно политическая мысль, т. е. вопросы власти становятся предметом особого наблюдения и оценки. Формируются идеи об экономических основах прочности государства, превосходством монархии над другими формами правления – олигархией, республикой, деспотией.
Екатерина
II открыла новую полосу в развитии
политической мысли. Под влиянием просветительных
идей дух прогресса, либерализма
частично овладевает монаршими особами,
влияет на позиции первых реформаторов.
Екатерина обосновывает необходимость
монархии при задаче монарха –
достижение общего блага и склонность
всех к добрым делам. Для России это
был гуманистический прорыв. Впервые
признается обязательство монарха
перед обществом. Признается тезис
Локка-Монтескье о равенстве
При Александре I были идеи отмены крепостного права, но постепенно, сверху. Предполагалось учредить выборную думу, систему представительных органов. Вся власть сохраняется в руках императора, но дума может вносить предложения в проект закона. Однако в начале XIX века не было социальной базы для проведения этих акций, хотя сознавалась их необходимость. Страх перед дворянством, наступательностью консервативного окружения предопределили крах этих идей.
Мысль о демократизации монархии развивал Н. М. Муравьев. Он обосновывал введение конституционной монархии, высокого имущественного и возрастного ценза, предполагал двухпалатное Народное вече.
Политический застой при Николае II, поражение революций в Европе обострили вопросы о судьбах России. Думающая часть общества была втянута в спор западников и славянофилов. Западники видели в Европе образец для подражания.
Ориентация на западные ценности проявилась в деятельности целой плеяды ученых, философов. В целом, идеи западников были событием общественной мысли в России. Они помогали преодолевать инерцию и консерватизм, идеализацию экономической, социальной, политической отсталости. Но влиятельной политической силой западники не стали и движение за реформы, за конституцию не возникло, хотя раскол в дворянстве определился.
Новая полоса в развитии либерализация началась на фоне отмены крепостного права, судебной и земской реформ, демократизации университетского образования. Либерализация развивается в разных направлениях.
Гигерин Б. Н. был сторонником правового государства, конституционной монархии. Он критиковал "близорукий деспотизм" Александра III и Николая II и социализм как возможный строй. Он предполагал, что для того, чтобы идти вперед, необходимо, чтобы абсолютная власть заменилась властью, ограниченной законом и обставленной независимыми учреждениями. Гражданская свобода должна быть заменена политической.
П. И. Новгородцев развивал идею правового государства, где каждый имел хотя бы минимум социальных прав, гарантированных государством – это право на труд, профессиональную организацию, социальное страхование. Он подходит к идее социалистического государства. Вообще же видел решение проблем России в творческом подходе к процессу эволюции самодержавия, в переходе от традиционной автократии к государству с рыночной экономикой и демократическими институтами, с контролем за развитием социальных отношений.
Либеральна мысль России проделала большой путь от прямых заимствований западных идей до соединения идей свободы с гуманистической стороной этатизма, открыла ценность социального правового государства. Однако, в целом либеральные начала политического мышления России распространены были слабо, имели малое влияние, что было обусловлено слабостью начал индивидуализма в культуре и экономике. Политика, и тем более, мораль, не пережили процесса отделения от религиозных представлений, мораль не эволюционировала под влиянием утилитаризма и прагматизма. Преобладал синкретизм, исключавший поиск идей развития политики.
Б. Н. Гигерин заметил, что драматизм русской политической мысли заключается в преобладании крайностей – радикализма и консерватизма.
В первой половине XIX века консерватизм выливается в специфически русскую идеологию славянофильства, где усматривалась сущность: православие, самодержавие, народность изходя из того, что русский народ религиозен, мистичен, покорен царю, хозяину. Именно на вере держится государство, порядок в стране. Хотя власть сама по себе разлагается, монарх отделяется от правления, но т. к. народ божественен, то начинает разлагаться и народная вера во власть.