История развития политологии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:42, реферат

Краткое описание

Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….... ………..3
История развития политологии в России …………………………… 4-14
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………16

Файлы: 1 файл

развитие политологии в росии.docx

— 34.88 Кб (Скачать)

     Содержание 

  1. Введение  ……………………………………………………….... ………..3
  2. История развития политологии в России …………………………… 4-14
  3. Заключение……………………………………………………………….15
  4. Список использованной литературы……………………………………16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Политология как самостоятельная область  социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс  ее развития приходится на период после  второй мировой войны.

     Формирование  политической науки определялось рядом  факторов. Важнейшим объективным  из них было вычленение политики в  самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью  общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной  власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребность  в углублении познания политики, что  стало необходимой предпосылкой рациональной организации и эффективности  политической жизни. В свою очередь  такая потребность диктовалась  постоянным возрастанием роли политики в обществе, расширением масштаба деятельности государства, его влияния  на судьбы людей.

     Другой  посылкой развития политологии стало  то, что в XX веке политические системы  столкнулись с новыми трудностями. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов  различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие у политологов  не было единогласия, каждый пытался найти  собственные методы решения этой проблемы.

     Задача  данной работы состоит в том, чтобы  рассмотреть теории, которые появились  в России и какое влияние они оказали на последующие развитие политологии, а так же сравнить ее с западной наукой.  

     В ходе подготовки данного проекта  была использована литература следующих  авторов: Андрущенко М.А., Бражника О.В., Василика М.А., Ирхина Ю.В., Ковалева В.А., Матюхина А.В., Модельски Дж., Чихарева И.А.

     История развития политологии  в России 

     Современная политология в Московском университете преподается с 1989 г. - со времени введения дисциплины в реестр специальностей вузов страны. В МГУ политология  около двух десятилетий преподавалась  на отделении политологии философского факультета. В 90-е гг. на отделении  функционировали кафедры политического  процесса России, истории социально-политических учений, мирового политического процесса, теоретической политологии.

     В начале XXI в. политология в России получила новый импульс в своем развитии. В 2000 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова была открыта кафедра политической психологии, в октябре 2001 г. произошла реорганизация отделения, в результате которого были созданы кафедра мировой и российской политики и кафедра государственной политики.

     Не  будет преувеличением сказать, что  политология в ХХ в. нигде не пережила того, что с нею случилось в  России. Если в начале развития политической мысли в России ничем принципиально не отличалось от происходящего в других странах (развертывался сложный и противоречивый процесс становления политологии как науки о политике), то с Октября 1917г. судьба политологии в России резко изменилась. Победа Октябрьской революции и утверждение большевистской власти не устранили ни политики, ни политических проблем, но они круто изменили не только сам подход к ним, но и ту интеллектуальную среду, где велось их изучение, те задачи и цели, во имя которых совершался этот познавательный процесс.

     Если  говорить схематично, а для первоначального  ознакомления такой подход разрешителен, то с Октября 1917 г. и до апреля 1985г. , т. е. почти 68 лет, политологии в  России не существовало. Но в рамках доступного протекали процессы своеобразного изучения политических событий, отклонений и концепций, по–своему перерабатывались официальной идеологией и преподносились населению в том виде, как это было нужно властьимущим для поддержания порядков и медленного дрейфа навстречу перелому.

     Только  на самой завершающей фазе этого  перерыва, после ряда промежуточных ступеней, когда воспоминания прошлых политических знаний соединялись с достижениями критического анализа недавнего тоталитаризма, снова начинает возрождаться политология в том смысле, в котором ее признают сегодня во всем мире. И уже в самые последние несколько лет российская политология все прочнее входит в ткань общественного сознания, становится наукой, готовой стать соперницей и конкуренткой той политологии, которая сегодня известна в цивилизованных странах. Чтобы дать более полное, а главное объективное, представление о том, что было у нас с политическими знаниями и чего мы достигли сегодня, разделим дальнейшее рассмотрение на этапы развития политологии в России.

     Истории политической мысли столько же лет, сколько русской государственности. Как и в Европе, на Руси вначале политическая мысль не отделялась от религиозной. Она была растворена в синкретическом видении мира, общины. В древних источниках княжеская власть выступала как отцовская, праведная. Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом существенный общий момент политической мысли на Руси и средневековой Европы. Однако на Руси сильной оказалась тенденция идентификации основы власти с согласием властвующих и подданных.

     Практика  и идеология русской государственности  развивались после обоснования  независимости от внешних политических центров. С принятием христианства на Руси перестала в осознание  ее особой миссии в отношении православия  во всем мире. Сложилась важнейшая  идеологическая основа согласия и определения границ государственных интересов.

     Если  для средневековой Европы характерными были политическая конкуренция, острая борьба между королями и церковью за первенство, то в Росси был  прочный союз царя и церкви. Обычно княжение и царствование идеализировались в летописях. Всевластие царей считалось незыблемым принципом, а вмешательство церкви в дела государственные – недопустимым. Однако царь должен был знать пределы своего волеизъявления.

     Последствия союза царской власти и церкви неоднозначны для политического развития России. Союз укреплял центральную власть, государственность, но одновременно лишал Русь существенного источника развития – критики власти. Более того, церковь в основном находилась под властью князей и царей, что сказывалось на ее потенциале как критика власти.

     В XVI - XVII вв. в российскую политическую мысль проникло манихейство, которое всегда было характерно для русской религиозной логики. На политику была перенесена вера в абсолютность и непримиренность добра и зла. Такой подход означал деление всех на своих и чужих, которые могут быть только смертельными врагами. Манихейство исключало какую-либо возможность взаимовлияния, развития государства как объединяющего всех подданых на приемлемой для них основе.

     В XIX веке манихейство выливается в  глубокий раскол. Сознание несовместимости либерализма и консерватизма, славянофильства и западничества. В массовом сознании дворянства и разночинцев господствовали консерватизм и радикализм. Соединившись с вольницей и пугачевщиной, раскол перерос в бесконечный террор, революции XX в.

     Русская политическая мысль допетровской эпохи  в целом развивалась параллельно  с государственностью. Она выражала социально-культурную специфику древней  Руси, оказала большое влияние  на судьбу государственности, вылилась в устойчивые традиции политической жизни. На Руси не произошло реформации подобной той, что прошла по Европе. Эпицентр развития не переместился на человека. Православие несло с собой идею полного подчинения человека Божеству, растворение личности в Божестве. Не был острым вопрос о двоевластии, церковь находилась под властью царя. Церковь была прогосударственно настроенной, но оставалась так же источником развития антигосударственных тенденций, т. к. противостояла среднему слою. В средневековой Руси сложилась манихейская традиция перепадов в ориентациях , позициях , ненависти к противникам.

     Уже в XVII в. в России развивается собственно политическая мысль, т. е. вопросы власти становятся предметом особого наблюдения и оценки. Формируются идеи об экономических  основах прочности государства, превосходством монархии над другими формами правления – олигархией, республикой, деспотией.

     Екатерина II открыла новую полосу в развитии политической мысли. Под влиянием просветительных  идей дух прогресса, либерализма  частично овладевает монаршими особами, влияет на позиции первых реформаторов. Екатерина обосновывает необходимость  монархии при задаче монарха –  достижение общего блага и склонность всех к добрым делам. Для России это  был гуманистический прорыв. Впервые  признается обязательство монарха  перед обществом. Признается тезис  Локка-Монтескье о равенстве всех граждан перед законом.

     При Александре I были идеи отмены крепостного  права, но постепенно, сверху. Предполагалось учредить выборную думу, систему представительных органов. Вся власть сохраняется в руках императора, но дума может вносить предложения в проект закона. Однако в начале XIX века не было социальной базы для проведения этих акций, хотя сознавалась их необходимость. Страх перед дворянством, наступательностью консервативного окружения предопределили крах этих идей.

     Мысль о демократизации монархии развивал Н. М. Муравьев. Он обосновывал введение конституционной монархии, высокого имущественного и возрастного ценза, предполагал двухпалатное Народное вече.

     Политический  застой при Николае II, поражение  революций в Европе обострили  вопросы о судьбах России. Думающая часть общества была втянута в спор западников и славянофилов. Западники видели в Европе образец для подражания.

     Ориентация  на западные ценности проявилась в  деятельности целой плеяды ученых, философов. В целом, идеи западников были событием общественной мысли в России. Они помогали преодолевать инерцию и консерватизм, идеализацию экономической, социальной, политической отсталости. Но влиятельной политической силой западники не стали и движение за реформы, за конституцию не возникло, хотя раскол в дворянстве определился.

     Новая полоса в развитии либерализация  началась на фоне отмены крепостного права, судебной и земской реформ, демократизации университетского образования. Либерализация развивается в разных направлениях.

     Гигерин Б. Н. был сторонником правового  государства, конституционной монархии. Он критиковал "близорукий деспотизм" Александра III и Николая II и социализм как возможный строй. Он предполагал, что для того, чтобы идти вперед, необходимо, чтобы абсолютная власть заменилась властью, ограниченной законом и обставленной независимыми учреждениями. Гражданская свобода должна быть заменена политической.

     П. И. Новгородцев развивал идею правового  государства, где каждый имел хотя бы минимум социальных прав, гарантированных  государством – это право на труд, профессиональную организацию, социальное страхование. Он подходит к идее социалистического  государства. Вообще же видел решение проблем России в творческом подходе к процессу эволюции самодержавия, в переходе от традиционной автократии к государству с рыночной экономикой и демократическими институтами, с контролем за развитием социальных отношений.

     Либеральна  мысль России проделала большой  путь от прямых заимствований западных идей до соединения идей свободы с гуманистической стороной этатизма, открыла ценность социального правового государства. Однако, в целом либеральные начала политического мышления России распространены были слабо, имели малое влияние, что было обусловлено слабостью начал индивидуализма в культуре и экономике. Политика, и тем более, мораль, не пережили процесса отделения от религиозных представлений, мораль не эволюционировала под влиянием утилитаризма и прагматизма. Преобладал синкретизм, исключавший поиск идей развития политики.

     Б. Н. Гигерин заметил, что драматизм  русской политической мысли заключается в преобладании крайностей – радикализма и консерватизма.

     В первой половине XIX века консерватизм выливается в специфически русскую  идеологию славянофильства, где усматривалась сущность: православие, самодержавие, народность изходя из того, что русский народ религиозен, мистичен, покорен царю, хозяину. Именно на вере держится государство, порядок в стране. Хотя власть сама по себе разлагается, монарх отделяется от правления, но т. к. народ божественен, то начинает разлагаться и народная вера во власть.

Информация о работе История развития политологии в России