История развития политологии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:42, реферат

Краткое описание

Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….... ………..3
История развития политологии в России …………………………… 4-14
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………16

Файлы: 1 файл

развитие политологии в росии.docx

— 34.88 Кб (Скачать)

     Консерваторы  мешают введению в стране конституционной  монархии считая, что простые русские  люди расположены к монархии и  не знают демократии, не имеют понятия о Земском соборе, идею о котором выдвинул Александр III. Они уверяли царя в том, что власти в глубинках нет, местное крестьянское самоуправление расстроено и иссякает, вся сила в руках капиталистов и местных кулаков.

     Преимущества  монархии консерваторы видели в том, что с развитием капитализма  Россия стоит перед испытанием на целостность, единство. Жизнь показывает, что во все времена оживления  экономических отношений актуализируется  проблема целостности единства России. Консерваторы считали, что монархия не даст раздробиться России, сохранит ее целой и неделимой.

     Большая часть славянофилов относилась к  существующему режиму критически, выступала  за некоторые свободы, отмену крепостного  права, но против заимствования западных, в том числе политических идей.

     Славянофилы, не отрицая необходимости изменений, предупреждали, что европейский  путь сопряжен с большими потерями в культуре. Доблестью России они считали внутреннее согласие народа, ценность духовности. Их пугала гибельность для России приобретения враждебности одних к другим. Казалось, что враждебность противоречила основным началам России, явилась привнесенным в ее культуру.

     Стали возникать идеи русского народа –  подлинного христоносца, пытаясь, тем самым, доказать, что России необходимо брать примеры со всех религий: православия, католицизма, иудейства и объединить все это в одном синтезе. Но для России это было неприемлемо. Таким образом, русская идея, обращенная к политике, была консервативна, ограничена рамками устоявшегося, не давала повода для автономии и свободы.

     Русская идея – по преимуществу религиозная  идея, достояние прошлого, последовательное выражение русского консерватизма. Однако, в русской идее выражены существенные моменты русской культуры, которые всегда влияли и на менталитет , и на выбор форм правления. Русская идея в любом варианте оказывалась поиском национальной идеологии через обоснование особого предназначения России, саможертвенности во имя высшего.

     Русская идея может восприниматься современником  как чрезмерно оцерковленная. Случайно ли это? В активности религиозных  философов видна тревога за судьбу России из–за кризиса православия, поэтому и пытались навязать народу другую религию, которая могла и погубить народ.

     Во  всех вариантах русской идеи есть общее: понимание особенностей русской истории, предназначением России быть хранительницей христианских ценностей, общности в устройстве и самоуправлении. Через эти ценности Россия влияет на мир.

     Если  на Западе революционное направление  развития политической мысли стало  терять свое значение уже во второй половине XIX в. , то в России революционная идея оживала. Это связано с радикализмом.

     Политические  воззрения А. Н. Радищева уже включали в себя важнейшие черты русского радикализма. Он критикует крепостническое право, абсолютизм; был сторонником народной революции. Идеал власти видел в добровольной организации вольных городов , где истинным государем является народ на вечевых собраниях. Был критиком идеи разделения властей. Как видим, идеи были утопические, вели в догосударственное начало.

     Вообще  же в радикализме стали просматриваться  идеи террора, цареубийства, мысли о восстании, считали смешным представление, что к социализму можно прийти без насильственных перемен и крови. В своих прокламациях писали, что народ сможет завоевать свободу только собственными руками, поэтому надо организованно готовиться к восстанию. Видели классовую борьбу как обязательное условие и основу развития. Царской реформе противопоставляется только революционный вариант преобразований.

     Россию, не пережившую эпоху становления  гражданских свобод, радикалы соблазняли приобщением к социальным притязаниям, подталкивали к революции в условиях, когда очень мало было пространства для развития человека с правом на инициативу и развитой и развитой ответственностью. Экстремум, обострение борьбы стали впоследствии той гранью, перейдя которую Россия вошла в полосу гражданской войны, ожесточения, геноцида.

     Что же дальше, после восстания? Вопрос не ставился. Но были отдельные идеи, которые дают основание считать, что значение политической власти, политических свобод осознано не было. Целью разумного законодательства должно быть равномерное распределение, устранение причин высокой смертности, преступности, эпидемий, нищеты. Однако вопрос о государственности не был популярен среди приверженцев радикализма.

     Однако  были нигилистически настроенные, которые  считали, что с народа нельзя снимать государственную опеку, т. к. могут развиться страшные бедствия.

     В России сформировался самый выдающийся последовательный теоретик анархизма М. А. Бакунин. Основой анархизма является тезис Руссо о том, что государство – зло. Руссо противопоставлял современному государству народное правление, которое нельзя назвать государством. М. А. Бакунин был однозначно за разрушение государства как стража отношений подавления, враждебного народу. Анархисты пренебрегали формой, процедурой, государственностью как общей организацией, как ценностью, приобретаемой и совершенствующейся поколениями. В пренебрежении государственностью проявилась более общая российская тенденция правового нигилизма. Славянофилы и радикалы были близки в своем пренебрежении правом.

     Славянофилы считали, что правовой нигилизм русского народа является его преимуществом. Правовой нигилизм был устойчивым качеством русской социальной демократии, которая теоретически допускала ограниченное избирательное право и возможность разгона неугодного парламента. В. И. Ленин всегда подчеркивал положительную роль только революционных традиций борьбы русской социал-демократии, традиции декабрьского вооруженного восстания, верности революционным заветам. разрыва со всеми традиционными привычками, заветами буржуазной демократии, предопределяя сопротивления мелкотоварного производства.

     Радикализм  был в России постоянным объектом критики со стороны как либералов, так и консерваторов. От славянофилов–консерваторов шла традиция критики революции, революционеров. Они идентифицируются с бесовщиной, бесами, что было не по сердцу большевикам и коммунистам. Целые поколения советской эпохи  были лишены возможности знакомиться  с критикой радикализма.

     Выдающимся  памятником высокого развития социально-политической мысли России начала XX в. являются "Вехи". В знаменитом сборнике статей дан  глубокий анализ истоков, содержания революционного течения русской мысли, прозвучал мощный голос предупреждения опасности для всего русского общества революционизма. В "Вехах" и многочисленных работах, особенно в книге "Истоки и смысл русского коммунизма", Бердяев дал глубокий философский анализ развития социально-политической судьбы России. Его работы являются важнейшим источником анализа особенностей политической эволюции России до и после Октября.

     Наиболее  ценны для теории политики выводы Бердяева об истоках советской тоталитарной власти. Он обосновывал мысль о том, что господство свободы над всем ведет к иррационализму в общественном устройстве, распаду и хаосу. Крайняя форма возврата к хаосу – революция. Ей предшествует процесс распада, падение веры, утраты людьми объединяющего духовного центра. Революции ничего не создают, но разрушают. Творчество начинается лишь в годы реакции , после революций. По Бердяеву, в период революций "народ становится добычей дьявола", т. к. теряет свою духовность. Руководящую роль в обществе играют люди, которые воображают себя творцами нового будущего, на деле они рабы прошлого, зависти, мысли, злобы.

     Революционная интеллигенция и молодежь формировались  в условиях притеснения и изоляции от общества, усиливали в себе особую психологию, развивали максимум и  нетерпимость, недостаток исторической трезвости. На этой идейной основе в  революции 1905–1907 гг. был разгул своеволия, экспроприаторства, массового террора. Точность характеристик мышления и политической практики радикалов подтвердила послеоктябрьская история.

     Революционеры были политически безответственными. Вместо того, чтобы формировать политическую культуру широких слоев, они видели проблемы лишь во внешнем устройстве жизни. Политика, являясь ограничительным средством, превращалась во всеобъемлющую цель. Однако вне идеи воспитания есть лишь две возможности в политике: деспотизм и охлократия. Предъявляя самые радикальные требования, во имя их призывая народ к действиям, революционеры на первое место поставили призыв к борьбе и не занимались формированием политической культуры. Трагические последствия революции для политических судеб России связаны с тем, что революционизированный марксизм стал узкой политической доктриной служения народу, не предполагал никаких обязанностей у народа, не ставил ему никаких нравственных и воспитательных задач. Поэтому на деле революционная доктрина стала основой "массовой разнуданности и демократизации"

     Русская интеллигенция оказалась оторванной от народа, хотя в начале, опираясь на социальное дно, смогла разрушить основы российской государственности, а оказавшись у власти, стала добычей сталинского молоха, обрекла себя на уничтожение. Возможно это произошло от того, что политическое мировоззрение русской интеллигенции складывалось не под влиянием государственного либерализма Чичерина, а под воздействием анархизма Бакунина.

     В послеоктябрьский период политическая мысль России разделилась на два  основных русла. Первое, ортодоксально  марксистское, обеспечивало идеологию  политики партии. В этом направлении  не было места – все заменил марксизм-ленинизм. Другое направление складывалось из работ по политике социалистического и консервативного характера. Однако только в первые годы советской власти эти мысли имели какое-то влияние, т. к. вскоре большая часть ученых оказались в эмиграции. Только в 90-е гг. стали известны другие политические мысли, что дало право на становление новой политологии как отдельной отрасли знаний, как науки.  
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Российская  политология отличается от западной прежде всего своеобразием набора и содержания поставленных и решаемых вопросов, особенностями видения общих для всех стран проблем, отстаиванием в постановке одних вопросов, заимствованием основополагающих идей Запада.

     Конечно, нельзя говорить, что политология  как наука существовала всегда. Свое развитие она получила с развитием  политической мысли, с появлением политических направлений : либерализма, консерватизма, радикализма. Ведь именно в это время появляются великие ученые философы, теоретики, чьи имена ярко сияют на небосводе славы. Эти ученые продвигают своими работами политическую мысль вперед, соответственно, и политологию как науку. Сейчас политология у нас еще слабая, по сравнению с западной, т. к. она фактически не существовала на протяжении последних почти семидесяти лет. Но она все сильнее набирает обороты и скоро станет достойной соперницей западной политологии.

     Конечно, сейчас трудное время и для  более глубокого изучения политологии мало литературы, но даже используя известные исторические факты, а история нашей страны очень богатая, можно судить о предстоящих событиях, которые, в свою очередь, будут обогащать политологию политическими учениями.  
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Андрущенко  М.А. Политическое время: микро-, мезо- и  макроуровни / М.А. Андрущенко, А.Л. Якубин // Политическая наука. - 2009.
  2. Бражник О.В. Политология. Политическая культура студенческой молодежи: лекция / О.В. Бражник, Л.Н. Ляхова, Моск. ун-т потребит. кооперации. - М.: МУПК, 2003.
  3. Василик М.А. Политология: учебник для вузов / Василик М.А., Гуторов В.А. //- М.: Гардарики, 2007.
  4. Ирхин Ю.В. Российская политология: двадцать или двести лет спустя? // Актуальные вопросы политологии и политики в России. М., 2008
  5. Ковалев В.А. Политология в провинциальном вузе: (российские проблемы и политические сюжеты) / В.А. Ковалев // Россия и современный мир. - 2005.
  6. Матюхин А.В. Политологический анализ кооперативных форм жизнедеятельности в современной России / А.В. Матюхин // Фундаментальные и прикладные исследования. - 2005.
  7. Модельски Дж. Эволюция глобальной политики / Дж. Модельски // Полис. - 2005.
  8. Чихарев И.А. Проблематика политического пространства и времени в современной политологии и международных исследованиях / И.А. Чихарев // Политическая наука. - 2009.

Информация о работе История развития политологии в России