История становления и развития налоговых органов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э.. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

Файлы: 1 файл

курсачок.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

 

2.1 Исследование проблем деятельности налоговых органов в России

 

Налоговая система Российской Федерации, к сожалению, далека от идеала. Возможно, это связано с тем, что  современная  российская налоговая система существует очень короткий  период  времени,  но факт остаётся фактом - в ней имеется  много  проблем.  Однако  из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.

По данным Министерства РФ по  налогам  и  сборам,  исправно  и полном объёме платят в бюджеты причитающиеся налоги примерно  16- 17% налогоплательщиков.  Около  60  %  налогоплательщиков  налоги платят,  но  всеми  доступными  им  законными,   а   чаще   всего незаконными способами минимизируют свои налоговые  обязательства. Остальные налогоплательщики не платят налоги вообще.

Для определения направлений реформирования  налоговой  системы России в деле борьбы с уклонением  от  уплаты  налогов  и  сборов необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов.

Результаты экспертных опросов налогоплательщиков и  работников контролирующих органов,  позволили  определить  основные  причины уклонения   от   уплаты   налогов.   В   ходе    опроса    мнения налогоплательщиков сложились следующим образом:

- если  не  будешь  уклоняться,  то   прибыльную   деятельность осуществлять просто не сможешь (69,9 % опрошенных);

- налогоплательщики не желают отдавать  свои  деньги,  не  видя реальной отдачи от государства (65,9 %);

- никто не желает ухудшать свое  материальное  положение  (32,9 %);

- наличие законодательных пробелов и организационных нестыковок (32,9%);

- сложность налогового законодательства (23, 6%);

- налогоплательщики не желают  афишировать  своё  имущественное положение, когда кругом разгул преступности (16,5%).

Очевидно, что важнейшей причиной уклонения от уплаты налогов и сборов являются  экономические  мотивы  (сохранение  и  упрочение своего материального положения).  Решением  этой  проблемы  может стать определение и  применение  оптимального  размера  налоговой нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности государства в финансовых ресурсах, и  не  подрываться финансовое состояние налогоплательщика.

Следующими, по значимости, причинами ухода  налогоплательщиков от налогообложения являются несовершенство и сложность налогового законодательства. Основным  документом  регламентирующим  порядок осуществления выездных проверок  является  Налоговый  Кодекс  РФ, попробуем выделить в нем наиболее спорные правовые установления. Как уже отмечалось, выездная налоговая проверка проводится на основании ст. 89  НК  РФ  по  решению  руководителя  (заместителя руководителя) налоговой инспекции. В ходе ее сведения,  указанные налогоплательщиками в налоговых  декларациях,  проверяются  путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия,  а  также иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых органов. При этом четкого определения места проведения проверки в НК РФ  не  оговорено.  На  практике  же  нередки  споры  о  месте проведения проверки, когда предоставленные на предприятии условия не позволяют ее провести, а налогоплательщик упрямо настаивает на том, что должна быть осуществлена выездная налоговая проверка.

Поэтому  представляется  целесообразным  закрепить  в  НК   РФ положение о том, что при отсутствии  у  проверяемого  предприятия условий  для  проведения  проверки  она  может  проводиться  и  в помещении налоговой инспекции.

Запрещается проведение налоговым органом  повторных  налоговых проверок по  одним  и  тем  же  налогам,  подлежащим  уплате  или уплаченным  налогоплательщиком  за  уже   проверенный   налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи  с  реорганизацией   или   ликвидацией   организации   либо вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Очевидно,  что  условия проведения налоговыми органами повторных документальных  проверок носят слишком  ограничительный  характер.  Понятна  озабоченность российских  налогоплательщиков,  которых   досаждали   повторными проверками по одним и тем же налогам за уже  проверенный  период.

Тем не менее запреты, подобные предусмотренным ст. 87 НК  РФ,  не являются подходящим средством для решения этой проблемы. Здесь, налоговые органы должны  как  минимум  иметь  право  на повторную   проверку   в   тех   случаях,   когда    впоследствии обнаруживаются противоправные действия плательщика [23].

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка  не может продолжаться более двух месяцев.  Здесь нужно отметить, что широкомасштабные проверки некоторых категорий налогоплательщиков, особенно  крупнейших   из   них,   со   сложной   организационной структурой, невозможно провести за два-три месяца.

Наличие указанного временного ограничения означает, что у  них никогда не удастся провести  полноценную  налоговую  проверку.  А такое    положение    только     на     руку     недобросовестным налогоплательщикам.

В НК РФ принятие  мотивированного  решения  о  приостановлении проверки   не   предусмотрено.    В    случае    если    проверка приостанавливается  по  инициативе  налогоплательщика  (например, болезнь главного бухгалтера или другие уважительные причины),  то и тогда  она  не  может  продолжаться  более  двух  месяцев  (при увеличении продолжительности проверки вышестоящим органом – более трех месяцев).

Среди  проблем  налогового  контроля  хотелось   бы   отметить проблемы, возникающие при проверках малых предприятий.

Сфера    малого   бизнеса   относится   к   числу   тех   сфер предпринимательской  деятельности,  которые  наименее   поддаются налоговому  контролю.   Если   финансовые   потоки   организации, являющейся  крупным  налогоплательщиком,  всегда  находятся   под пристальным вниманием  налоговых  органов,  а  текущие  налоговые платежи являются объектом постоянного мониторинга, то в отношении малых предприятий налоговый контроль объективно не  может  носить столь глобального всеобъемлющего характера.

Структура   налоговых   поступлений   в   Федеральный   бюджет характеризуется  тем,  что  их  большая   часть   приходится   на относительно   небольшое   количество   организаций,   являющихся крупными налогоплательщиками. Так за 9 месяцев 2005  г.  на  долю указанных налогоплательщиков приходилось более 75% поступлений  в Федеральный бюджет. Вместе  с  этим  такое  положение  отнюдь  не приуменьшает важность проблемы налогового  контроля  в  отношении малых предприятий:

- во-первых,  малые   предприятия,   составляющие   подавляющее большинство налогоплательщиков-организаций, играют решающую  роль в формировании общего уровня налоговой дисциплины в стране;

- во-вторых,  данная  сфера  предпринимательской   деятельности сосредотачивает  в  себе    огромный   налоговый   потенциал,   в значительной части, не использованной в настоящее время.

Как  показывает  анализ,  именно  предприятия   сферы   малого предпринимательства      наиболее      подвержены       налоговым правонарушениям, в том числе в таких формах, как непостановка  на учет  в  налоговых  органах,   уклонение   от   сдачи   налоговой отчетности,  неоприходование  денежной   выручки,   фальсификация данных бухгалтерского учета или его полное отсутствие. В связи  с этим усиление налогового контроля  за  этой  сферой  деятельности будет способствовать   обеспечению   дополнительного притока налоговых поступлений в бюджет, в том числе со стороны крупнейших налогоплательщиков, так как некоторые из  них  применяют  сложные схемы ухода от  налогообложения посредством  создания  подставных фирм – малых предприятий,  через  которые  посредством  механизма манипулирования   ценами   и   иных    схем    уводятся из-под налогообложения многие миллиарды рублей налогооблагаемой прибыли.

Обеспечение  рационального   отбора   налогоплательщиков   для выездных налоговых  проверок  является  основной  проблемой,  без принципиального решения которой невозможен качественный  контроль за сферой малого  предпринимательства.  Такое  внимание  к  малым предприятиям отнюдь не случайно. Так, если  относительно  крупных налогоплательщиков проблема отбора вообще  не  стоит,  ибо  такие налогоплательщики должны  периодически  отбираться  для  проверок исходя из единственного  критерия  отбора  -  значения  налоговых поступлений для формирования доходной части бюджета, то налоговый контроль в отношении малых предприятий   без  применения  системы целенаправленного  отбора  будет  в  большей  степени  напоминать стрельбу из пушек по воробьям.

Лишь  применение  высокоэффективной  системы  отбора  позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий налоговых органов  на проверках   тех   категорий    налогоплательщиков,    вероятность обнаружения нарушений у которых представляется наиболее реальной.

Кроме того, налоговые органы  при осуществлении своих полномочий в отношении  должников, находящихся в процедурах банкротства, сталкиваются с проблемой взыскания текущих налоговых платежей. Если в процедуре наблюдения теоретически возможно взыскание текущих налоговых платежей, то в конкурсном производстве возникают определенные проблемы, вытекающие из противоречий законодательства  о налогах и законодательства о банкротстве. И в связи с этим возникают ситуации, когда предприятие, признано Арбитражным судом несостоятельным, продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность и, пользуясь противоречиями законодательства, не уплачивает налоги.

Другая проблема возникает при подаче уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом. В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику, в том числе по заявлению уполномоченного органа, проводится не менее, чем через  15 дней и не более, чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Однако, согласно пункту 2 статьи 62 Закона, при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

В связи с этим возникают ситуации, когда при подаче уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом, должник сам позднее подает заявление и процедура наблюдения вводится по заявлению должника. Арбитражный суд в данном случае назначает ту саморегулируемую организацию, которая указана в заявлении должника. Заявление же уполномоченного органа оставляется судом без рассмотрения.

И в заключении хотелось бы отметить еще одну очень важную проблему в деятельности налоговых органов. Это взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов. Для того, чтобы установить действительно действующую систему, нормальную систему взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков необходимо найти систему равновесия, систему сдержек и противовесов и установить достаточно равнозначные подходы, как к правам, так и к обязанностям и налогоплательщиков, и налоговых органов.

 

2.2 Анализ контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации

 

Период 2001-2006 года характеризуется развитием экономических отношений в Российской Федерации, в том числе и на международном уровне, что в свою очередь повлекло усложнение и расширение вопросов налогообложения результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Анализ налоговых споров 2003 года свидетельствует об увеличении процента удовлетворения требований налогоплательщиков по отношению к предъявленным сумма. Именно в данный период в практику недобросовестных налогоплательщиков входит широкое использование схем уклонения от налогообложения, основанных на принципе отсутствия ответственности за действия третьих лиц.

Только разработав методы выявления схем, и отстаивая в арбитражных судах необходимость не формального подхода к оценке представленных налогоплательщиками документов, а комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, выяснения полной картины осуществляемых операций, налоговые органы стали чаще доказывать в суде законность решений, основанных на выводах о недобросовестности налогоплательщиков.

Результаты контрольной работы налоговых органов РФ в динамике представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1- Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ

 

Показатели/год

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество юридических лиц, зарегистрированных в налоговых органах, тыс.

1471

1995

2348

2552

2710

2887

2797

Проверено документально, тыс.

975

1688

1571

1326

843

736

719

Выявлено нарушений по результатам проверок, тыс.

643

1478

1051

689

441

422

398

Информация о работе История становления и развития налоговых органов России