История становления и развития налоговых органов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э.. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

Файлы: 1 файл

курсачок.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

- Предлагается законодательно урегулировать процедуру проведения налоговых проверок банков, определить перечень проводимых мероприятий налогового контроля (доступ, осмотр, истребование документов), уточнить порядок оформления результатов налоговой проверки банков, принятия решений по результатам такой проверки.

- Представляется необходимым последовательное закрепление для налогоплательщиков обязанности представления налоговых деклараций и и расчетов по налогам в электронном виде. Таким образом, возможность представления деклараций на бумажном носителе сохранилась бы только для налогоплательщиков с незначительными оборотами (например, для субъектов малого предпринимательства).

- Кодексом должны быть конкретизированы основания для признания задолженности безнадежной и ее списания. При этом одним из оснований, при наличии которого налоговая задолженность признается безнадежной, является вступившие в силу соответствующие решения суда.
Кроме установления единых и конкретных оснований и порядка признания налоговой задолженности безнадежной, требуется установление единого порядка списания указанной задолженности по федеральным. региональным и местным налогам и сборам.

- Необходимо законодательно урегулировать процедуру признания и последующего списания безнадежной к взысканию задолженности ликвидированных банков по неисполненным поручениям на перечисление налогов и сборов и решениям о взыскании налогов и сборов.

- Следует решить вопрос об упрощении по решению суда ликвидации юридических лиц, не представивших в соответствии с законом сведения о себе до 1 января 2003 года. Положительное решение данного вопроса повысит достоверность и актуальность сведений, содержащихся в единых государственных реестрах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков.

- Представляется обоснованным устранить имеющие в законодательстве несоответствия по вопросу срока хранения налогоплательщиками документов, необходимых для исчисления и уплаты отдельных налогов (применения специальных налоговых режимов). В частности, применительно к специальному налоговому режиму соглашений о разделе продукции и в некоторых других случаях.

- Необходимо четко определить полномочия налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в части обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, имеющих неналоговый характер, в частности, таких как платежи за загрязнение природной среды, платы за использование лесных ресурсов и некоторых других. При этом следует установить порядок осуществления такого контроля и урегулировать вопросы привлечения налоговыми органами к ответственности виновных лиц за нарушения соответствующего законодательства.

- Самостоятельным направлением в работе по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах является контроль за денежной наличностью. Следует предоставить налоговым органам право проверять соблюдение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций [29].   

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной  работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками  любой  действенной системы налогового контроля являются:

   - наличие эффективной  системы  отбора  налогоплательщиков  для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление  использования  ограниченных  кадровых  и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться  максимальной результативности  налоговых  проверок  при  минимальных  затратах усилий  и  средств,   за   счет   отбора   для   проверок   таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

   - применение эффективных  форм,  приемов  и  методов  налоговых проверок, основанных как на  разработанной  налоговым  ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации  контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе,  предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового  контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

   - использование системы оценки  работы  налоговых  инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого  из них,   эффективно   распределить   нагрузку   при    планировании контрольной работы;

   - увеличения размеров наказания за налоговые правонарушения.

   Проблема   рационального   отбора    налогоплательщиков    для проведения контрольных проверок приобретает особую  значимость  в условиях   массовых   нарушений   налогового    законодательства, характерных для современной России.

Приоритетными  для  выездных   проверок   являются   следующие категории предприятий:

   - организации  допустившие  значительное  изменение  финансово-хозяйственных показателей, отрицательно повлиявшие на  финансовый результат. Отбор осуществляется на основании анализа  уровней  и динамики финансовых показателей  по  данным  формы  №2  «Отчет  о прибылях и убытках». Анализ позволяет изучить динамику  изменения показателей за ряд отчетных периодов, а также влияние факторов на отклонение прибыли и ее составляющих от уровня прошлого года;

   - налогоплательщики,   допустившие   убытки    от    финансово-хозяйственной деятельности на протяжении ряда отчетных  периодов. С целью  определения  существования  скрытых  источников  средств проводится   сравнительный    анализ    финансовых    результатов деятельности аналогичных организаций;

   - налогоплательщики, у которых выявлены  нарушения   налогового законодательства по результатам  предыдущей  проверки,  повлекшей начисления финансовых санкций;

   - плательщики, пользующиеся  налоговыми  льготами  по  бюджетам различных уровней;

   - предприятия представляющие нулевой баланс;

   - налогоплательщики, уклоняющиеся от представления отчетности;

   - налогоплательщики, имеющие более трех  расчетных,  текущих  и других счетов, а также валютные счета;

   - предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую  деятельность по  поступившим  сведениям  таможенных  органов   об   экспортно-импортных операциях, а также банков по средствам,  осуществленным по предоплате и не возвращенным  в  течение  180  дней  в  случае непоставки импортных товаров;

   - организации,    предложенные    к    проверке    структурными подразделениями  инспекции   при   наличии   фактов,   вызывающих подозрение в  отношении  достоверности  бухгалтерской  отчетов  и налоговых расчетов, а также  предприятия,  допускающие  нарушения законодательства   применения   контрольно-кассовых   машин   при осуществлении денежных расчетов  с  населением,  порядка  ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью;

   - предприятия,   на    которые    поступила    информация    от правоохранительных  органов,  от   Госкомимущества,   Госкомзема, Комитета по природным  ресурсам,  а  также  от  других  налоговых инспекций по результатам контрольной работы.

В настоящее время в ФНС РФ продолжается работа по  дальнейшему совершенствованию  процедуры  отбора  и  разрабатывается   единое программное    обеспечение,    внедрение    которого     позволит автоматизировать процесс  отбора  налогоплательщиков  с  наиболее характерными уровней, динамики,  соотношений  различных  отчетных показателей от допустимых для такого рода  предприятий  пределов, оценить реальный предел обязательств налогоплательщика.

Однако  в  настоящее  момент  имеется  достаточное  количество примеров,   когда   в   ряде   налоговых   органов   используются самостоятельно разработанные автоматизированные  системы  отбора, применение которых даже на имеющейся далеко не самой  совершенной технической базе приносит весьма ощутимые результаты.

Процесс  автоматизации  указанного   анализа   имеет   большую актуальность, прежде всего, в отношении  малых  предприятий,  когда ограниченное  число  работников  налогового  органа,   проводящих камеральную  налоговую   проверку   значительного   числа   малых предприятий,   должны   не   только   качественно   провести    в установленные сроки данную проверку, но и отобрать  для  выездной налоговой проверки именно те малые предприятия, проверка  которых могла  бы  принести  максимальные  доначисления  в   бюджет   при минимальных затратах рабочего времени.

   Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов  налогового  контроля.  Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок  соблюдения налогового  законодательства,  проводимых  совместно  с  органами налоговой полиции. Результативность  их  очень  высокая,  поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может  привести  к увеличению поступлений от таких проверок.

Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в  крупных размерах в течении  года  с  момента  такого  сокрытия.  Подобные повторные   проверки   позволяют   проконтролировать   выполнение предприятий по акту предыдущей проверки,  а  также  достоверность текущего учета.

Практика показала, что  весьма  полезным  в  работе  налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и  ночное  время, также значительно  увеличивается  результативность  контроля  при применении перекрестных  проверок,  сущность  которых  состоит  в выезде  сотрудников  отделов   одной   налоговой   инспекции   на территорию другой инспекции.

Как показывает анализ практики  контрольной  работы  налоговых органов   России,   в   настоящее    время    получили    мировое распространение  факты  уклонения  налогоплательщиков  от  уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного  порядка,  которые  делают  невозможным определение  размера  налогооблагаемой  базы.  Особая   сложность работы с данной категорией  плательщиков  связана  с  отсутствием эффективных механизмов борьбы  с  подобными  явлениями.  Не  имея достаточного  времени  и  кадровых  ресурсов,   необходимых   для фактического  восстановления  бухгалтерского  учета,   сотрудники налоговой инспекции вынуждены  брать  за  основу  для  исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные,  декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской  документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся  информации  дает основания сделать  вывод,  что  указанные  документы  искажаются.

Действующее   законодательство   практически   не    представляет налоговым органам права производить  исчисления  налогооблагаемой базы  на  основании  использования  каких-либо  иных  сведений  о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

В  данном  случае   можно   было   бы   использовать,   широко распространенные в развитых странах,  так  называемые,  косвенные методы     исчисления     налогооблагаемой     базы.     Наиболее распространенными из них являются следующие:

- Метод общего сопоставления имущества.

Методика исчисления налогооблагаемого  дохода  данным  методом

подразделяется на две части:

   а) учет изменения имущественного положения за отчетный период;

   б) учет  произведенного  и  личного  потребления  за  отчетный период.

Сумма   имущественного   прироста,   с   одной   стороны,    и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами  за  отчетный  период.  На  основании прироста имущества неизвестного происхождения  делается  вывод  о том,  что  он  стал  следствием  незадекларированных  доходов  за отчетный период.

- Метод, основанный на анализе производственных запасов.

Используя  данный  метод,  можно  дать  оценку  достоверности отраженного  в  отчетности  объекта   продаж   с   затратами   на производство.

Основной задачей совершенствования форм и  методов  налогового контроля  является  повышение   его   эффективности.   Но   этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами.

Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых  инспекторов,  осуществляющих   контрольные   проверки. Сущность такой оценки,  состоит  в  том,  что  в  зависимости  от категории  каждого  проверенного   предприятия,   -   исходя   из классификации на  крупные,  средние,  малые  и  мелкие,  а  также отраслевой принадлежности -  налоговому  инспектору  защитывается определенное количество  баллов.  При  этом  за  отчетный  период каждый   налоговый   инспектор   должен   набрать    определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов  может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может  служить  основой  для  составления планов проверок на предстоящий отчетный период в  части  наиболее оптимального    распределения    нагрузки    между     отдельными инспекторами.

Но в конце надо отметить, что никакое  совершенствование  форм не даст положительных результатов, если  налоговый  инспектор  не будет  постоянно   совершенствовать   свои   знания   в   области налогообложения.

 

3.2 Модернизация налоговых органов Российской Федерации

 

В качестве основных целей Программы развития налоговых органов России на среднесрочную перспективу определены:

- совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов;

Информация о работе История становления и развития налоговых органов России