История становления и развития налоговых органов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э.. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

Файлы: 1 файл

курсачок.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

- улучшение обслуживания налогоплательщиков при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств;

- повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий и оснащения современными техническими средствами.

В связи с этим в системе налогового администрирования целенаправленно и активно проводится модернизация организационных структур налоговых органов на всех трех уровнях налогового администрирования.

ФНС России осуществляет переход на унифицированные, функционально-ориентированные структуры налоговых органов, обеспечивающие рациональное использование трудовых ресурсов за счет специализации по выполняемым функциям. Новый принцип организации создает условия для эффективного использования современных информационных технологий, упорядочения работы внутри налогового органа и кардинальной перестройки взаимоотношений налогоплательщика с налоговым органом.

Процесс модернизации призван решить следующие задачи:

- перехода на функциональную типовую структуру;

- организации типовых рабочих мест;

- массового обучения руководителей инспекций ФНС России, учителей-репликаторов, технологов, системных администраторов;

- изучения сотрудниками инструкций на рабочие места;

- аттестации сотрудников на знание инструкций на рабочие места;

- создания учебных классов;

- технического дооснащения инспекций;

- модернизации локальных вычислительных сетей;

- создания телекоммуникационной связи инспекций с управлениями ФНС России;

- внедрения программного комплекса «Система ЭОД местного уровня»;

- внедрения новых форм взаимодействия с налогоплательщиками (создание операционных залов, переход на бесконтактные формы взаимодействия и т.д.)

- проведения в промышленном режиме автоматизированных процедур камеральной налоговой проверки.

Все перечисленные задачи модернизации, несмотря на их дифференциацию в перечне, во многом взаимосвязаны и решаются параллельно.

Функциональная типовая организационная структура призвана:

- обеспечить рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов за счет большой специализации по выполняемым функциям;

- создать условия для эффективного использования средств вычислительной техники и современных информационных технологий;

- упорядочить работу внутри налогового органа;

- кардинально перестроить взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами.

Структурной реорганизации должно предшествовать перераспределение персонала каждой функционирующей инспекции в соответствии с новой структурой и организация типовых рабочих мест.

В ряде межрайонных инспекций организованы территориально обособленные структурные подразделения (ТОСП) и территориально обособленные рабочие места (ТОРМ). Организационная структура и функции модернизируемых инспекций, безусловно, будут уточняться в связи с проводимыми организационными мероприятиями.

Следующий блок задач модернизации и подготовке к работе в новой организационной структуре на основе новых технологических и программных решений  связан с подготовкой персонала. В состав задач этого блока входят:

- массовое обучение руководителей инспекций налоговой службы, учителей-репликаторов, технологов, системных администраторов;

- изучение сотрудниками инструкций на рабочие места;

- аттестация сотрудников на знание инструкций на рабочие места.

Подготовка к работе в новых условиях с применением современных программных средств требует обучения практически всех работников налоговых органов, непосредственно участвующих в процессах налогового администрирования.

Завершить процесс модернизации должно внедрение программного комплекса «Система ЭОД местного уровня».

Важной составляющей процесса модернизации является проведение в промышленном режиме автоматизированных процедур камеральной налоговой проверки. Предполагаемый перенос «центра тяжести» контрольной работы, проводимой налоговыми органами, с выездных налоговых проверок на камеральные позволит:

- повсеместно применять новые формы налоговых деклараций, их электронные форматы, инструкции по их заполнению, внутридокументные и междокументные контрольные соотношения;

- использовать автоматизированные процедуры подсистемы камеральных проверок системы ЭОД, с помощью которых привлекать дополнительные внешние информационные ресурсы таможенных органов, пограничной службы, акцизных складов, органов ГИБДД.

Модернизация налоговых органов предполагает также внедрение новых форм взаимодействия с налогоплательщиками – создание операционных залов, переход на бесконтактные формы взаимодействия и т.д.

Наиболее массовыми процедурами, требующими до настоящего времени непосредственного контакта налогового инспектора и налогоплательщика, являются получение в налоговом органе необходимой информации и сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. Для решения такой задачи в современной структуре налоговой инспекции создаются отделы работы с налогоплательщиками, основными функциями которых являются непосредственные контакты с налогоплательщиками по вопросам приема и выдачи документов и информирование налогоплательщиков. Таким образом,  практически все функции по взаимодействию с налогоплательщиками сконцентрированы в этом подразделении. Отдел работы с налогоплательщиками является в прямом и переносном смысле «лицом» инспекции. Поэтому от сотрудников требуется умение работать с людьми, терпеливо и профессионально отвечать на самые разные вопросы, оперативно принимать решения в сложных конфликтных ситуациях.

Важной задачей является внедрение бесконтактных форм взаимодействия инспекции с налогоплательщиками в периоды сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности. Для решения этой задачи организована сдача-прием налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи.

Электронные технологии успешно внедряются в регионах России. Помимо формирования налоговых деклараций в электронном виде и загрузки их в налоговые информационные системы предстоит организовать:

- доступ налогоплательщиков к персональным ресурсам расчетов с бюджетом, результатам камеральных и выездных проверок и другой информации;

- проведение сверки в электронном виде с получением юридически значимых электронных актов сверки.

Что касается тотального ввода всех данных в информационную систему налогового органа, включая преобразование данных в электронный вид (ручной ввод), то здесь будущее принадлежит региональным межрайонным инспекциям по централизованной обработке данных (ЦОДам) и отделам по централизованной обработке данных управлений по субъектам РФ.

Важнейшей предпосылкой устойчивого экономического роста и улучшения предпринимательского климата в стране являются устранение административных барьеров для бизнеса, в том числе упрощение процедуры регистрации юридических лиц, что особенно важно для малого и среднего бизнеса. Для этого создана система государственной регистрации юридических лиц и Единый государственный реестр юридических лиц.

В 2002 г. на Министерство налоговой службы РФ была возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации юридических лиц. С 2004 г. осуществляется государственная регистрация индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Федеральная налоговая служба РФ осуществляет ведение единых государственных реестров юридических лиц и налогоплательщиков, а также единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Реализация налоговыми органами функций по государственной регистрации исключает возможность появления среди участников экономических отношений лиц, не состоящих на учете в налоговых органах.

С целью сокращения временных и финансовых издержек юридических и физических лиц при их регистрации в работу налоговых органов повсеместно внедряется технология одного окна. Это позволяет налоговым органам передавать сведения о государственной регистрации налогоплательщиков внебюджетным фондам, которые в соответствии с действующим законодательством также осуществляют  постановку на учет.

Совершенствование механизмов обеспечения поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах со стороны ФНС России невозможно без создания автоматизированного банка данных с использованием информационных ресурсов внешних источников. В настоящее время активизирована работа по заключению межведомственных соглашений на федеральном уровне, предусматривающих создание и развитие органами МВД России, Минюстом России, Минимуществом России информационных ресурсов, преимущественно в электронном виде.

Повышению эффективности контрольной работы способствует системный анализ применяемых налогоплательщиками схем уклонения от налогообложения, разработка методик выявления и пресечения попыток уклонения.

В практику работы инспекций ФНС России входит использование автоматизированных информационных систем при проведении камеральных проверок и автоматизированного отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Для налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших или основных, а также налогоплательщиков, у которых вероятность нарушений достаточно высока, необходимо применение углубленной камеральной проверки, включающей анализ финансово-хозяйственной деятельности на основе всей имеющейся, а также дополнительно затребованной информации.

ФНС России совершенствует методики налоговых проверок налогоплательщиков с учетом их отраслевой специфики, видов деятельности. Такая методическая работа проводится в первую очередь для отраслей, определяющих экономический потенциал страны, - газовой, нефтяной, металлургической промышленности, связи, транспорта, электроэнергетики, производства и оборота алкоголя, табака.

Получила дальнейшее развитие разработка систем автоматизированного сопровождения выездных налоговых проверок и электронного обмена информацией между ведомствами, в том числе с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Реализация налоговыми органами всех охарактеризованных мероприятий направлена на: сокращение налоговых правонарушений; увеличение экономической эффективности; устранение причин, создающих условия для коррупции; усиление оперативной реакции государственных органов власти на допущенные правонарушения.

Развитие системы обслуживания налогоплательщиков предусматривает предоставление налогоплательщикам разнообразных по формам и средствам информационно-разъяснительных услуг, создающих благоприятные условия для выполнения ими налоговых обязательств.

На всех уровнях налоговой системы в настоящее время созданы организационные структуры по работе с налогоплательщиками, что позволяет расширить спектр предоставляемых налоговыми органами услуг и повысить их качество на всей территории Российской Федерации. Открытие специализированных залов для работы с налогоплательщиками позволяет сделать контакты налогоплательщика и инспектора максимально прозрачными и удобными и обеспечивает комфортные условия для налогоплательщика. Кроме того, в практику работы налоговых органов интенсивно внедряются бесконтактные формы взаимодействия с налогоплательщиками. Проведена модернизация и информационное наполнение Web-серверов ФНС и управлений ФНС России по субъектам РФ.

Стратегический курс в области налогового администрирования направлен на повышение эффективности фискальной политики – снижение возможностей для уклонения от налогообложения, повышение собираемости налогов и сборов на основе их добровольной уплаты. Реализация программы «Развитие налоговых органов» в условиях максимальной «прозрачности» налогоплательщиков для государства в целом способствует снижению налоговой нагрузки и развитию экономики страны.

 

3.3 Зарубежный опыт организации налоговых органов (на примере США)

 

Место и роль налоговых органов в финансовой системе государства определяется теми целями и задачами, которые ставятся перед ними, а также законодательно определенными их правами и обязанностями.

Следует отметить, что в разных странах мира к функциям налоговых органов относится не только администрирование тех или иных видов налогов и сборов, но и, например, осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведение переписи населения, наблюдение за применением контрольно-кассовой техники, контроль за соблюдением валютного законодательства, за оборотом алкогольной продукции, организацией лотерей и азартных игр.

Само понятие «налоговые органы» в разных странах имеет различное содержание в силу того, что обязанность по обеспечению мобилизации в бюджетную систему доходов (налогов и сборов) может быть установлена за различными государственными органами. Как правило, ответственность за поступление налогов и сборов несут два или более государственных органа, которые и обладают правомочиями «налоговых органов». Одна государственная структура обычно отвечает за сбор налогов и пошлин на границе (так называемые таможенные органы), другая – за мобилизацию внутренних налоговых платежей.

В некоторых странах налоги с платежной ведомости, используемые для финансирования социального обеспечения, администрируются также отдельными государственными органами. В федеративных государствах право устанавливать и собирать отдельные виды налогов предоставляется субнациональным органам власти, имеющим право создавать свои собственные налоговые органы.

Создание Службы внутренних доходов (Internal Revenue Service - IRS)  США относится к 1862 г., когда конгресс учредил Ведомство комиссара по внутренним доходам с целью сбора средств для финансирования гражданской войны 1861 г. В 1895 г. парламент сократил многие налоги, в том числе и подоходный. Спустя 18 лет федеральным законодательным органом была признана необходимость увеличения государственных доходов. За этим последовало появление Бюро внут­ренних доходов, наделенного полномочиями по взиманию налогов на доходы и прибыли. В 1952 г. указанная организация была переименована в Службу внутренних доходов (СВД) [43].

Информация о работе История становления и развития налоговых органов России