Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа
Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э.. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Удельный вес юридических лиц, у которых выявлены нарушения, % | 65,9 | 87,6 | 66,9 | 52,0 | 52,3 | 57,3 | 55,4 |
Из таблицы 2.1 видно, что количество юридических лиц, у которых в 2006 году выявлены нарушения налогового законодательства, по сравнению с 2000 годом уменьшилось на 38,1%. Вместе с тем, за анализируемый период наметилась тенденция роста соотношения дополнительно начисленных сумм платежей по результатам проверок налогоплательщиков в общей сумме платежей как у юридических, так и у физических лиц. Если в 2000 г. удельный вес доначислений у юридических лиц составил 33,3%, то в 2005 г., соответственно, - (см. таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Динамика поступления налоговых платежей
Показатели/год | 2000г. | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. |
Всего поступило, млрд. руб. | 674,8 | 1064,8 | 2035,6 | 2229,4 | 2509,7 | 3033,3 |
Дополнительно начислено платежей, млрд. руб. | 225 | 394,9 | 715,5 | 804,2 | 923,7 | 1097,1 |
Соотношение доначислений к сумме платежей, % | 33,3 | 37,1 | 35,1 | 36,0 | 36,8 | 36,2 |
Динамика нарушений налогового законодательства, а также нагрузки на налоговых работников представлена в таблице 2.3.
Анализ показывает, что нагрузка, выражающаяся в количестве налогоплательщиков – юридических лиц на одного работника с 2004 г. по 2006 г. увеличилась с 15 до 19 в связи с уменьшением общей численности работников налоговых органов. Вместе с тем не снижено в этом периоде число юридических лиц, нарушивших налоговое законодательство в расчете на одного налогового работника, что свидетельствует не только о неснижающейся интенсивности налогового контроля, но и о неудовлетворительному отношению налогоплательщиков к нормам налогового права.
Таблица 2.3 – Динамика нарушений налогового законодательства, нагрузка на налоговых работников
Показатели/год | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2006г. в % к 2004г. |
Количество юридических лиц – налогоплательщиков, тыс. | 2710 | 2887 | 2797 | 103 |
Численность работников налоговых органов – всего, тыс. | 150 | 155 | 148 | 95,5 |
Нагрузка на одного работника, тыс. | 15 | 18 | 19 | 105 |
| 24 | 23 | 20 | 83 |
Доначислено платежей по результатам проверок по юридическим лицам, млн. руб. | 1,4 | 1,6 | 1,5 | 107 |
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности, в среднем на одно должностное лицо, тыс. | 2,7 | 2.8 | 2,6 | 96 |
При возросших объемах доначисленных проверками сумм (как по юридическим, так и по физическим лицам) возросло относительное число лиц, привлеченных к административной ответственности за налоговые правонарушения [16].
Принимая во внимание изменения судебной практики, учитывая работу налоговых органов по выявлению существующих и вновь появляющихся схем ухода от налогообложения, показатели судебной работы 2004-2006 годов резко улучшаются. Так, в 2003 году сумма удовлетворенных требований по заявлениям налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, составила 84% от оспариваемой суммы по рассмотренным заявлениям (сумма оспариваемых налогоплательщиком требований более 103 млрд. руб., сумма удовлетворенных судом требований составила около 88 млрд. руб.), в 2004 - 64% (сумма оспариваемых налогоплательщиком требований более 189 млрд. руб., сумма удовлетворенных судом требований составила около 122 млрд. руб.), в 2005 – 45% (сумма оспариваемых налогоплательщиком требований более 402 млрд. руб., сумма удовлетворенных судом требований составила около 181 млрд. руб.), и, наконец, в 2006 - 32% (сумма оспариваемых налогоплательщиком требований более 462 млрд. руб., сумма удовлетворенных судом требований составила около 151 млрд. руб.).
Кроме того, судебная практика 2006 года имеет следующую положительную тенденцию. Согласно предварительному анализу запрошенной в территориальных налоговых органах информации, в 2006 году налогоплательщики отказались от исковых требований на общую сумму более 28 млрд. рублей.
Показатели суммы удовлетворенных требований по заявлениям налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, снизились за указанный период в 2 раза - с 64% до 32%.
Динамика изменения процента удовлетворенных требований, предъявленных налогоплательщиками к налоговым органам, по отношению к предъявленным суммам выглядит следующим образом – рисунок 6.
При этом количество рассмотренных исков по всем основаниям в период с 2001 по 2006 год увеличилось почти в 5 раз.
Если в 2001 году количество рассмотренных исков по всем основаниям, предъявленных налогоплательщиками к налоговым органам составило 11 163, то в 2006 году количество рассмотренных исков составило 54 091. Количество рассмотренных исков, начиная с 2001 года по 2005 год, ежегодно увеличивалось примерно на 10 000 исков. Однако увеличение 2006 года составило 5 000 исков.
Рисунок 6 – Процент удовлетворенных требований, предъявленных налогоплательщиками к налоговым органам по отношению к предъявленным суммам
Необходимо отметить, что указанная положительная тенденция в судебно-правовой работе налоговых органов сложилась на фоне сильного изменения сущности рассматриваемых в суде налоговых споров.
За 2006 год налоговыми органами проведено 605 тыс. выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций и 415 тыс. проверок физических лиц.
В результате контрольной работы, проведенной налоговыми органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими контролирующими и правоохранительными органами, в государственную казну дополнительно начислено налогов и пеней и предъявлено налоговых санкций на сумму 274 млрд. рублей (по сравнению с 2005 годом больше на 46 млрд. рублей, или в 1,2 раза), что составило 12% к общей сумме платежей, начисленных налогоплательщикам на основании налоговых деклараций и расчетов. Сумма дополнительно начисленных платежей увеличилась по сравнению 2005 годом на 25 млрд. рублей. Из доначисленных платежей в бюджетную систему поступило 41,6 млрд. рублей, то есть на 11 млрд. рублей (или в 1,4 раза) больше, чем в 2005 году. В федеральный бюджет взыскано 21,5 млрд. рублей (52% от общей суммы взысканных по результатам контрольной работы платежей), по сравнению с 2005 годом больше на 7,2 млрд. рублей или в 1,5 раза.
Существенно возросла результативность проверок: в расчете на одного работника налоговых органов, занимающего должность руководителя или специалиста, доначислено платежей на сумму 1865 тыс. рублей (что по сравнению с 2005 годом больше на 146 тыс. рублей или на 9 %), взыскано 406 тыс. рублей (что по сравнению с 2004 годом больше на 119 тыс. рублей или в 1,4 раза). Доначисления в расчете на одну выездную проверку налогоплательщика - организации возросли в 1,2 раза и составили 113 тыс. рублей, взыскания - в 1,4 раза и составили 43 тыс. рублей.
По результатам контрольной работы наиболее значительные доначисления и взыскания в консолидированный бюджет произведены налоговыми органами Красноярского края, Москвы и Санкт-Петербурга, Кемеровской, Самарской и Свердловской областей.
В ходе реализации мероприятий, предусмотренных основными направлениями контрольной работы органов ФНС России на 2006 год, проведено 1,2 млн. проверок организаций и свыше 4,7 млн. проверок физических лиц, при этом в ходе 351,1 тыс. проверок организаций и 492,5 тыс. проверок физических лиц установлены нарушения налогового и иного законодательства. По результатам проверок в бюджетную систему дополнительно начислено платежей (с учетом штрафных санкций и пеней) на сумму 59,1 млрд. рублей.
Более 344 тыс. должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и 460 тыс. физических лиц-предпринимателей привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 271 млн. рублей (на 75 млн. рублей или в 1,4 раза больше, чем в 2005 году), 335 тысяч раз приостанавливались операции по счетам налогоплательщиков.
Информация о работе История становления и развития налоговых органов России