История становления и развития налоговых органов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э.. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

Файлы: 1 файл

курсачок.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

 

 

А) Количественные показатели:

1) Удельный вес дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений;
2) Рост дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений (как в абсолютных цифрах, так и по удельному весу в общей сумме налоговых поступлений);
3) Удельный вес финансовых санкций в сумме дополнительно начисленных платежей;

4) Удельный вес доначислений по камеральным и документальным проверкам (отдельно) в общей сумме дополнительно начисленных налогов и платежей.

5) Рост дополнительно начисленных сумм по документальным проверкам (в абсолютных цифрах и по удельному весу в общей сумме доначислений);
6) Процент взыскания (удельный вес взысканных в общей сумме доначислений).

Б) Качественные показатели:

1) Сумма доначислений на одного работника налоговых органов.
2) Сумма доначислений на одного документально проверенного налогоплательщика.

Сопоставление количественных и качественных показателей различных инспекций позволяет вполне объективно оценить организацию контрольной работы, акцентировать внимание на «узких» местах и нацелить коллективы на решение выявленных проблем. Сопоставление данных нижестоящей инспекции ФНС и вышестоящей позволяет определить эффективность работы нижестоящей налоговой инспекции.

Основополагающими показателями являются общие суммы доначислений, а на них в ходе контрольной работы влияют многие субъективные и объективные факторы:

– квалификация налоговых инспекторов и бухгалтеров проверяемых предприятий и организаций;

– возможности недвусмысленного толкования налогового законодательства;

– законопослушание налогоплательщиков;

– общий размер налогооблагаемой базы по конкретной проверке (малое предприятие или огромный завод с дочерними или зависимыми организациями).

Методика, применяемая в настоящее время, для оценки эффективности контрольной работы управлений ФНС России по субъектам Федерации включает:

– общую оценку показателей эффективности контрольной работы;

– оценку показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок;

– оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок;

– оценку работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, не представляющими в налоговые органы налоговую отчетность или представляющими «нулевую» отчетность.

Для оценки работы управлений ФНС России по субъектам Федерации предусмотрены следующие критерии.

А) По общей оценке показателей эффективности контрольной работы:

– удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы в общей сумме начисленных платежей по декларациям (расчетам) за отчетный период;

– сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) в расчете на одного сотрудника УФНС России по субъекту Федерации за отчетный период;

– удельный вес сумм взысканных платежей по результатам выездных и камеральных проверок в общей сумме дополнительно начисленных платежей за отчетный период;

– изменение удельного веса сумм взысканных платежей по результатам выездных и камеральных проверок в общей сумме дополнительно начисленных платежей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

– сумма дополнительно взысканных платежей по результатам контрольной работы в расчете на одного сотрудника УФНС России по субъекту Федерации за отчетный период;

– удельный вес сумм, по которым отказано в возмещении НДС по операциям от экспорта и на внутреннем рынке, в общей сумме доначисленных, но не уплаченных (не полностью уплаченных) налогов (без учета налоговых санкций и пеней) и неправомерно предъявленного к возмещению НДС, выявленного по результатам налоговых проверок по операциям от экспорта и на внутреннем рынке за отчетный период.

Б) По оценке показателей организации и проведения камеральных проверок:

– удельный вес дополнительно начисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) в общей сумме дополнительно начисленных платежей по выездным и камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) за отчетный период;

– изменение удельного веса дополнительно начисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) в общей сумме дополнительно начисленных платежей по выездным и камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

– сумма дополнительно начисленных платежей в расчете на одну камеральную проверку за отчетный период.

В) По оценке показателей организации и проведения выездных проверок:

– удельный вес результативных выездных проверок (в ходе которых выявлены нарушения) в их общем количестве за отчетный период;

– сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных проверок в расчете на одну проверку за отчетный период;

– удельный вес дополнительно начисленных по результатам выездных проверок сумм, уменьшенных по решениям судебных и вышестоящих органов, в общей сумме доначисленных платежей за отчетный период;

– процентное соотношение количества выездных проверок обособленных подразделений организаций, находящихся на территории другого субъекта Федерации, и общего количества выездных проверок организаций за отчетный период;

– доля встречных проверок, проведенных по запросам управлений ФНС России других регионов, в общем количестве выездных проверок организаций за отчетный период.

Г) По оценке работы с организациями, не представляющими в налоговые органы отчетность или представляющими «нулевую» отчетность:

– доля организаций, не представляющих отчетность или представляющих «нулевую» отчетность, в общем количестве организаций, состоящих на учете в отчетном периоде;

– изменение доли организаций, не представляющих отчетность или представляющих «нулевую» отчетность, в общем количестве организаций, состоящих на учете на конец отчетного периода по сравнению с его началом;

– для индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность или представляющих «нулевую» отчетность, в общем количестве индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете за отчетный период;

– изменение доли индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность или представляющих «нулевую» отчетность, в общем количестве индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, на конец отчетного периода по сравнению с началом года.

Для комплексной сравнительной оценки эффективности контрольной работы управлений ФНС России по субъектам Федерации применяются коэффициенты корректировки отдельно взятых показателей:

 

Kk1 = (ПУФНС - Пmin ) / (Пmax  - Пmin ) (3),

Kk2 = (Пmax - ПУФНС ) / (Пmax  - Пmin ) (4),

 

где  ПУФНС – соответствующий показатель контрольной работы управления ФНС России по субъекту Федерации;
Пmax – соответствующий максимальный показатель контрольной работы управления ФНС России по субъекту Федерации из общих показателей по ФНС;
Пmin – соответствующий минимальный показатель контрольной работы управления ФНС России по субъекту Федерации из общих показателей по ФНС.

 

При использовании коэффициента корректировки Kk1 соответствующий показатель контрольной работы управления ФНС России по субъекту Федерации упорядочивается в порядке убывания результата контрольной работы, при использовании коэффициента корректировки Kk2  – в порядке возрастания.

Оценка результатов контрольной работы, рассчитанных при сопоставлении с соответствующим периодом прошлого года удельных весов (долей) отдельно взятых показателей, проводится только по позитивным показателям. Если изменение удельного веса (доли) по сравнению с предыдущим периодом имеет негативную тенденцию, то этому показателю присваивается нулевое значение. При этом в расчетах с применением коэффициента корректировки  Kk1 нулевое значение присваивается изменению удельного веса (доли), полученному со знаком «–», а с использованием Kk2  – нулевое значение имеет результат со знаком «+».

Итоговая оценка результатов контрольной работы каждого отдельного управления ФНС России по субъекту Федерации осуществляется при суммировании всех показателей, приведенных выше.

Оценка результатов контрольной работы производится ежеквартально по показателям форм статистической налоговой отчетности управлений ФНС России по субъектам РФ.

Таковы известные на настоящий момент методики оценки эффективности работы налоговых органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование деятельности налоговых органов Российской Федерации

 

3.1 Пути совершенствования контрольной работы налоговых органов

 

Эффективная система налогового администрирования является одним из основных условий полного и своевременного поступления в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей. Необходимость улучшения налогового администрирования вызвана неполным поступлением налогов в бюджет в результате как прямого уклонения от налогообложения с помощью “фирм-однодневок” и использованием “серых схем”, так и минимизации налоговых отчислений в результате пробелов в налоговом законодательстве.

В перечне мер по улучшению налогового администрирования важное место занимает создание оптимальной организационной структуры налоговых органов. С этой целью должна быть продолжена работа по созданию специализированных инспекций, в том числе по централизованной обработке полученных данных, проведению государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по крупнейшим налогоплательщикам.

При этом важно, чтобы оценка деятельности налоговых органов осуществлялась не только исходя из объема мобилизованных ими налоговых доходов или сумм доначисленных налогов и пени по результатам налоговых проверок, но и по показателям, характеризующим качество их работы с налогоплательщиками (отсутствие претензий к их работе, оперативность рассмотрения запросов, своевременный возврат излишне уплаченных сумм налогов, а также соблюдение налоговыми органами стандартов деятельности) [32].

Улучшению налогового администрирования должно способствовать решение следующих задач, касающихся совершенствования форм и методов контрольной работы налоговых органов:

- Для целей налогообложения и налогового контроля одной из важных задач является обеспечение определенности и полноты нормативного регулирования и учета фактора ценообразования, в том числе трансфертного ценообразования. Кроме того, требуется уточнить принципы признания взаимозависимости между субъектами экономической деятельности. отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или результаты их деятельности. Такие отношения с большой долей вероятности позволяют предполагать использование нерыночных цен для целей налогообложения.

- В целях исключения потерь доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, связанных с трансфертным ценообразованием, предлагается расширить предусмотренный пунктом 2 статьи 40 Налогового кодекса (далее – Кодекс) перечень оснований для налоговой проверки, а также уточнить источники информации о ценах.

- Для повышения эффективности контрольной работы представляется целесообразным уточнить нормы Кодекса, регламентирующие камеральную налоговую проверку, а также уточнить порядок истребования налоговыми органами документов у налогоплательщиков.

- Для целей обеспечения определенности регулирования налоговых правоотношений важным является установление Кодексом конкретных процессуальных сроков, исключающее произвольное толкование. Однако Кодексом, в частности, не установлен срок, в течение которого налоговые органы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки и пеней с организации. Срок давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок с организаций ограничен посредством судебного толкования шестью месяцами с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного Кодексом для бесспорного взыскания соответствующих сумм (постановление Пленума ВАС России от 28.02.01 № 5, пункт 12). В связи с этим необходимо внести необходимые уточнения в статью 46 Кодекса.

- Представляется целесообразным предоставить налоговым органам право взыскивать суммы штрафов в бесспорном порядке с организаций. которые не обжалуют соответствующие решения налоговых органов либо выражают согласие с такими решениями.

- Предлагается уточнить составы налоговых правонарушений и иных нарушений законодательства о налогах и сборах и размеры соответствующих штрафов.

- Необходимо развивать досудебный порядок урегулирования налоговых споров. С этой целью должно обеспечиваться оперативное и объективное рассмотрение налоговыми органами имеющихся с налогоплательщиками разногласий, базирующееся на строгом соблюдении законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе История становления и развития налоговых органов России