История таможенных органов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией. Таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ.

Файлы: 1 файл

контрольная_ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Таможенное  дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией. Таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ.

     Совокупность  таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, разнородных, но объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач. Система таможенных органов и ее отдельные составные части играют видную и одновременно свою специфическую роль в процессе таможенной деятельности.

     В данной работе мы рассматриваем развитие таможенных органов в России на протяжении всей истории Российского государства. Первая часть охватывает довольно большой  период от Древней Руси до Советского государства, а потому разделена на три части: от зарождения таможни до её становления в XIX веке; период с XIX до начала ХХ века; положение таможни в период советской власти.

     Во  второй части данной работы мы рассматриваем  таможенные органы и их основные функции  в настоящее время.

     При написании работы были использованы учебные пособия и дополнительные материалы по истории таможенного  дела, а также нормативные документы, регулирующие деятельность таможенных органов на территории Российской Федерации.

1. ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

1.1. Зарождение таможни в Древней Руси и ее становление до XIX века

     История таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.

     Из  летописных и законодательных источников известно, что в X-XII в.в. на Руси взимали «мыто»- торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями». Первое упоминание термина «мыто», как специальной торговой пошлины, от уплаты которой освобождались русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью и Византией 907 года. «Мытник», как должность княжеской администрации, упоминается в двух статьях «О татьбе» и «О своде» Пространной редакции «Правды Руской» ХI  века. В период феодальной раздробленности на Руси в ХI I - начале ХIII вв., в связи с ростом числа княжений и  внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой десятиной». Одно из самых ранних упоминаний о внутренней провозной пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 гг.) и в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 года [10, 12].

     В период завоевания Древней Руси Золотой  Ордой в русском языке появилось  тюркское слово «тамга», означающее клеймо, тавро, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, - таможенником [14, 10].

     В период феодальной раздробленности  Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих  и удельных князей, которые заключались  между отдельными княжествами и  городами (свободными городами Новгород, Псков, Смоленск и др.). В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств.

     Лишь  в середине XVI века аппарат сбора  пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано. В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.

     В период царствования Алексея Михайловича  Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа. Предшественницей таможенной реформы явилась IX глава Соборного уложения и содержащиеся в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. В статьях Соборного Уложения впервые были изложены права и обязанности таможенников по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом [21, 25].

     Выдающийся  реформатор Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, боярин и воевода, известный дипломат времен царствования Алексея Михайловича, покровительствовал торговле, считал ее залогом благосостояния самого государства, провел целый ряд новых статей регулировавших торговлю москвичей с иностранцами. По его инициативе 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый Устав», который явился завершением первой таможенной реформы в Российском Государстве. Новоторговым Уставом вводился порядок, согласно которому западноевропейским купцам запрещалась розничная торговля. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был впервые установлен заграничный денежный курс для России.

     В Новоторговом Уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым Уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины. Новоторговый Устав представлял собой своеобразный конгломерат налогового, таможенного и бюджетного кодексов. Кроме того, в нем содержались главы, предусматривающие ответственность за определенные нарушения. При этом участившиеся случаи контрабанды подлежали жестокому наказанию.

     Новоторговый  Устав ввел принцип национального предпочтения в торговле, но это касалось главным образом внутренней торговли, для которой иностранцы должны были получать особые высочайшие грамоты или концессии. Товары, переходящие государственную границу, подлежали обложению особыми пошлинами. Таким образом, Новоторговый Устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает основание считать этот памятник истории права первым таможенным тарифом.

     Таможенная  служба в России в конце XVI века –  начале XVII века была «верной» или «откупной». К выполнению обязанностей по несению  таможенной службы привлекались представители  купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на «веру», в связи с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного» [10, 13].

     Таможенный  голова, уплатив предварительно годовой  сбор, мог быть уверен, что в случае недобора платежей не последует санкций  власти на погашение задолженностей перед казной за счет его имущества, а государство получало при этом строго фиксированный сбор в денежном выражении. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты казне конкретной суммы денег в определенные сроки, что подтверждалось его поручниками, которые в случае неплатежа должны были погасить задолженность откупщика [21, 35].

     В целях упорядочения таможенного  обложения в России в XVI веке были изданы таможенные уставные грамоты. По большей части эти грамоты  представляли собой контракт, на основании  которого откупщик принимал на себя взимание таможенных сборов вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму. В грамотах перечислены сборы, подлежащие взысканию, и указаны их размеры, установлен порядок их взимания, определены пени за уклонение от уплаты.

     С конца XV века до середины XVII века отмечается тенденция к учащению взимания тамги с местных жителей. Очевидно, что изменение в таможенном обложении шло по линии введения рублевой пошлины и для местных жителей, и для иногородцев. С 20-х годов XVII века в уставных грамотах уже не встречаются сведения об освобождении местных жителей от уплаты тамги.

     Многочисленные  разрозненные таможенные сборы стали  сливаться в единую таможенную пошлину. Отмирание взыскания пошлины  натурой свидетельствует о совершенствовании  деятельности самой таможни вследствие ликвидации функции реализации товаров. Таможня начинает выполнять и правоохранительные функции. Но все же, ее главной задачей по-прежнему остается сбор налогов и других обязательных платежей.

     В конце XVII века взимание таможенных пошлин и сборов осуществляли Приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба, таможенные избы в уездах [15, 15].

     Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в  годы правления Петра I (1682-1725) в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя. Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которого было положено его предшественниками. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года.

     Начало  совершенствования организации  таможенного дела относится к  концу первой четверти XVIII века, когда  в 1718 году была образована Коммерц-коллегия, которой была подчинена служба таможенных бурмистров. С 1720 года таможенные бурмистры  стали именоваться оберцольнерами. Коммерц-коллегия была в 1784 году закрыта, в 1797 году – снова восстановлена, а в 1802 году – реорганизована в Министерство коммерции [11, 20].

     В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и, наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу. Ставки импортных таможенных пошлин дифференцировались от 25% до 75% , вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке. Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен [10,14].

     Однако  повышенное обложение важнейших западноевропейских товаров и предметов роскоши вызвало сильное недовольство крупного русского купечества. Поэтому в 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. В том же году был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты. Это способствовало защите таможенных интересов на море и более успешной борьбе с контрабандой. Указом 1746 года была установлена ширина зоны территориальных вод. Она определялась дальностью пушечного выстрела. В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, то есть проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды [21, 41].

     Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство  отечественному производству заменяется переходом к более льготному  для иностранцев обмену товаров.

     Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы  Петровны и Петра III. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики в царствование Елизаветы Петровны явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще в XV-XVI веках, в экономическом отношении до середины XVIII века оставалось раздробленным. В каждой губернии взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мотовщины» и др. существовало множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

     Автором давно назревшей реформы стал граф П.И. Шувалов, предложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста от 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 годах внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в сумме 13 копеек с рубля стоимости [21, 42].

     В этот период в России начали укрепляться государственные границы. На западе Российского государства их охрану осуществляли регулярные войска, сосредоточенные в 11 морских и 4 сухопутных крепостях. Вокруг крепостей была создана цепь форпостов, для противодействия беспошлинному провозу товаров по большим дорогам организовывались заставы, специальным разъездам поручалось захватывать контрабандистов с конфискацией у них всех незаконно провозимых товаров. В 1754 году был учрежден Корпус пограничной стражи и служба таможенных объездчиков. В 1782 году была создана таможенная пограничная стража в западных губерниях [14, 42].

Информация о работе История таможенных органов России