3) ведут таможенную 
статистику внешней торговли и специальную 
таможенную статистику;
     4) взимают таможенные 
пошлины, налоги, антидемпинговые, 
специальные и компенсационные 
пошлины, таможенные сборы, контролируют 
правильность исчисления и своевременность 
уплаты указанных пошлин, налогов и 
сборов, принимают меры по их принудительному 
взысканию;
     5) обеспечивают на 
территории Российской Федерации 
соблюдение порядка перемещения 
товаров и транспортных средств 
международной перевозки через 
таможенную границу Таможенного 
союза;
     6) обеспечивают, если 
иное не установлено законодательством 
Российской Федерации, соблюдение 
установленных в соответствии 
с международными договорами 
государств - членов Таможенного 
союза и законодательством Российской 
Федерации запретов и ограничений 
в отношении товаров, ввозимых в Российскую 
Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
     7) обеспечивают в 
пределах своей компетенции защиту 
прав на объекты интеллектуальной 
собственности;
     8) выявляют, предупреждают, 
пресекают преступления и административные 
правонарушения, отнесенные законодательством 
Российской Федерации к компетенции таможенных 
органов, а также иные связанные с ними 
преступления и правонарушения, проводят 
неотложные следственные действия и осуществляют 
предварительное расследование в форме 
дознания по уголовным делам об указанных 
преступлениях, осуществляют административное 
производство по делам об административных 
правонарушениях в области таможенного 
дела (о нарушениях таможенных правил), 
оказывают содействие в борьбе с коррупцией 
и международным терроризмом, осуществляют 
противодействие незаконному обороту 
объектов интеллектуальной собственности, 
наркотических средств, психотропных 
веществ, оружия и боеприпасов, культурных 
ценностей и иных предметов, перемещаемых 
через таможенную границу Таможенного 
союза и (или) через Государственную границу 
Российской Федерации;
     9) содействуют осуществлению 
мер по защите государственной 
безопасности, общественного порядка, 
нравственности населения, жизни 
и здоровья человека, животных 
и растений, охране окружающей природной 
среды, защите интересов потребителей 
товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
     10) осуществляют в 
пределах своей компетенции контроль 
за валютными операциями, связанными 
с перемещением товаров через 
таможенную границу Таможенного 
союза, а также с ввозом товаров в Российскую 
Федерацию и их вывозом из Российской 
Федерации, в соответствии с международными 
договорами государств - членов Таможенного 
союза, валютным законодательством Российской 
Федерации и принятыми в соответствии 
с ним нормативными правовыми актами органов 
валютного регулирования;
     11) содействуют развитию 
экспортного и транзитного потенциала 
Российской Федерации, оптимизации 
структуры экспорта, защищают с 
использованием средств таможенного 
регулирования интересы отечественных 
товаропроизводителей, постоянно совершенствуют 
систему таможенного контроля, способствующую 
оптимальному использованию ресурсов 
таможенных органов;
     12) обеспечивают в 
соответствии с международным 
договором государств - членов Таможенного 
союза меры по противодействию легализации 
(отмыванию) доходов, полученных преступным 
путем, и финансированию терроризма при 
осуществлении контроля за перемещением 
через таможенную границу Таможенного 
союза валюты государств - членов Таможенного 
союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, 
дорожных чеков;
     13) разъясняют заинтересованным 
лицам их права и обязанности 
в области таможенных правоотношений, 
оказывают содействие в пределах 
своих полномочий участникам 
внешнеэкономической деятельности 
в реализации ими своих прав 
при совершении таможенных операций в 
отношении товаров и транспортных средств 
международной перевозки;
     14) обеспечивают выполнение 
международных обязательств Российской 
Федерации в части, касающейся 
таможенного дела, осуществляют 
сотрудничество с таможенными и 
иными компетентными органами иностранных 
государств, международными организациями, 
занимающимися вопросами таможенного 
дела;
     15) осуществляют информирование 
и консультирование в области 
таможенного дела, обеспечивают 
в установленном порядке государственные 
органы, организации и граждан информацией 
по вопросам таможенного дела;
     16) проводят научно-исследовательские 
и опытно-конструкторские разработки 
в области таможенного дела[1, 
ст. 12].
     Таким 
образом, в настоящее время таможенные 
органы в структурном и функциональным 
отношении образуют единую, целостную 
систему. Эта система строится с учетом 
тех же принципов, на которых основывается 
таможенное дело в России: единства таможенной 
политики, единства таможенной территории, 
единства таможенного законодательства, 
единство тарифного регулирования, сочетания 
его с мерами экономической политики. 
Общее руководство таможенным делом осуществляют 
Президент и Правительство Российской 
Федерации.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Подводя 
итоги проделанной работы, можно 
сделать следующие выводы.
     Таможенные 
органы являются неотъемлемой частью 
экономической политики государства. 
Особенно важна их роль в государствах, 
которые осуществляют переход от 
централизованной экономики к рыночной. 
Это напрямую относится к России: при 
таких масштабных переменах, происходящих 
в стране, необходимо опираться на те инструменты, 
которые изначально, являются проводниками 
рыночных реформ. Задача таможенной системы 
состоит в том, чтобы состыковать новую 
экономическую систему России с системой 
мирохозяйственных связей и за счет этого 
дать импульс развитию внешнеэкономических 
связей. Россия, будучи великой евроазиатской 
державой, имеет исключительно благоприятные 
перспективы интеграции в международную 
таможенную систему.
     Таможенная 
политика зависит от целей и задач 
общей экономической стратегии правительства. 
Исторически она стала первой формой государственного 
регулирования внешней торговли. Её сущность 
проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, 
организации таможенных союзов, заключении 
таможенных конвенций, создании свободных 
таможенных зон и т.д.
     Таможенные 
органы Российской Федерации составляют 
единую систему, в которую входят:
     - 
ГТК России;
     - 
региональные таможенные управления;
     - 
таможни;
     - 
таможенные посты.
     Совокупность 
таможенных органов, учреждений и организаций 
- это сложный и разветвленный механизм, 
обеспечивающий решение многообразных, 
разнородных, но объединенных функциональной 
общностью, единых и целостных задач.
     Таким 
образом, вне активной, целеустремленной 
и эффективной непосредственной 
деятельности таможенных органов, организаций, 
учреждений, их должностных лиц немыслимо 
успешное осуществление внешнеэкономической 
деятельности в РФ. 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 
ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые 
источники
  - Федеральный 
  закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном 
  регулировании в Российской Федерации» 
  (с изменениями и дополнениями).
 
  - Приложение 
  к Договору о Таможенном кодексе таможенного 
  союза, принятому Решением Межгосударственного 
  Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 
  от 27 ноября 2009 года N 17 (ред. от 16.04.2010) Таможенный 
  кодекс таможенного союза ТК ТС (ред. от 
  16.04.2010)
 
  - Свод законов 
  Российской империи. Т. 6. Уставы таможенные. 
  Свод Учреждений и Уставов таможенных. 
  - СПб., 1857.
 
  - Свод законов 
  Российской империи. Т. 6. – СПб.,1892. 
 
  - Свод законов 
  Российской империи. Т. 6. – СПб., 1904.
 
  - Свод законов 
  Российской империи. Т. 6. Таможенный Устав.— 
  СПб., 1910.
 
Учебники, 
монографии, брошюры
  - Аграшенков 
  А.В., Блинов Н.М., Бобков В.Б., Мячин А.Н., 
  Шамахов В.А., Шумилов М.М. Таможенное дело 
  в России X - начало XX вв. Исторический очерк. 
  Документы. Материалы. – СПб: ПиК, 1995.
 
  - Бодрилина 
  В.П. Исторические вехи организации Центрального 
  таможенного управления в России // Таможенные 
  ведомости. – 1995. – № 11.
 
  - Бутов Я.В. 
  Таможенная политика России и ее осуществление 
  во второй половине XIX века.– М.: РИО РТА, 
  1995.
 
  - Габричидзе 
  Б. Н. Российское таможенное право. Учебник 
  для вузов. – М.: НОРМА, 2001.
 
  - Габричидзе 
  Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской 
  Фередации. — М.: Юрид. лит., 1993. 
 
  - Кисловский 
  Ю.Г. История таможни государства Российского, 
  907-1995. - М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. 
 
  - Марголин 
  С. Пограничная служба в России в XVIII 
  веке // Пограничник. 1944. № 9.
 
  - Марков Л.И. 
  Очерки по истории таможенной службы. 
  — Иркутск: Изд- во Иркут. ун-та, 1987.
 
  - Мерзон А.Ц. 
  Таможенные книги XVII века. - М., 1957. 
 
  - Михайлов 
  Б. В. Таможенная система в первые годы 
  Советской власти // Ученые записки МГИМО. 
  - М., 1958. 
 
  - Молчанова 
  О.Е. Коган М.В. Таможенное дело – Ростов-на-Дону: 
  «Феникс», 2007.
 
  - Парфёнов 
  А.В., Белоусова Н.М. Таможенное дело - Учебное 
  пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
 
  - Развитие 
  таможенного дела в России / Научн. редактор 
  П.В. Дзюбенко. — М.: РИО РТЛ, 1995
 
  - Свинухов 
  В.Г. Таможенное дело – Изд-во: Экономистъ 
  2005.
 
  - Суходоев 
  Д.В., Котихина А.С. История таможенного 
  дела.– Нижний Новгород: Нижегородский 
  госуниверситет, 2010. 
 
  - Храбсков 
  В. Г. Таможня и закон. - М., 1979. 
 
 
Электронные 
ресурсы
  - Информационно-аналитический 
  портал «Таможня.ру» - [электронный ресурс] 
  http://www.tamognia.ru/
 
  - «TKS.RU – российский 
  таможенный портал» - [электронный ресурс] 
  http://www.tks.ru/
 
  -  Таможенный 
  Кодекс Российской Федерации - [электронный 
  ресурс] http://www.tkod.ru/