3) ведут таможенную
статистику внешней торговли и специальную
таможенную статистику;
4) взимают таможенные
пошлины, налоги, антидемпинговые,
специальные и компенсационные
пошлины, таможенные сборы, контролируют
правильность исчисления и своевременность
уплаты указанных пошлин, налогов и
сборов, принимают меры по их принудительному
взысканию;
5) обеспечивают на
территории Российской Федерации
соблюдение порядка перемещения
товаров и транспортных средств
международной перевозки через
таможенную границу Таможенного
союза;
6) обеспечивают, если
иное не установлено законодательством
Российской Федерации, соблюдение
установленных в соответствии
с международными договорами
государств - членов Таможенного
союза и законодательством Российской
Федерации запретов и ограничений
в отношении товаров, ввозимых в Российскую
Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
7) обеспечивают в
пределах своей компетенции защиту
прав на объекты интеллектуальной
собственности;
8) выявляют, предупреждают,
пресекают преступления и административные
правонарушения, отнесенные законодательством
Российской Федерации к компетенции таможенных
органов, а также иные связанные с ними
преступления и правонарушения, проводят
неотложные следственные действия и осуществляют
предварительное расследование в форме
дознания по уголовным делам об указанных
преступлениях, осуществляют административное
производство по делам об административных
правонарушениях в области таможенного
дела (о нарушениях таможенных правил),
оказывают содействие в борьбе с коррупцией
и международным терроризмом, осуществляют
противодействие незаконному обороту
объектов интеллектуальной собственности,
наркотических средств, психотропных
веществ, оружия и боеприпасов, культурных
ценностей и иных предметов, перемещаемых
через таможенную границу Таможенного
союза и (или) через Государственную границу
Российской Федерации;
9) содействуют осуществлению
мер по защите государственной
безопасности, общественного порядка,
нравственности населения, жизни
и здоровья человека, животных
и растений, охране окружающей природной
среды, защите интересов потребителей
товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
10) осуществляют в
пределах своей компетенции контроль
за валютными операциями, связанными
с перемещением товаров через
таможенную границу Таможенного
союза, а также с ввозом товаров в Российскую
Федерацию и их вывозом из Российской
Федерации, в соответствии с международными
договорами государств - членов Таможенного
союза, валютным законодательством Российской
Федерации и принятыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами органов
валютного регулирования;
11) содействуют развитию
экспортного и транзитного потенциала
Российской Федерации, оптимизации
структуры экспорта, защищают с
использованием средств таможенного
регулирования интересы отечественных
товаропроизводителей, постоянно совершенствуют
систему таможенного контроля, способствующую
оптимальному использованию ресурсов
таможенных органов;
12) обеспечивают в
соответствии с международным
договором государств - членов Таможенного
союза меры по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма при
осуществлении контроля за перемещением
через таможенную границу Таможенного
союза валюты государств - членов Таможенного
союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей,
дорожных чеков;
13) разъясняют заинтересованным
лицам их права и обязанности
в области таможенных правоотношений,
оказывают содействие в пределах
своих полномочий участникам
внешнеэкономической деятельности
в реализации ими своих прав
при совершении таможенных операций в
отношении товаров и транспортных средств
международной перевозки;
14) обеспечивают выполнение
международных обязательств Российской
Федерации в части, касающейся
таможенного дела, осуществляют
сотрудничество с таможенными и
иными компетентными органами иностранных
государств, международными организациями,
занимающимися вопросами таможенного
дела;
15) осуществляют информирование
и консультирование в области
таможенного дела, обеспечивают
в установленном порядке государственные
органы, организации и граждан информацией
по вопросам таможенного дела;
16) проводят научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки
в области таможенного дела[1,
ст. 12].
Таким
образом, в настоящее время таможенные
органы в структурном и функциональным
отношении образуют единую, целостную
систему. Эта система строится с учетом
тех же принципов, на которых основывается
таможенное дело в России: единства таможенной
политики, единства таможенной территории,
единства таможенного законодательства,
единство тарифного регулирования, сочетания
его с мерами экономической политики.
Общее руководство таможенным делом осуществляют
Президент и Правительство Российской
Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя
итоги проделанной работы, можно
сделать следующие выводы.
Таможенные
органы являются неотъемлемой частью
экономической политики государства.
Особенно важна их роль в государствах,
которые осуществляют переход от
централизованной экономики к рыночной.
Это напрямую относится к России: при
таких масштабных переменах, происходящих
в стране, необходимо опираться на те инструменты,
которые изначально, являются проводниками
рыночных реформ. Задача таможенной системы
состоит в том, чтобы состыковать новую
экономическую систему России с системой
мирохозяйственных связей и за счет этого
дать импульс развитию внешнеэкономических
связей. Россия, будучи великой евроазиатской
державой, имеет исключительно благоприятные
перспективы интеграции в международную
таможенную систему.
Таможенная
политика зависит от целей и задач
общей экономической стратегии правительства.
Исторически она стала первой формой государственного
регулирования внешней торговли. Её сущность
проявляется в таможенно-тарифном законодательстве,
организации таможенных союзов, заключении
таможенных конвенций, создании свободных
таможенных зон и т.д.
Таможенные
органы Российской Федерации составляют
единую систему, в которую входят:
-
ГТК России;
-
региональные таможенные управления;
-
таможни;
-
таможенные посты.
Совокупность
таможенных органов, учреждений и организаций
- это сложный и разветвленный механизм,
обеспечивающий решение многообразных,
разнородных, но объединенных функциональной
общностью, единых и целостных задач.
Таким
образом, вне активной, целеустремленной
и эффективной непосредственной
деятельности таможенных органов, организаций,
учреждений, их должностных лиц немыслимо
успешное осуществление внешнеэкономической
деятельности в РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые
источники
- Федеральный
закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями).
- Приложение
к Договору о Таможенном кодексе таможенного
союза, принятому Решением Межгосударственного
Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств
от 27 ноября 2009 года N 17 (ред. от 16.04.2010) Таможенный
кодекс таможенного союза ТК ТС (ред. от
16.04.2010)
- Свод законов
Российской империи. Т. 6. Уставы таможенные.
Свод Учреждений и Уставов таможенных.
- СПб., 1857.
- Свод законов
Российской империи. Т. 6. – СПб.,1892.
- Свод законов
Российской империи. Т. 6. – СПб., 1904.
- Свод законов
Российской империи. Т. 6. Таможенный Устав.—
СПб., 1910.
Учебники,
монографии, брошюры
- Аграшенков
А.В., Блинов Н.М., Бобков В.Б., Мячин А.Н.,
Шамахов В.А., Шумилов М.М. Таможенное дело
в России X - начало XX вв. Исторический очерк.
Документы. Материалы. – СПб: ПиК, 1995.
- Бодрилина
В.П. Исторические вехи организации Центрального
таможенного управления в России // Таможенные
ведомости. – 1995. – № 11.
- Бутов Я.В.
Таможенная политика России и ее осуществление
во второй половине XIX века.– М.: РИО РТА,
1995.
- Габричидзе
Б. Н. Российское таможенное право. Учебник
для вузов. – М.: НОРМА, 2001.
- Габричидзе
Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской
Фередации. — М.: Юрид. лит., 1993.
- Кисловский
Ю.Г. История таможни государства Российского,
907-1995. - М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.
- Марголин
С. Пограничная служба в России в XVIII
веке // Пограничник. 1944. № 9.
- Марков Л.И.
Очерки по истории таможенной службы.
— Иркутск: Изд- во Иркут. ун-та, 1987.
- Мерзон А.Ц.
Таможенные книги XVII века. - М., 1957.
- Михайлов
Б. В. Таможенная система в первые годы
Советской власти // Ученые записки МГИМО.
- М., 1958.
- Молчанова
О.Е. Коган М.В. Таможенное дело – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2007.
- Парфёнов
А.В., Белоусова Н.М. Таможенное дело - Учебное
пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
- Развитие
таможенного дела в России / Научн. редактор
П.В. Дзюбенко. — М.: РИО РТЛ, 1995
- Свинухов
В.Г. Таможенное дело – Изд-во: Экономистъ
2005.
- Суходоев
Д.В., Котихина А.С. История таможенного
дела.– Нижний Новгород: Нижегородский
госуниверситет, 2010.
- Храбсков
В. Г. Таможня и закон. - М., 1979.
Электронные
ресурсы
- Информационно-аналитический
портал «Таможня.ру» - [электронный ресурс]
http://www.tamognia.ru/
- «TKS.RU – российский
таможенный портал» - [электронный ресурс]
http://www.tks.ru/
- Таможенный
Кодекс Российской Федерации - [электронный
ресурс] http://www.tkod.ru/