История таможенных органов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией. Таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ.

Файлы: 1 файл

контрольная_ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Вторая  половина XVIII века знаменовало собой  завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.

     Первый  Российский таможенный Устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятие этого Устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплаты пошлин. В Уставе рассматривается порядок внешней торговли и обязанности таможни. Согласно Уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин. Уставом на ярмарках для разбора купеческих споров вводился суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений. Одним из новшеств стало введение паспортной системы для торговых людей. Иностранные купцы, записавшиеся в Российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России.

     29 апреля 1757 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа, который по сути своей был протекционистским, что отвечало настроением Елизаветы Петровны и ее приближенных, в их стремлении оказания систематического покровительства всему национальному.

     В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В 1763 году при дворе была учреждена  комиссия по коммерции, приступившего  к составлению нового таможенного  тарифа. В мае 1766 года результаты ее работы были доложены Екатерине II и получили высочайшее одобрение. Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 года. С 1 марта 1767 он вступил в силу. Этот таможенный тариф можно назвать умеренным и склонным к физиократии. В связи со слабой эффективностью таможенной системы (контрабанда), не смотря на издание тарифа 1766 года и другие реорганизационные мероприятия, стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией на всем ее протяжении таможенных органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализации внешней торговли. По их мнению, острота проблемы контрабандного ввоза снималась единственно путем понижения ставок таможенных пошлин, установленного тарифом 1766 года.

     27 сентября 1782 года проект тарифа  был утвержден Екатериной II и  передан в Сенат для опубликования.  С принятием нового тарифа  до 2% в среднем понижался размер  пошлинного обложения ввозимого  сырья, умеренной пошлиной облагались  импортные полуфабрикаты, а на дорогую мебель и ткани, которые производились в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20% и т.д.

     Для борьбы с контрабандой Екатерина II в 1782 году подписала Указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража. Поиск контрабанды стимулировался, часть конфискованных передавалась в пользу задержавших. Стремясь остановить контрабанду, Екатерина II пошла на крайность, на российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы [13, 36], а 26 июня 1789 Екатерина II подписала Указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы российския» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни на западной границе [21, 44].

     В последние годы своего царствования Екатерина II совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет. 8 февраля 1793 года был подписан Указ «О прекращении сообщений с Францией по случаю произошедшего в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI». 8 апреля 1793 года был подписан манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию [21, 47]. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе, подписанном 14 сентября 1795 года, при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса.

     Новый тариф должен был вступить в силу 1 января 1797 года. Этого не произошло, так как Павел I, вступивший на престол  в ноябре 1796 года отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако в 1800 году запрет на ввоз целого вида товаров все же был наложен.

     Таможенная  политика Александра I также не отличалось последовательностью. Так, вслед за введением протекционистского тарифа 1797 года и снятием запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров, последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов. В преддверии войны с Францией в 1810 году специальной таможенной комиссией под руководством М.М.Сперанского был разработан предельно запретительный таможенный тариф. В начале того же года Александром I был утвержден доклад военного министра «Об устройстве военной стражи» на границах Западных губерний.

1.2. Характеристика таможенных органов в XIX – начале ХХ веков

     На  протяжении XIX века торгово-промышленная политика ведущих промышленных стран  мира колебалась то в сторону усиления, то в сторону ослабления протекционизма. Россия в этом отношении не представляла исключения, причем на ее таможенной политике в первой четверти XIX века особенно сильно сказывалось влияние международных конфликтов, не раз переходивших в открытые военные столкновения.

     С 1802 года управление таможенным делом  осуществляло Министерство коммерции, а с 1811 года – Департамент внешней торговли Министерства финансов. В 1811 году Александр I учредил Таможенное управление по европейской торговле, в состав которого входило 11 таможенных округов. Каждый таможенный округ возглавлялся начальником, которому подчинялись таможни и таможенные заставы, входившие в округ. В 1864 году Департамент внешней торговли Министерства финансов был преобразован в Департамент таможенных сборов.

     После победы над Наполеоном влияние России в Европейских делах резко  возросло. Россия начинает восстанавливать внешнеторговые связи с европейскими государствами. В 1819 году были приняты Таможенный Устав по европейской торговле и новый таможенный тариф – самый либеральный из всех предыдущих, а также всех последующих таможенных тарифов. Однако молодая российская промышленность не была готова к свободной конкуренции с европейскими товарами, поэтому уже в 1822 году Россия принимает протекционистский тариф с целью исправить допущенные ошибки в своей внешнеторговой политике.

     В целях преодоления кризиса национального производства, в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров. Тариф 1822 года не однократно пересматривался. В 1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841 годах в него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами – от фискально-запретительной до фискально-протекционистской таможенной политики. Такое положение дел продолжалось до тех пор, пока министром финансов был Е.Ф. Канкрин (1823-1844). Россия придерживалась политики, направленной на достижение бездефицитного госбюджета.

     Охранительная таможенная политика способствовала развитию торговли, покровительствовала развитию промышленного производства. Почти  на 30лет (1822-1850 годы) торгово-промышленный курс, порывал с фритредерскими тенденциями в интересах отечественного хозяйства.

     Одновременно  происходили серьезные изменения  в организации таможенной службы. 14 декабря 1819 года был принят новый  таможенный Устав по Европейской торговле, состоящий из 726 параграфов (статей). Согласно ему все Российские таможни по Европейской границе (морские и сухопутные) были разделены на 4 класса. В отличие от прежних таможенных уставов, новый имел специальный раздел «о последствиях утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных товаров». 2 сентября 1827 года состоялось утверждение рисунка первого таможенного флага. Его прообразом стал военно-морской (Андреевский) флаг. Изменен был только цвет поля, вместо голубого оно стало светло-зеленым [11, 22].

     После ухода Е.Ф. Канкрина с поста Министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижения ввозных пошлин. К пересмотру таможенной политики вынуждал особенно начавшийся американский экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхозпродуктов. Также экономический либерализм и фритредерство снова входили в моду[21, 49]. 13 октября 1850 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Он пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговли, которая господствовала с 1822 года, и положила начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политики, продолжавшемуся до 1877 года.

     Систему таможенных органов середины XIX века можно представить по Таможенному уставу 1857 г. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо- западе — по границе России с Финляндией[3, 1].

     В зависимости от того, какой объем  операции производили таможни, они  делились на крупные — таможни  первого класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние — таможни второго класса (Евпаторийская и др.) и малые — таможни третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы. Например, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. В некоторых таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами. Кроме таможен и застав создавались переходные таможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт-Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский. Одесский и др [11, 24]. Также учреждалась пограничная стража для предотвращения тайного провоза товаров.

     Период 1857-1868 годов был отмечен реформами  таможенного дела. Реформатор Александр II превратил в 1865 году таможню в  самостоятельное звено, выделив ее из Департамента внешней торговли Министерства финансов России. Департаменту таможенных сборов были переданы функции управления таможенными учреждениями. В августе 1856 года было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение особого комитета для создания нового тарифа. В комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадала от введения тарифа 1850 года.

     В новом тарифе предлагалось сохранить  баланс различных интересов: внешней  торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Влияние протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф, утвержденный Александром II 25 апреля 1857 года, представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли.

     В 1857 году был утвержден и новый  таможенный Устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. Устав 1857 года предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые имели уже выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт. Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений. А также Устав запретил таможенным чиновникам требовать и принимать подарки в любой форме.

     Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года. Отвечая в целом принципом  свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей. Понижение ввозимых пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. Таможенный тариф отменил пошлину по 16 статьям, по 152 статьям уменьшил, по 35 – увеличил ставки. В целом его действие оказало благотворное влияние на развитие промышленности и увеличение доходов казны. С 1868 по 1878 годы доходы удвоились с 41 до 80 млн. руб. [11, 26]

     С первыми признаками кризиса 1873 года, ухудшением платежного баланса и финансового состояния страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины. В условиях же утверждавшегося полнокровного товарно-денежного хозяйства, когда страна не могла развиваться без собственной угольно-металлургической базы, либеральные начала в таможенной политике должны были уступить место протекционистским.

     Пассивный внешнеторговый баланс России 1875 года, характеризовался превышением импорта над экспортом на 150 млн. руб. Для выравнивания баланса требовалось усилить протекционистские меры. Политика протекционизма должна была придать экономике России новый импульс, способствуя при этом крупному росту национального отечественного промышленного производства. С 1 января 1877 года был введен новый порядок уплаты таможенных пошлин – золотом, что привело к повышению пошлин на 50%.

     Таможенный  тариф 1891 года носил еще более  протекционистский характер. В соответствии с ним не облагались пошлинами  только товары, которые вообще не ввозились  в страну (например, домашний скот, лен, дрова, камень и др.), на все остальные товары ставки пошлин увеличивались в 10 и более раз. Эти меры оказались эффективными, что привело к увеличению доходов от таможенного обложения.

     С воцарением на престоле в 1881 году Александра III в России складывается тяжелое социально-экономическое положение. Страна, измотанная войной, переживает ряд неурожайных годов. С 1881 года начинается кризис промышленности, захвативший и банковские отношения. Кредитная система находилась в состоянии застоя, денежную сферу поразила инфляция и эмиссия, ухудшился валютный курс рубля.

Информация о работе История таможенных органов России