Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:31, контрольная работа
Таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией. Таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ.
В целом Таможенный Устав предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:
- Наркомат внешней торговли (НКВТ), Главное таможенное управление (ГТУ);
- уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республиках;
-
районные таможенные
- таможни и таможенные посты.
Таможни
первого разряда создавались
при железнодорожных станциях и
в портах с большим грузооборотом.
Таможни второго разряда –
на шоссейных дорогах и в
Руководство
таможенными учреждениями осуществляли
управляющие. При них действовали
рабочие органы – технические
совещания, в состав которых входили
помощники управляющих и
В декабре 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР. Кодекс определял цели деятельности таможенных учреждений. Так, фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли определялся как основная, современная и перспективная цель. Кодекс устанавливал, что управление таможенным делом на всей территории СССР осуществляется Наркоматом внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенное управление. При этом значительно расширялись права ГТУ. Детально раскрывались полномочия Таможенно-тарифного комитета при НКВТ при СНК союзных республик, компетенция местных таможенных учреждений. В то же время в кодексе уже проявлялась тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. Так, не предусматривалось создание районных таможенных инспекторских управлений.
На рубеже 20-30х годов углубилась тенденция к развороту от экономической к командно-административной модели управления всеми сферами общественной жизни. 21 января 1930 года был принят Свод таможенных тарифов СССР, просуществовавший до 1 октября 1961 года, когда вступил в силу новый Таможенный тариф СССР 1961 года. В Тарифе 1930 года было проведено резкое сокращение товарной номенклатуры. Кроме того, осуществлялся переход на метод ценовых пошли, при котором пошлина стала взиматься в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара.
Наметившаяся тенденция снижения роли таможенного дела во внешнем обороте окончательно закрепилась в 30-е годы. В 1932-1934 годах был детально регламентирован ускоренный пропуск через границу грузов обобществленного сектора и порядок централизованного осуществления расчетов по таможенным пошлинам за эти грузы. Ликвидировались таможенные склады для временного хранения экспортных и импортных грузов. Сокращается и число таможенных служащих. В 30-е годы окончательно закрепляется тенденция снижения роли таможенных органов во внешнеторговых связях.
Сложившаяся к концу 30-х годов структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 80-х годов.
Вторая мировая война не могла не наложить отпечаток на деятельность таможенных органов. Таможни, захваченные фашистами, были разрушены, многие их сотрудники погибли на фронте. Однако и в таких условиях таможенники продолжали свою деятельность, сконцентрировавшись на пресечении незаконного провоза товаров.
В годы Великой Отечественной войны действовали таможни по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, прикаспийские и северные (Мурманская и Архангельская) таможни. Работа большинства таможен была прекращена. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались (с 1943 года) беспошлинно [18, 9].
В период 30-60-х годов XX века СССР практически был изолирован от внешнего мира, что, естественно, сказывалось на торговых и таможенных отношениях. Послевоенные десятилетия не были отмечены серьезными изменениями в организации таможенного дела. Источники этого времени крайне скудны и подчеркивают проведение государством линии жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю.
В новом Таможенном тарифе СССР 1961 года учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами – членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). С 1 января 1965 года Совет Министров СССР отменил таможенные пошлины на товары, экспортируемые из дружественных стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 года. Впервые в Кодексе вводилось понятие таможенного режима. Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита. Таможенный кодекс СССР юридически закреплял сложившуюся практику и подтверждал, что управление таможенным делом относится к ведению Министерства внешней торговли и осуществляется через входящее в его состав ГТУ. К основным функциям таможенных учреждений относились: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой [22, 30].
Устанавливалась 2-звенная система управления таможенным делом:
- ГТУ;
- таможни и таможенные посты.
Нижестоящим звеном были признаны таможни, основная функция которых сводилась к контролю за соблюдением государственной монополии [10, 20].
До 80-х годов таможенная служба входила в состав различных ведомств и только в середине 80-х годов таможенное ведомство приобрело самостоятельность – было создано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.
В связи с принятием Конституции СССР 1977 года были изменены некоторые таможенные правила. В частности, были приняты новые Правила таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР. Эти правила упростили процедуру таможенного контроля.
Середина 80-х годов ознаменовалась началом реформы системы таможенных органов. В начале 1986 года ГТУ было преобразовано в самостоятельный орган государственного управления – Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР. С этого времени началась реорганизация управления таможенным делом. Впервые за всю свою историю таможенная служба была выведена из подчинения финансового и внешнеторгового ведомств.
Правовой статус и порядок деятельности ГУГТК определялся Положением о ГУГТК при СМ СССР и Инструкцией о порядке подготовки нормативных актов ГУ ГТК при СМ СССР. Общее руководство в области таможенного дела осуществлял Совет Министров СССР. А также Совет Министров СССР определял основные направления развития таможенной политики. Непосредственное оперативное руководство таможенным делом также было возложено на Государственную внешнеэкономическую комиссию Совета Министров СССР.
Существенные изменения таможенной политики Советского Союза приходятся на конец 80-х и начало 90-х годов. Это было связано с начавшейся в 1986 году новой экономической реформой. Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и либерализация внешнеэкономической деятельности потребовали внесения изменений в таможенное законодательство СССР. Нормативные правовые акты по таможенному делу стали составляться с учетом международно-правовых стандартов и требований в таможенной сфере.
В период с 1986 по 1991 годы происходило организационно-правовое развитие таможенной системы. Был закреплен отход от принципа государственной монополии внешней торговли. Вместе с тем, новый механизм регулирования внешнеэкономических связей еще не начал действовать, а потому функции таможенных органов практически не изменились.
Серьезные изменения во всех отраслях таможенного дела начали происходить после принятия в 1991 году нового Таможенного Кодекса СССР и Закона о таможенном тарифе. Предусматривалось образование двух координационных центров – Таможенно-тарифного совета и координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Таможенный кодекс юридически закреплял сложившуюся к этому времени структуру таможенных органов: от таможен – через региональные таможенные управления – до Таможенного комитета.
В то же время Кодекс и Закон не были полностью свободны от элементов командно-административного стиля в управлении таможенным делом. Однако срок действия Таможенного кодекса СССР 1991 года и Закона о таможенном тарифе оказался непродолжительным. Он был прерван распадом СССР.
Прекращение существования Союза ССР и правопреемство Российской Федерации привели к логичному обновлению таможенного законодательства и перестройке работы таможенных органов. Таможенные органы получили самостоятельность в связи с подписанием 25 октября 1991 года Президентом РСФСР Указа «О создании Государственного таможенного комитета РСФСР».
2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Начиная с 1991 года, реализовывалась программа формирования российской таможенной службы, создания, укрепления и развития сети таможенных органов на таможенной границе и таможенной территории России. Рассчитанная на несколько лет, программа предполагала создание на территории России в 1992–1993 гг. 227 таможен, из них 201 внутри страны и только 26 на границе. Планировалось привлечь на работу в таможенную систему дополнительно к имеющейся численности (8 тыс.) таможенников еще 15 тысяч. Только за 1992 год численность сотрудников таможенных органов России возросла до 18,5 тыс. человек, а число таможенных учреждений увеличилось с 200 до 400.
И данная программа дала свои результаты. За короткий срок создана широкая, разветвленная сеть таможенных органов, охватывающая всю территорию страны, в том числе новые границы с государственными — бывшими союзными республиками СССР. В целом она отвечает потребностям осуществления таможенного дела в интересах экономики страны [19, 48].
Действующий состав таможенных органов имеет свою организационную структуру. Формализация ее в структуре ГТК России, типовых структурах регионального таможенного управления, таможни и таможенного поста является важнейшим фактором организационного обеспечения этих органов. Создана вертикаль организационно распорядительных отношений, обеспечивающая взаимосвязи и взаимодействие подразделений с аналогичными функциями на разных уровнях единой организационной и управленческой структуры. Такая структура создает упорядоченность и организованность системы таможенных органов при выполнении возложенных на них функций.
В настоящее время таможенные органы образуют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела – Федеральная таможенная служба, которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов [20. 34].
Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):
1) проводят таможенный
контроль, совершенствуют методы
совершения таможенных
2) содействуют развитию
внешней торговли Российской
Федерации,