Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:31, контрольная работа
Таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией. Таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ.
Александр III был убежденным защитником национальной промышленности и во время своего правления решительно вводил систему таможенного покровительства. Поворот в таможенной политике России стал необратимым. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз в сторону увеличения. Законом от 3 июля 1885 года устанавливается дополнительный таможенный сбор в размере 20% с каждого рубля золотом по 168 статьям экспорта. За счет усиления протекционистских тенденций торговый баланс страны не только выровнялся, но и стал активным.
При Министре финансов И.А. Вышнеградском (1887-1892) была осуществлена разработка нового таможенного тарифа. К участию в разработке нового тарифа привлекались ученые, специалисты во главе с Д.И. Менделеевым [7, 8]. Тариф был принят 11 июня 1891 года. Он отличался от прежних тарифов тем, что в нем был отражен принцип полного покровительства русской промышленности на всех стадиях производства, начиная от добычи сырья и заканчивая изготовлением готовых изделий.
Введение тарифа 1891 года с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. Поэтому в 1892 году был принят новый таможенный Устав, обновивший соответствующий законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением. На западной сухопутной границе России в дополнении в дополнение к пограничной и таможенной страже создавалось специальная и «корчемная стража» из вооруженных стражников и объездчиков с целью пресечения контрабанды заграничных напитков посредством устройств засад, досмотра обозов, транспортов [4, 1].
К началу 90-х годов в стране сформировалось разветвление систем таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступления: внешние пошлины (ввозные и отпускные) складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм, за бандероли, штрафные деньги, и т.д. Тариф 1891 года рассматривался правительством России в качестве минимального. В дополнение к нему путем прибавок создавался максимальный тариф. В 1893 году он был воплощен в жизнь в законе о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших России предоставлении льготных условий для ввоза или транзита российских товаров, облагались пошлинам на 15-20% превышающими обычные ставки.
Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказывалась предоставить на товар из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор. Началась торговая война между Россией и Германией. После нескольких месяцев бессмысленной и изнурительной войны Россия и Германия пришли в 1894 году к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет.
Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговых отношений. Во избежание похожих конфликтов европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов. Россия помимо Германии заключила подобное конвенционное соглашение с Францией, Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией.
Таможенные Уставы 1904-1910 годов отразили происшедшие после 1892 года перемены в таможенном деле. В частности, они больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. В тоже время Устав 1904 года впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам» [5, 1].
Таможенный Устав 1910 года уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, предоставив органам таможенного надзора самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и от морских берегов, с участием полиции, и за пределами 100-верстной полосы — с помощью мировых судей, судебных исполнителей и полиции. Этим Уставом детализировались процессуальные вопросы разбирательства, обжалования и исполнения дел о контрабанде [6, 6].
Характеризуя в целом таможенную политику России конца XIX – начала XX веков, следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинулась вперед по пути рационального построения таможенного протекционизма.
В России сложилась единая система таможенных органов. Низшим звеном были переходные пункты, единственным служащим которых был таможенный надзиратель. Крупнее были таможенные заставы в составе управляющего и помощников. Более крупными учреждениями были таможни, имевшие присутствие в составе управляющего, его помощников и членов таможни, служащих — надзирателей, смотрителей, казначеев, секретарей, экспертов и др., а также нижних чинов — казаков. Таможни входили в таможенные округа, а некоторые, наиболее крупные таможни подчинялись непосредственно Департаменту таможенных сборов Российского Министерства финансов, например, Архангельская таможня, Московская таможня.
Помимо пограничных таможенных учреждений, расположенных на сухопутных, морских, железнодорожных путях, открытых для движения товаров через таможенную границу, существовали внутренние таможни — для досмотра товаров, следующих внутрь страны и осмотренных на границе только внешне (таковыми являлись Московская, Санкт-Петербургская, Челябинская, Красноярская, Иркутская. Сретенская и другие таможни). Основная цель дореволюционных таможенных учреждений — фискальная (дать доход казне) достигалась, потому что в конце XIX в. таможенные доходы составляли 14,5% всех доходов России [14, 50].
События первой мировой войны (1914-1918) самым пагубным образом сказались на таможенном деле России. К осени 1917 года таможенная система России оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрылись на длительный срок, а то и вовсе прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов, входивший в состав Министерства финансов, бездействовал. Функционирование таможенных органов было возобновлено новой революционной властью только в начале 1918 года.
1.3. Таможенные органы СССР
События первой мировой войны и 1917 года практически разрушили таможенную систему России. В сентябре 1917 года был сформирован ЦК профсоюзов таможенных работников, и около года он руководил таможенным делом в стране. С зимы того же года Департамент таможенных сборов возобновил свою деятельность.
С
1 января 1918 года вводилось в действие
Постановление Совета народных комиссаров
(СНК) РСФСР «О порядке выдачи разрешения
на ввоз и вывоз товаров». В соответствии
с этим Постановлением устанавливались
подчиненность и функции
Согласно
предписаниям Декрета СНК РСФСР
от 29 мая 1918 года «О разграничении прав
Центральной и местных
Таможни в своей работе объявлялись независимыми от местных властей, которые получали право ограниченного надзора за ними, без вмешательства в административную и распорядительную деятельность. При этом местные Советы наделялись правом назначения при таможнях комиссаров, осуществляющих общий надзор за их работой.
Фактически Декрет от 29 мая 1918 года стал правовой основой формирования советских таможенных учреждений. Данным Декретом внешняя торговля была национализирована, однако это еще не означало усиления протекционизма, которое начало развиваться через несколько лет.
Декретом от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в непосредственное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 году был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). Закреплялось новое содержание деятельности советской таможни. Ввиду реализации идеи о государственной монополии внешней торговли таможенный контроль ставился ее вспомогательным инструментом. Товары не продавались а распределялись. Внешнеторговый оборот оставался нерегулярным и незначительным [18, 8].
Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 году в связи с переходом к новой экономической политике (НЭПу). 14 февраля 1922 года СНК РСФСР утвердил Таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 года – Таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 года – Таможенный тариф по отпускной торговле. По причине товарного дефицита и голода в стране тарифы были довольно либеральными, будучи призванными в кратчайшие сроки наполнить внутренний рынок импортной продукцией. Сколько-нибудь устойчивых цен не существовало ни внутри страны, ни за границей. Сведения о себестоимости товара были недостоверными, а качество товара – низким. Согласно этим решениям в данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания «первой необходимости»: хлеб в зерне, горох, фасоль, бобы и чечевица, картофель, мука, крупа, отруби, крахмал, макароны и некоторые другие продукты.
В
годы гражданской войны правовой статус
таможенных органов был значительно ослаблен.
К концу 20-х годов государство все более
активно вмешивается в деятельность промышленности,
постепенно национализируя почти все
предприятия. Уничтожается частная собственность
на землю, окончательно монополизируется
внешняя торговля. Государство контролирует
фактически все сферы деятельности, вводится
административный порядок управления,
создается административно-
На
фоне монополизации внешней торговли
происходит и смена законодательства.
Таможенное законодательство подвергается
сильному изменению в сторону
усиления контроля за перевозкой товаров
и выполнением решений о
Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР. Таможенно-тарифный комитет (ТТК) занимался разработкой вопросов о введении новых и изменением действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов по применению таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Правовой статус Комитета был закреплен в Таможенном Уставе СССР 1924 года и Таможенном кодексе СССР 1928 года.
Приказом НКВТ от 2 марта 1924 года было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ) при НКВТ. Вопросами таможенно-тарифной политики занимался специально созданный в системе ГТУ тарифный отдел. Этот орган разрабатывал и готовил для ТТК материалы о необходимости введения новых и изменения действующих ставок таможенных пошлин; составлял заключения по проектам законов, международных договоров, конвенций и соглашений, касающихся вопросов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. На Главное таможенное управление при НКВТ СССР были возложены функции по организации борьбы с контрабандой на территории Советского государства.
Управление таможенным делом на всей территории СССР было возложено на НКВТ, который осуществлял свои задачи в центре и на местах через входящие в состав НКВТ Главное таможенное управление и иные учреждения и через состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет. НКВТ открывал и упразднял таможенные учреждения, определял их месторасположение, присваивал таможням разряды.
В марте 1922 года Совнарком утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. В соответствии с ним Наркомат внешней торговли по согласованию с Наркоматом финансов определялся состав таможенных округов, а все таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 году было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Помимо таможенных округов создавались два таможенных участка – Петрозаводский и Крымский [10, 19].
Таможенный Устав СССР 1924 года включал в себя 283 статьи в составе шести разделов. Его основой стал Декрет Совнаркома от 12 ноября 1920 года «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров». С введением в действие Таможенного Устава законодательно закрепилась сложившаяся к этому времени структура таможенных органов. Ст.1 Устава определяла: «Управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит Наркомату внешней торговли, который осуществляет свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление и иные учреждения и состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет». В союзных республиках непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений возлагалось Уставом на уполномоченных НКВТ при Совнаркомах. Руководство таможенными учреждениями на местах поручалось районным таможенным инспекторским управлениям во главе с районными таможенными инспекторами. На инспекторов возлагалось общее руководство деятельностью таможенных учреждений района и контроль за исполнением ими требований нормативных документов.