Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Финансово-кредитная система - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает банковскую систему, а также, кроме банков, включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.

Файлы: 1 файл

курсач 1 р.docx

— 289.69 Кб (Скачать)

Для государственной регистрации  банка в форме акционерного общества дополнительно представляются нотариально  удостоверенный учредительный договор  банка и список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка.

В Республике Беларусь могут  создаваться совместные банки, с  участием иностранного капитала. Для  банков, создаваемых с участием иностранных  инвестиций, предоставляются и некоторые другие документы:

    • решение об его участии в создании банка;
    • документ, подтверждающий личность физического лица;
    • документ, подтверждающий статус юридического лица;
    • баланс за предыдущий год с аудиторским заключением;
    • согласие уполномоченного органа иностранного государства.

Решение о государственной  регистрации принимает Национальный банк в 2-хмесячный срок с момента  подачи заявления и уведомляет подавших заявление в 3-хдневный срок. При внесении изменений и дополнений в учредительные документы банка процедура та же, что и при регистрации банка. До принятия решения о государственной регистрации банка специальная квалификационная комиссия Национального банка проводит оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка.

Национальный  банк в случае принятия решения о  государственной регистрации банка  уведомляет об этом в письменной форме  в пятидневный срок его учредителей.

Национальный  банк на основании решения о государственной  регистрации банка в течение  десяти рабочих дней выдает:

    • свидетельство о государственной регистрации банка;
    • разрешение на право изготовления печатей;
    • документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

В обязательном порядке данные о государственной регистрации  сообщаются:

• Министерству финансов Республики Беларусь;

• Министерству статистики и анализа Республики Беларусь;

• Инспекции Государственного налогового комитета по месту нахождения банка;

• Республиканскому унитарному предприятию "Белорусский межбанковский расчетный центр".

Банковским законодательством  определен ряд причин, по которым  банку может быть отказано в регистрации. Государственная регистрация банка  не допускается, если:

  • на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью;
  • физическое лицо учредитель банка имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;
  • учредитель банка имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды;
  • учредитель банка является общественным объединением, преследующим политические цели;
  • для государственной регистрации банка представлены не все документы, предусмотренные частями первой и второй статьи 80 настоящего Кодекса;
  • в документах, представленных для государственной регистрации банка, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;
  • установлены факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда банка;
  • устав банка или иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь или нарушен порядок создания банка.

Отказ в государственной  регистрации банка по мотивам  нецелесообразности его создания не допускается.

Решение Национального банка  об отказе в регистрации и выдаче лицензии может быть обжаловано учредителями (участниками) банка в судебном порядке.

Коммерческие банки могут  открывать филиалы (отделения). Филиалом банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией.

Филиал банка не является юридическим лицом и проводит свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его  банком.

Филиалы банка на территории Республики Беларусь могут осуществлять свою деятельность с момента получения  согласия Национального банка на их создание. С этой целью в Национальный банк представляются:

• заявление;

• выписка из протокола общего собрания учредителей (участников) банка о принятии решения о создании филиала;

• положение о филиале банка, утвержденное уполномоченными органами банка;

• сведения о профессиональной пригодности руководителя и главного бухгалтера филиала.

Вопрос о создании филиала рассматривается Национальным банком в 30-дневный срок со дня подачи документов.

Коммерческому банку может быть отказано в создании филиала или отделения, если:

1) в течение трех месяцев перед подачей документов банк допускал убытки, не выполнял экономические нормативы;

2) имеются несоответствия положения о филиале банка требованиям законодательства Республики Беларусь и уставу банка;

3) допущены нарушения установленного порядка создания филиала;

4) квалификация руководителя и главного бухгалтера филиала недостаточна.

Перечень филиалов банка  прилагается к его уставу. Банки  или его филиалы (отделения) могут создавать различные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения банка, филиала (отделения) — расчетно-кассовые центры, обменные пункты и др.

Коммерческие банки могут  открывать свои представительства, которые являются обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения банка. Основная цель деятельности представительств банка — представление его интересов и осуществление их защиты на определенной территории. Представительства банков не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции.

Коммерческие банки обязаны  информировать Национальный банк о  внесении в учредительные документы  изменений и дополнений, вызванных  созданием либо закрытием филиалов, изменениями размера уставного  фонда банка, состава учредителей, места нахождения банка и др. Изменения  и дополнения, вносимые в учредительные  документы банка, в обязательном порядке подлежат государственной  регистрации.

Банковская деятельность является лицензионной. Для осуществления  различных видов банковских операций коммерческие банки должны получить соответствующие лицензии Национального банка Республики Беларусь.

B лицензии указываются банковские операции, которые банк имеет право осуществлять, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. За выдачу лицензии взимается плата с банка, определяемая Национальным банком.

Национальный банк выдает коммерческим банкам следующие виды лицензий показанных на рисунке 2.1:

Рисунок 2.1 Виды лицензий

Источник: [3], с. 385

 

Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации и дает право на осуществление указанных в ней операций в белорусских рублях. Такими операциями могут являться: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады и депозиты; размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности, платности; открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.

Информация о работе Финансово-кредитная система Республики Беларусь