Судебная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучение судебной власти в Республики Беларусь, раскрытие основных понятий и уяснение особенности.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-раскрыть место судебной власти в системе разделения властей;
-рассмотреть процесс становления судебной власти в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение….………………………………………………………………………..3
1 История развития судебной системы …………….……………………...........6
2 Понятие судебной власти, принципы организации и деятельности судов…………………….………...…..……………….........................................12
3 Понятие судебной системы Республики Беларусь………………………….17
3.1 Характеристика судебной системы……………………………………...17
3.2 Понятие звена судебной системы………………………………………..19
3.3 Понятие судебной инстанции……………………………………………20
4 Система судов в Республике Беларусь………………………………………21
4.1 Конституционный суд Республики Беларусь…………………………..21
4.2 Общие суды Республики Беларусь……………………………………...24
4.3 Хозяйственные суды Республики Беларусь…………………………….32
Заключение………………………………………………………….....................35
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

1 История развития судебной системы.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение….………………………………………………………………………..3

1 История развития судебной системы …………….……………………...........6

2 Понятие судебной власти, принципы организации и деятельности    судов…………………….………...…..……………….........................................12

3 Понятие судебной системы Республики Беларусь………………………….17

    3.1 Характеристика судебной системы……………………………………...17

    3.2 Понятие звена судебной системы………………………………………..19

    3.3 Понятие судебной инстанции……………………………………………20

4 Система судов в Республике Беларусь………………………………………21

    4.1 Конституционный суд  Республики Беларусь…………………………..21

    4.2 Общие суды Республики  Беларусь……………………………………...24

    4.3 Хозяйственные суды  Республики Беларусь…………………………….32

 

Заключение………………………………………………………….....................35

Список использованных источников…………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Введение

 

Судебная власть в  Беларуси весьма молода, но уже вполне утвердилась в нашей стране. Стоит  отметить, что перед судейским  корпусом стоит важная задача –  сформировать целостную программу практической реализации изменений в республиканском законодательстве. В целом судейский корпус работает стабильно, являясь независимым и подчиненным только закону институтом государства. К одним из основных целей деятельности судей относятся качественное и своевременное рассмотрение дел, соблюдение этических норм поведения судей во время судебного заседания, строгой дисциплины. Несовместимы со статусом судьи коррупция, использование двойных стандартов.

Актуальность темы работы определяется, на взгляд автора, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Республики Беларусь. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Республики Беларусь. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие.

Основным объектом исследования в данной работе является формирование органов судебной власти, которые в совокупности образуют судебную систему Республики Беларусь, а также принципы её построения, организации и деятельности. Дополнительным объектом являются правовые отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности органов судебной власти.

Предметом исследования выступает система судебных органов, которые наделены особым статусом, а также способы их формирования, что позволяет их обособить, и, на основе которых функционирует одна из ветвей государственной власти в Республике Беларусь. Также к предмету исследования следует отнести нормы права, регулирующие отношения по созданию и организации органов судебной власти в Республике Беларусь.

 При разрешении  поставленных задач для достижения  цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, исторический метод комплексного исследования, сравнительного правоведения.

     Цель написания курсовой работы – изучение судебной власти в Республики Беларусь, раскрытие основных понятий и уяснение особенности.

Задачи, поставленные в  курсовой работе:

-раскрыть место судебной власти в системе разделения властей;

-рассмотреть процесс становления судебной власти в Республике Беларусь;

-дать понятие судебной системы Республики Беларусь.

Научная и практическая значимость данной работы, по мнению автора, не подлежит сомнениям, так как данная работа, с научной точки зрения, раскрывает все особенности судебной  власти в Республики Беларусь и не имеет аналогов в юридической литературе.   

  Для написания данной работы автор пользовался правовыми источниками последних редакций, что позволило отразить судебную власть в Республики Беларусь именно на сегодняшний день. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь; во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, о судебных инстанциях в Республике Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, профессор И. И. Мартинович, кандидат юридических наук А. А. Данилевич и другие. Собрав воедино исчерпывающий список наиважнейших нормативных актов Республики Беларусь и воспользовавшись всей совокупностью теоретических и практических методов, автору, по его мнению, удалось написать работу, которая несет большое практическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1 История развития судебной системы

 

Судебная система Беларуси  прошла сложный, противоречивый путь развития, тесно связанный с историей государства, частью которого она являлась и является. Можно выделить несколько этапов в истории судебной системы, первый из которых охватывает 1917-1921 г. г. Это были годы революционного слома, упразднения старой судебной системы и создания нового советского суда.

История белорусского судоустройства неотделима от истории Беларуси. На различных этапах белорусской государственности суд путем осуществления правосудия выполнял функции государства. Воздействие законодательства России на правоприменительную практику всегда было существенным. Таким образом автор считает, что необходимо начинать рассматривать историю становления судебной системы Республики Беларусь нужно именно с 1864 года.

Нужно отметить, что в  дореволюционной России действовала  в то время достаточно прогрессивная судебная система, введенная судебными уставами 1864 г. Они декларировали такие демократические принципы и институты как несменяемость судей, их независимость от администрации, выборность мирового суда, учредили суд присяжных заседателей, институт адвокатуры и др. Действовали местные и общие суды. К первым относились волостные суды, мировые суды и съезды мировых судей, ко вторым - окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат с его многочисленными департаментами. Функционировали также специализированные суды (коммерческие, детские суды, церковные, военные и т.д.).[5с.79]

Новая власть считала  необходимым полностью упразднить старую судебную систему как составную  часть аппарата угнетения и подавления трудящихся.

  В Белоруссии, как и в центре России, на Украине и в других местах, процесс революционного слома существовавшей судебной системы начался с первых дней Октябрьской революции. На местах по инициативе трудящихся под руководством большевиков стали создаваться новые суды, которые и были первым шагом в организации советской судебной системы на новых пролетарских основах.

Исходным правовым документом Советской власти в области судебного  строительства явился Декрет Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который в последующих нормативных актах именовался Декретом о суде № 1. Его значение заключалось в том, что, законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, он предусмотрел организацию новых советских судов на таких демократических началах как выборность судей, участие в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальность, гласность процесса и др.

Сразу же после обнародования  Декрета началось создание местных  судов и революционных трибуналов, предусмотренных указанным Декретом. Первые учреждались для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовных преступлениях, вторые - для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для Советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными) судами.[6,с. 136]

Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2, изданным 7 марта 1918 г. были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие подсудность местного народного суда. Предусмотренные этим декретом областные народные суды и Верховный судебный контроль созданы не были.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции получают широкое распространение революционные трибуналы различных видов и наименований. Неслучайно эти годы иногда называют годами “трибунальной юстиции”. Действовали следующие основные виды этой юстиции:

а) губернские революционные трибуналы во главе с Кассационным трибуналом при ВЦИК и Верховный революционный трибунал при ВЦИК;

б) революционные военные трибуналы во главе с Революционным военным трибуналом при Революционном военном совете республики;

в) революционные военные железнодорожные трибуналы - с Главным военным железнодорожным трибуналом при народном комиссариате путей сообщения.

После образования БССР в январе 1919 г. в республике наряду с народными  судами функционировали Минский, Витебский  и Могилевский революционные трибуналы. В Литовско-Белорусской республике, созданной в феврале 1919 г. действовали Революционные военные трибуналы Беллитармии и Западного фронта. В декабре 1920 г. был учрежден Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР. Осенью 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный суды республики.

Таким образом, для первого периода  истории советского суда характерна организационная раздвоенность судебной системы, которая включала наряду с общими и чрезвычайные (исключительные) суды.

Второй период истории советского суда в Беларуси - это 1922-1935 г. г. В  связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны республика приступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления законности и развития советской демократии в БССР были осуществлены меры, имевшие общественно-политическое значение.

1922 год был знаменательным годом  в истории советской юстиции.  Была осуществлена первая кодификация права, учреждены прокуратура и адвокатура. Осенью того же года в республике была проведена частичная реформа суда, в результате которой система судов стала трехзвенной: народные суды, Высший суд и Высший кассационный суд.[6,с.153]

30 марта 1923 г. вторая сессия  ЦИК БССР принял Положение о судоустройстве, в котором обобщался опыт судебного строительства в республике с момента ее образования. Оно восприняло основные принципы Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. и вместе с тем учитывало местные условия и особенности административно-территориального деления.

В БССР создается судебная система, которая в основных своих чертах действовала затем многие десятилетия, а именно: народный суд, Высший суд (в последствие реорганизованный в окружные, а затем областные суды) и Верховный Суд. Наряду с системой общих судов предусматривалось действие: военных трибуналов - по делам о преступлениях, совершенных в армии; особых сессий народного суда - по трудовым делам; земельных комиссий - по земельным делам; арбитражная комиссия - по спорам между социалистическими предприятиями (организациями).

Основным законом судебной системы  был народный суд. Народный судья  единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельность по отправлению правосудия в пределах уезда или городского района. Кассационной инстанцией для народных судов являлся Высший суд, действовавший также в качестве суда первой инстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнявший функции судебного контроля.

Верховный Суд являлся высшим судебным органом республики: осуществлял надзор за судебной деятельностью всех нижестоящих судов, кроме военных трибуналов.

В связи с ликвидацией округов  в БССР в 1931 г. было принято четвертое  Положение о судоустройстве, которое  закрепило двухзвенность судебной системы: народные суды и Верховный Суд республики. Вскоре, однако, среднее звено было восстановлено. В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды. В результате в стране установилась трехзвенная судебная система общих судов, действующая до настоящего времени. Жизнь показала, что для нашей республики наиболее целесообразна именно трехзвенная система судов общей юрисдикции.[6,с.172]

Третий период в истории советского суда в Беларуси - это 1936-1957 г. г., т.е. предвоенные, военные и первые послевоенные годы, связанные с ликвидацией последствий культа личности Сталина.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция  БССР 1937 г. расширили демократические основы правосудия, впервые в советское время на высшем юридическом уровне закрепили принципы организации и деятельности суда; выборность судей и народных заседателей, участие в судебном рассмотрении дел народных заседателей, независимость судей и подчинение их только закону, открытое судебное разбирательство, право обвиняемого на защиту, ведение судопроизводства на национальном языке и др. В отличие от Конституции СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению Союза ССР все законодательство о судоустройстве.16 августа 1938 г. вторая сессия Верховного Совета СССР приняла закон “О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик”, на длительное время определивший задачи и организацию советского суда. Союзные республики, в том числе БССР, в течение двадцати лет не имели право принимать свои нормативные акты по судоустройству, так как проводилась жесткая централизация по всем направлениям государственного строительства.

Информация о работе Судебная система Республики Беларусь