Судебная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучение судебной власти в Республики Беларусь, раскрытие основных понятий и уяснение особенности.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-раскрыть место судебной власти в системе разделения властей;
-рассмотреть процесс становления судебной власти в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение….………………………………………………………………………..3
1 История развития судебной системы …………….……………………...........6
2 Понятие судебной власти, принципы организации и деятельности судов…………………….………...…..……………….........................................12
3 Понятие судебной системы Республики Беларусь………………………….17
3.1 Характеристика судебной системы……………………………………...17
3.2 Понятие звена судебной системы………………………………………..19
3.3 Понятие судебной инстанции……………………………………………20
4 Система судов в Республике Беларусь………………………………………21
4.1 Конституционный суд Республики Беларусь…………………………..21
4.2 Общие суды Республики Беларусь……………………………………...24
4.3 Хозяйственные суды Республики Беларусь…………………………….32
Заключение………………………………………………………….....................35
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

1 История развития судебной системы.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

По Закону о судоустройстве 1938 г. действовали два вида судов: общесоюзные (Верховный Суд СССР, военные трибуналы, суды водного и железнодорожного транспорта) и суды союзных республик. К последним были отнесены Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды (на правах областных), суды автономных областей и автономных округов, народные суды. Соответственно в БССР действовали: Верховный Суд БССР, областные и народные суды. Высшим судебным органом страны, в том числе БССР, являлся Верховный Суд Союза ССР, права которого были этим законом существенно расширены. Он был наделен неограниченными полномочиями по пересмотру любых судебных решений, вынесенных любым судом страны. По-прежнему был наделен правом давать руководящие разъяснения по спорным вопросам судебной практики, выполнял функции кассационной инстанции в отношении специальных судов, рассматривал дела по первой инстанции.

Четвертый период истории развития суда в БССР - это 1958-1976 г. г. В эти  годы в соответствии с законом “Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов” от 11 февраля 1957 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Положение о военных трибуналах 25 декабря 1958 г. На основе общесоюзного закона о судебной организации союзные республики, в том числе и БССР, приняли свои законодательные акты по судоустройству. Высший судебный орган страны, возглавляя по-прежнему всю систему судов, действовавших на территории СССР, стал пересматривать в порядке надзора решения, приговоры и постановления Верховных судов союзных республик, если они противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзных республик.

Новый рубеж в развитии суда, как  и всех правоохранительных органов, знаменует принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Они развили конституционные основы правосудия, ввели впервые специальные статьи, посвященные адвокатуре и государственному арбитражу.

Следующий этап в развитии суда в  БССР охватывает 1986-1991 годы, когда в  условиях взятого партией курса на перестройку, расширения демократии и гласности, создания правового государства начался процесс проведения в стране правовой реформы, повышения роли суда, укрепления гарантий судопроизводства и улучшения деятельности всей системы юстиции.

В связи с принятием Верховным Советом СССР в мае 1990 г. Закона о Высшем арбитражном суде СССР и в БССР летом 1991 г. вместо органов государственного арбитража были учреждены хозяйственные суды.[7,с.148]

Как особый период в развитии суда в Беларуси следует рассматривать  годы после обретения республикой государственной независимости, подлинной самостоятельности. Начался процесс интенсивного государственного строительства, национального возрождения, трудный путь замены институтов и норм политической власти административно-командной системы государственно-правовыми формами и предписаниями, соответствующими новым потребностям общественного развития. С распадом Союза ССР и провозглашением Республикой Беларусь суверенитета начались изменения и в судебной системе. Многие десятилетия, являясь составной частью административно-командной системы, она проводила в правосудии политические решения партии, обеспечивала репрессивную направленность в своей деятельности, оказывала на граждан одностороннее идеологическое влияние. На территории республики, как и в стране в целом, действовала единая, жестко централизованная, привязанная к административно-территориальному делению судебная организация.[2,с.184]

Чтобы сделать судебную систему  эффективной, способной надежно  защищать права и свободы граждан, утверждать законность, гражданский мир и согласие, Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь предложила реформировать судебную систему на следующих исходных началах:

а)децентрализация за счет функционального разделения организационных форм судебной власти;

б)максимальное приближение суда к населению, экстерриториальность основного звена судебной организации;

в)обеспечение компетентности и профессионализма в судебной деятельности;

г)сочетание единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел;

д)участие народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;

е)образование специализированных судов и судебных коллегий;

ж)учреждение избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы;

з)восстановление апелляционного суда при сохранении кассационной и надзорной инстанции в системе судов.

Не все эти идеи были восприняты законодателем. В частности, о создании мировых и окружных судов, о введении апелляционного порядка  пересмотра дел и некоторые другие. Однако даже частичное их воплощение в Законе о судоустройстве и статусе судей 1995 г. является шагом вперед в совершенствовании организационных форм судебной деятельности, в повышении правового и социального статуса судей, укреплении их независимости, обеспечении права граждан на судебную защиту. Процесс реформирования суда, как и формирования новой правовой системы в целом, не завершен. В этом направлении сделаны лишь первые шаги. Потребуются годы напряженного труда и немалые финансовые затраты, чтобы сполна реализовать новеллы Закона о судоустройстве и статусе судей и предусмотренные им подзаконные акты по судебной организации, сделать высокоэффективной всю систему правосудия, способную стать реальным противовесом законодательной и исполнительной властям, обеспечить свободу личности квалифицированной и беспристрастной судебной защитой.

Таким образом историческое значение для укрепления и развития национальной судебной системы имели решения первого съезда судей Республики Беларусь, в частности его резолюция. В ней намечена система мер по совершенствованию деятельности судов по осуществлению правосудия, законодательному и кадровому ее обеспечению, укреплению судебной системы, а также отражены новые подходы к процессу дальнейшего реформирования отечественного судоустройства и судопроизводства. Многие из этих мер уже претворены в жизнь, некоторые из них - еще ждут своей реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2 Понятие судебной власти, принципы организации и         деятельности судов

 

Принятая 15 марта 1994 года Конституция Республики Беларусь впервые закрепила принцип разделения властей в нашей стране. Принцип разделения властей означает, что каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) обладает только ей присущими полномочиями и действует в пределах своих полномочий, не вмешиваясь в деятельность других властей. Так, Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом (ст.90 Конституции). Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство – Совет Министров  - центральный орган государственного управления, который обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента (ст.ст. 106 и 107 Конституции). Судебная власть осуществляет правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112 Основного Закона).

Закрепленное в статье 6 Конституции Республики Беларусь разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную вовсе не означает отсутствие их взаимодействия. В этой связи учреждается пост главы государства, который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.

В пределах своих полномочий государственные органы самостоятельны. Их самостоятельность гарантирована  Конституцией и другими законами Республики Беларусь прежде всего через определение полномочий, порядка формирования, организации и обеспечения гарантий деятельности этих органов. Оставаясь самостоятельными, государственные органы взаимодействуют между собой, так как они призваны осуществлять функции государства, которые распространяют свою власть на все общество, в необходимых случаях опираясь на средства и меры принуждения.

Судебная власть - это  совокупность полномочий по осуществлению  правосудия. [8, с. 53]

Правосудие - это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом гражданских, административных, уголовных дел, а также конституционно-правовых споров.

Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Республике Беларусь строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства и закрепленных в Конституции Республики Беларусь.

Одним из важнейших принципов  правосудия в Республике Беларусь является осуществление правосудия только судом. Это означает, что в Республике Беларусь нет никаких иных, кроме судов, органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления  правосудия только судом - важнейшая  гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Данный принцип находит свое выражение и в установлении рамок осуществления судебной власти (Конституция Республики Беларусь, ст. 109), которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Республики Беларусь, которая устанавливается Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 13 января 1995 года.

Носителями судебной власти в Республике Беларусь являются прежде всего судьи, наделенные в  конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие  свои обязанности на профессиональной основе.

Независимость судей - конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи разрешают дела только на основе Конституции и закона в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них.

Несменяемость судей - это конституционный  принцип правосудия, означающий, что  судьи не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, что не исключает смещения в порядке особой процедуры (с согласия квалификационной коллегии судей) тех судей, которые признаны виновными в совершении преступления или проступка, не совместимого с занимаемой должностью.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 111) основания для избрания (назначения) судей на должности  и их освобождения предусматриваются  законом.

Согласно Конституции  Республики Беларусь разбирательство  дел во всех судах является открытым. Открытость (гласность) судебного разбирательства - это конституционный принцип правосудия, означающий, что при судебном разбирательстве дела могут свободно присутствовать граждане и представители средств массовой информации. [9, с. 113]

Финансирование судов  производится только из республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность  полного и независимого осуществления  правосудия в соответствии с законом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть представляет собой систему независимых судов  и судей как носителей судебной власти. Содержанием судебной власти является юрисдикционная правоприменительная  деятельность по разрешению правовых споров и конфликтов, а также осуществление иных полномочий, связанных с отправлением правосудия. [10, с.96]

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Суды обеспечивают осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства, действуя на основе единых конституционных принципов правосудия.

Основные задачи судебной власти -  защита от посягательств  личных прав и свобод граждан, их социально-экономических  и политических прав, конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, прав юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. [10,с. 103]

Статья 109 Конституции  закрепляет принципы осуществления судебной власти только судом, определения судоустройства законом; построения системы судов на принципах территориальности и специализации.

В систему органов  правосудия Республики Беларусь входят: Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь и Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. В систему органов правосудия входят и военные суды.

Статья 110 Конституции  провозглашает принцип независимости  судей и подчинения их только закону. В законе “О судоустройстве и статусе судей” закреплены основные гарантии судейской независимости. Судьи разрешают переданные им дела самостоятельно, беспристрастно, без какого-либо постороннего влияния при соблюдении тайны совещательной комнаты. Судебная процедура служит гарантией всестороннего, объективного и полного рассмотрения всех вопросов судебного характера и одновременно ограждает суды от какого-либо неправомерного вмешательства в процесс отправления правосудия.

Информация о работе Судебная система Республики Беларусь