Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – изучение судебной власти в Республики Беларусь, раскрытие основных понятий и уяснение особенности.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-раскрыть место судебной власти в системе разделения властей;
-рассмотреть процесс становления судебной власти в Республике Беларусь;
Введение….………………………………………………………………………..3
1 История развития судебной системы …………….……………………...........6
2 Понятие судебной власти, принципы организации и деятельности судов…………………….………...…..……………….........................................12
3 Понятие судебной системы Республики Беларусь………………………….17
3.1 Характеристика судебной системы……………………………………...17
3.2 Понятие звена судебной системы………………………………………..19
3.3 Понятие судебной инстанции……………………………………………20
4 Система судов в Республике Беларусь………………………………………21
4.1 Конституционный суд Республики Беларусь…………………………..21
4.2 Общие суды Республики Беларусь……………………………………...24
4.3 Хозяйственные суды Республики Беларусь…………………………….32
Заключение………………………………………………………….....................35
Список использованных источников…………………………………………...37
Не допускается какое-либо давление на судей со стороны любых государственных органов, должностных лиц, депутатов, средств массовой информации и отдельных граждан. СМИ не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд или судью. Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного решения, приговора, определения или постановления влечет за собой уголовную ответственность. Так, Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 года предусматривает ответственность за насилие в отношении судьи, заседателя или их близких (ст.388), угрозу в отношении судьи или заседателя (ст.389), вмешательство в разрешение судебных дел (ст.390).
Одной из существенных гарантий независимости судей является их неприкосновенность.
Статья 111 Конституции закрепляет принцип недопустимости совмещения судебной работы с предпринимательской деятельностью. Судьям не разрешается также выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не связанной с занятием штатной должности, быть депутатом.
Статья 112 Основного Закона закрепляет принцип законности применительно к судебной деятельности. Правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. В Конституции 1994 года впервые закреплено положение о том, что если при решении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Таким образом, наряду с Конституционным Судом суды осуществляют контроль над конституционностью нормативных актов в государстве.
Статья 114 Конституции
закрепляет принцип открытого
Статьей 23 УПК также установлено, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.
Конституция также закрепляет
принцип осуществления
Принцип общеобязательности судебных постановлений (ч.2 ст.115 Конституции) означает, что вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь. Обязательность судебных постановлений не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов, спор о которых судом не был рассмотрен и разрешен.
Право сторон на обжалование судебных постановлений предусмотрено ч.3 ст.115 Конституции. Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет, что каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Это неотъемлемое право гражданина, который подвергается мерам уголовного наказания. Если он не согласен с судебным решением, то вправе настоять на пересмотре дела и лично участвовать в судебном заседании. Право обжаловать приговор суда имеют и другие участники процесса, которых он лично касается или которые представляют по делу интересы других лиц.
Решение Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Эта норма, закрепленная в ГПК, дает основание некоторым специалистам в области права сомневаться в ее конституционности, поскольку ст.60 Конституции гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Подобно этому, ст.343 ГПК устанавливает, что решение суда по жалобе на действия избирательных комиссий вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Ст.360 закрепляет, что решение по результатам рассмотрения жалобы на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе не подлежат обжалованию в кассационном порядке.
Вступившие в законную
силу судебные постановления, кроме
постановлений Пленума
Ст.370 УПК устанавливает право кассационного обжалования и опротестования приговора. УПК определяет порядок пересмотра вступивших в законную силу приговора, определения, определения, постановления суда в порядке надзора.
Действующее законодательство предусматривает также возможность проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу (производство по вновь открывшимся обстоятельствам).
Соответственно, можно отметить, что в систему органов правосудия Республики Беларусь входят: Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь и Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. В систему органов правосудия входят и военные суды.
3 Понятие судебной системы Республики Беларусь
3.1 Характеристика судебной системы
Судебная система – это совокупность судов в государстве.
В современных государствах существуют государственные и негосударственные суды. Судебную систему образуют только государственные суды, а негосударственные в неё не входят. К негосударственным судам в Беларуси относятся товарищеские суды.
Белорусская судебная система – это совокупность взаимосвязанных между собой судов, организованных и действующих на демократических принципах с учётом административно - территориального деления Республики Беларусь и возглавляемая Верховным Судом Республики Беларусь.
Согласно закону “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь ” судебную систему Республике Беларусь составляют: Верховный Суд Республике Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республике Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска, а также специализированные суды, образуемые в случаях, предусмотренных законами Республике Беларусь. В системе хозяйственных судов в настоящее время функционирует только Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска. Остальные хозяйственные суды, названные в Законе "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", не образованы. В судебную систему согласно Конституции Республики Беларусь входит также Конституционный Суд [4]
Необходимость существования в государстве множества судов объясняется рядом причин.
Во-первых, наличие в государстве совокупности судов способствует обеспечению их доступности для народа. В Республике Беларусь суды, как государственные органы, осуществляющие правосудие, организованы и действует в соответствии с установленным административно - территориальным делением. При этом деятельность каждого из судов основана на единых законах с использованием той же процедуры рассмотрения дел. Образование чрезвычайных судов, судов организованных для рассмотрения какого-либо одного дела, запрещено законом. Суд - единый для всех орган, независимо от того, какое социальное положение занимает человек в обществе.
Во-вторых, наличие системы судов объясняется необходимостью распределения между судами компетенции по рассмотрению и разрешению ими дел в зависимости от их характера, сложности и общественного значения. Вследствие этого, каждый из судов, входящих в судебную систему, полномочен, рассматривать соответствующий круг дел, отнесенных законом к его компетенции. Определению того, к ведению какого суда относится дело, служит подсудность.
Подсудность – это свойство юридического дела, совокупность характеризующих его признаков, определяющих, какой именно суд вправе и обязан рассматривать и разрешать это дело. В законодательстве определена подсудность дел с учётом предметных, территориальных и специальных признаков.
Предметная подсудность определяется родом, характером юридического конфликта, который подлежит рассмотрению судом.
Территориальная - местом возникновения дела, например, по месту совершения преступления, по месту жительства ответчика.
Специальная - в зависимости от специфики субъекта.
Только на основе совокупности указанных в законе признаков подсудности, характеризующих дело, можно установить конкретный суд, который должен рассмотреть и разрешить дело.
В-третьих, создание системы судов в государстве необходимо с целью обеспечения проверки законности и обоснованности судебных актов. Согласно действующему законодательству, участники судебного процесса, изначально заинтересованные в исходе дела, имеют право на его обжалование, а прокурор на их опротестование. Рассмотрение жалоб и протестов происходит в вышестоящем суде по отношению к тому, который вынес судебный акт, с которым не согласны спорящие стороны рассмотренного судом конфликта, а также прокурор. Наличие возможности обжалования действий суда способствует вынесению законных обоснованных судебных актов, гарантирует справедливость суда при рассмотрении дел и тем самым способствует укреплению прав и законных интересов человека.
Судебную систему Республики Беларусь образуют суды общей юрисдикции (общие суды), суды специальной юрисдикции (специальные суды) и Конституционный Суд.
Согласно ст. 1 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", к общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. Действующее законодательство не говорит, что в Республике Беларусь существуют суды специальной юрисдикции (специальные суды), но из его смысла вытекает, что к таким судам относится система хозяйственных судов: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов [4].
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что суды всех степеней и звеньев, осуществляющие правосудие на территории Республики Беларусь, образуют судебную систему, так как они выполняют общую задачу, строятся и действуют на основе одних и тех же принципов, руководствуются одними и теми же законами, имеют единый высший судебный орган. Другими словами, судебная система – это закреплённая в законе совокупность взаимосвязанных между собой судов, организованных и действующих на общих конституционных принципах с учётом существующего административно - территориального устройства страны и возглавляемых Верховным Судом Республики Беларусь [8,с.35].
3.2 Понятие звена судебной системы
Одной из важных характеристик судебной системы является понятие “судебное звено”. Судебное звено – понятие судоустройства; им определяется место данного суда в судебной системе в связи с деятельностью его на определённой территории. Судебным звеном являются суды, наделённые одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе[8,с.79].
Суды общей юрисдикции подразделяются на три звена судебной системы.
Первое, основное звено общих судов включает в себя все существующие на территории Республики Беларусь районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские суды.
Среднее звено общих судов образуют областные суды и Минский городской суд. Их компетенция одинакова.
Основным звеном военных судов являются межгарнизонные военные суды. Среднее звено военных судов - Белорусский военный суд.
Высшим звеном всех судов общей юрисдикции является Верховный Суд Республики Беларусь. Он проверяет законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судьями общей юрисдикции, а также межгарнизонными военными судами или Белорусским военным судом.
Хозяйственные суды Республики Беларусь объединяются в настоящее время в два звена. Одно звено образуют областные суды и хозяйственный суд г. Минска. Высшим звеном является Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
В судебной системе следует различать суды, которые принято называть "вышестоящие" и "нижестоящие". Этим подчеркивается различие в компетенции судов различных звеньев и их взаимосвязь. Так, вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который будет в то же время нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь[8,с.176].
Суды, входящие в систему Республики Беларусь, имеют структурные подразделения. Так, например, областные суды состоят из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам и президиума суда. Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по патентным делам, военной коллегии, Президиума и Пленума. Каждый суд возглавляет председатель. Он имеет заместителей. При каждом суде функционирует аппарат суда, который предназначен для организационного обеспечения деятельности суда. [11, с.25]