Судебная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 23:44, доклад

Краткое описание

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции.

Файлы: 1 файл

Политология - судебная система.docx

— 19.33 Кб (Скачать)

 Судебная  власть в Республике Беларусь принадлежит  только судам, образованным в установленном  порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

 Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и  свободы, социально-экономические и  политические права граждан, конституционный  строй Республики Беларусь, государственные  и общественные интересы, права юридических  лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий  хозяйствования. Право на обращение  за судебной защитой гарантируется  статьей 60 Конституции.

 Система судов  строится на принципах территориальности  и специализации. Она состоит  из Конституционного Суда, системы  общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов  запрещается.

 Судоустройство  в Республике Беларусь определяется законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе  судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З.

 К общим судам  относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский  военный суд, межгарнизонные военные  суды.

 Верховный Суд  Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью  общих судов. Он состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда Республики Беларусь и действует  в составе:

 судебной  коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

 судебной  коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

 военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;

 судебной  коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

 Президиума  Верховного Суда Республики Беларусь;

 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

 Верховный Суд  рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам  и в качестве суда первой инстанции  в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при  рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь; осуществляет иные полномочия.

 Пленум  Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает  материалы обобщения  судебной практики и  судебной статистики и дает судам разъяснения  по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим  при рассмотрении судебных дел; рассматривает  заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума  Верховного Суда Республики Беларусь Конституции  и законам Республики Беларусь; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства; осуществляет иные полномочия. 

 Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого  заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и судей этого  суда. Президиум Верховного Суда рассматривает  судебные дела в порядке  надзора и по вновь  открывшимся обстоятельствам, материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, вопросы  организации работы судебных коллегий и  аппарата Верховного Суда Республики Беларусь; оказывает помощь судам в правильном применении законодательных  актов; заслушивает  председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов Республики Беларусь, районных (городских) и межгарнизонных военных судов  о судебной практике по применению законодательства; осуществляет иные полномочия.

 Судебные  коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа  судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают  в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции  и коллегиально - в кассационном порядке, в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам; изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и  осуществляют иные полномочия.

 Общим судам  подведомственны уголовные дела и гражданские дела. К числу  последних относятся: дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных  ресурсов и окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает  гражданин; дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства и иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными  законодательными актами.

 Межгарнизонные  военные суды, Белорусский военный  суд рассматривают гражданские  дела по искам, возникающим из отношений  военной службы, уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.

 К хозяйственным  судам относятся Высший Хозяйственный  Суд Республики Беларусь, хозяйственные  суды областей и хозяйственный суд  города Минска.

 Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области  хозяйственных (экономических) отношений. К подведомственности хозяйственных  судов относятся дела по спорам между  юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями; между Республикой  Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а  также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.

 Высший Хозяйственный  Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых  хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Высший Хозяйственный Суд рассматривает  по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности; рассматривает дела в порядке  надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных  судов; пересматривает по вновь открывшимся  обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Беларуси; изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах; осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами; решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.

 Высший Хозяйственный  Суд Республики Беларусь состоит  из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого  заместителя и заместителей Председателя и действует в составе:

 Пленума Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

 Президиума  Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

 коллегии  по проверке законности решений хозяйственных  судов;

 судебных  коллегий по разрешению отдельных категорий  споров.

 Важнейшие вопросы  деятельности хозяйственных судов  решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Он рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов; рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь; рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Беларуси; рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Конституции Беларуси, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет иные полномочия.

 Председатель  Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются  соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа  судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

 Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.

 Председатели  районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом  Республики Беларусь по совместному  представлению Министра юстиции  Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

 Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов  областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом  Республики Беларусь и исполняют  свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность  судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

 Судьи по административным делам и исполнительным производствам  назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

 Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей  по осуществлению правосудия не допускается  и влечет ответственность по закону.

 Судьи не могут  быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую  деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

 Деятельность  судов основывается на принципах  законности, состязательности и равенства  сторон в процессе, открытости и  гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для  всех организаций и граждан. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.

Информация о работе Судебная система Республики Беларусь