Судебная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:17, доклад

Краткое описание

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей

Файлы: 1 файл

Судебная система Республики Беларусь.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Судебная  система Республики Беларусь

 

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и  исполнительной властей.

Суды защищают гарантированные  Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции.

Система судов строится на принципах территориальности и  специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется законами Республики Беларусь от 9 декабря 1998 года «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З.

К общим судам относятся Верховный  Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный  суд, межгарнизонные военные суды.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. Он состоит из Председателя суда, первого  заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда Республики Беларусь и действует в составе:

  • судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь; осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает материалы  обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции и законам Республики Беларусь; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства; осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и судей этого суда. Президиум  Верховного Суда рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь; оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов; заслушивает председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов Республики Беларусь, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о судебной практике по применению законодательства; осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются  из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально - в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Общим судам подведомственны уголовные  дела и гражданские дела. К числу  последних относятся: дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных  ресурсов и окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин; дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства и иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Межгарнизонные военные суды, Белорусский  военный суд рассматривают гражданские  дела по искам, возникающим из отношений  военной службы, уголовные дела о  всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.

К хозяйственным судам  относятся Высший Хозяйственный  Суд Республики Беларусь, хозяйственные  суды областей и хозяйственный суд  города Минска.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. К подведомственности хозяйственных судов относятся дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд  Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых  хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Высший Хозяйственный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности; рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Беларуси; изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах; осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами; решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд  Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя и действует в составе:

  • Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;
  • судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных  судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Он рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов; рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь; рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Беларуси; рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Конституции Беларуси, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет иные полномочия.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.

Председатели районных (городских), областных, Минского городского судов  назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению  Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

Судьи по административным делам  и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

Судьи независимы и подчиняются  только закону. Какое-либо вмешательство  в деятельность судей по осуществлению  правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.

Судьи не могут быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Деятельность судов основывается на принципах законности, состязательности и равенства сторон в процессе, открытости и гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.


Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

  • рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел;
  • рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции и законам Республики Беларусь;
  • рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства;
  • заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности коллегий, сообщения председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о практике применения судами законодательства, исполнении разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по применению законодательства Республики Беларусь;
  • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь составы судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь из состава его членов;
  • избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда Республики Беларусь из состава членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии из числа членов этой коллегии, заслушивает отчеты о деятельности коллегии;
  • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь состав научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь.

Регламент Пленума Верховного Суда Республики Беларусь

 

 
 
   

Настоящий Регламент  определяет порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Пленума  Верховного Суда Республики Беларусь.

Регламентом устанавливается  также порядок принятия Пленумом постановлений, внесения в них изменений (дополнений), признания утратившими силу, а также порядок обращения постановлений к исполнению.

1.           Общие положения.

1.1. Пленум Верховного  Суда Республики Беларусь действует  в составе Председателя Верховного  Суда Республики Беларусь, первого  заместителя и заместителей Председателя, судей Верховного Суда Республики Беларусь, председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов.

Лица, входящие в состав Пленума  Верховного Суда, при принятии постановлений  обладают равными правами.

1.2. В заседаниях Пленума могут принимать участие Президент Республики Беларусь и его представители, председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министрРеспублики Беларусь и его заместители,председатели Конституционного и Высшего Хозяйственного судов, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Министр юстиции Республики Беларусь и их заместители.

По приглашению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в заседаниях Пленума могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь, представители государственных органов, общественных объединений и научных учреждений.

1.3. Полномочия Пленума Верховного Суда Республики Беларусь определяются КодексомРеспублики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г.

1.4. Пленум Верховного  Суда Республики Беларусь созывается  по мере необходимости, ноне  реже одного раза в три месяца.

1.5. Работа Пленума ведется  на белорусском либо русском  языке. 

1.6. В зале заседания  Пленума должны находиться символы  Республики Беларусь – Государственный  флаг и Государственный герб.

1.7. Организационное обеспечение  работы Пленума осуществляется  Секретариатом Пленума в соответствии с утвержденным о нем Положением.

Секретариат Пленума возглавляет  судья–секретарь Пленума, который  избирается Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда.

2.                  Порядок созыва Пленума. Подготовка проектов постановлений

2.1. Пленум Верховного  Суда созывает Председатель Верховного  Суда. В случае отсутствия Председателя  либо при невозможности исполнения  им своих обязанностей Пленум  созывает первый заместитель  Председателя, а при его отсутствии либо невозможности исполнения им своих обязанностей – заместитель Председателя, на которого возложено исполнение обязанностей Председателя.

2.2. Очередные заседания  Пленума Верховного Суда созываются  в соответствии с планом работы  Верховного Суда. Для решения неотложных вопросов, отнесенных к его компетенции, созываются внеочередные заседания.

Извещения о времени и  месте очередного заседания Пленума  направляются членам Пленума и иным приглашенным для участия в его  работе лицам не позднее чем за 14 дней до заседания.

2.3. Подготовка внесенных  на рассмотрение Пленума вопросов  осуществляется лицами, указанными  в плане работы Верховного  Суда либо назначенными Председателем  Верховного Суда или его заместителями.

Лицо, ответственное за подготовку вопроса, как правило, является докладчиком при рассмотрении этого вопроса на Пленуме.

2.4.  Проекты постановлений по вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума, разрабатываются на основании материалов, которыми являются:

- обзоры (обобщения)  судебной практики по конкретным  категориям дел;

- представление  Генерального прокурора о необходимости  разъяснений по вопросам применения  законодательства;

- справки и  иные документы о работе судебных  коллегий Верховного Суда, областных, Минского городского, Белорусского военного и других судов о практике применения законодательства и выполнении постановлений Пленума Верховного Суда по применению законодательства;

- другие материалы  (справки, докладные записки и  пр.), подготовленные по вопросам, относящимся к компетенции Пленума Верховного Суда.

2.5. Лицо, ответственное  за подготовку вопроса, принимает  непосредственное участие в разработке  проекта постановления по материалам, указанным в п. 2.4. Регламента.

2.6. К подготовке  проектов постановлений могут привлекаться научные работники и другие специалисты учреждений и организаций с их согласия, а также члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде.

2.7. За своевременную  и качественную подготовку проектов  постановлений Пленума ответственны председатели судебных коллегий Верховного Суда (по проектам, касающимся полномочий судебных коллегий), лица, указанные в плане работы Верховного Суда в качестве исполнителей, начальник управления обобщения судебной практики Верховного Суда (по проектам, основанным на результатах обобщения судебной практики), судья–секретарь Пленума Верховного Суда.

2.8. Проекты постановлений  по результатам обобщения судебной  практики и вопросам применения  законодательства после их подготовки  передаются судьей–секретарем Пленума председателям соответствующих судебных коллегий и судьям Верховного Суда для предварительного обсуждения. После обсуждения проекты возвращаются судье – секретарю Пленума для их доработки с учетом высказанных замечаний.

2.9. Доработка  проекта постановления должна быть завершена не позднее чем за 35 дней до заседания Пленума. В случае неготовности проекта в указанный срок судья–секретарь Пленума докладывает об этом Председателю Верховного Суда для принятия соответствующего решения.

2.10. Направление проектов постановлений членам Пленума, областным, Минскому городскому и Белорусскому военному судам, Министерству юстиции, Прокуратуре Республики Беларусь осуществляется Секретариатом Пленума не позднее чем за 30 дней до заседания Пленума.

2.11. Для выяснения мнения заинтересованных государственных органов, юридических лиц и общественных объединений, а также с целью проведения научного анализа проекты постановлений по вопросам применения законодательства могут направляться заинтересованным государственным и общественным органам, юридическим лицам, научным учреждениям, другим организациям, членам Научно-консультативного совета.

2.12. После поступления  замечаний судья–секретарь Пленума  совместно с председателем соответствующей  судебной коллегии Верховного Суда организует их вторичное обсуждение в судебных коллегиях.

2.13. Не позднее  чем за 5 дней до заседания Пленума  проект постановления с поступившими  замечаниями выносится на обсуждение  Научно-консультативного совета  при Верховном Суде Республики Беларусь для разработки по нему научно обоснованной рекомендации. Работа Научно-консультативного совета осуществляется в соответствии с Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде Республики Беларусь.

2.14. Представление  Генерального прокурора о необходимости дачи разъяснений по вопросам применения законодательства, внесенное в порядке ст. 32 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь», подлежит рассмотрению на Пленуме после подготовки по нему проекта постановления в порядке, предусмотренном пунктами 2.4-2.13 настоящего Регламента.

В обоснование  представления Генеральным прокурором должны быть представлены материалы, послужившие  основанием для внесения представления.

2.15. Проекты  постановлений Пленума по организационным  вопросам работы Верховного Суда по поручению Председателя Верховного Суда составляются судьей–секретарем Пленума и предварительного обсуждения не требуют.

2.16. О завершении  подготовки проектов постановлений  по вопросам, включенным в повестку  заседания, судья-секретарь Пленума информирует Председателя Верховного Суда. Председатель Верховного Суда при необходимости заслушивает докладчиков по вопросам, включенным в повестку заседания.

3.         Кворум. Порядок ведения заседания и обсуждения вопросов. Принятие постановлений.

3.1. Заседание  Пленума является правомочным  при наличии большинства (более  половины) членов Пленума. 

3.2. Член Пленума  обязан сообщить о невозможности  своего участия в заседании  до его начала судье–секретарю  Пленума. 

3.3. Кворум исчисляется  от общего количества избранных и приступивших к исполнению своих обязанностей судей Верховного Суда и председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов.

3.4. Сведения  о кворуме Пленума оформляются  регистрационным листом членов  Пленума, который представляется судьей–секретарем Пленума Председателю Верховного Суда за 30 минут до начала работы Пленума.

3.5. Председательствует  на заседании Пленума Председатель  Верховного Суда, а в его отсутствие  – первый заместитель. В отсутствие  первого заместителя – заместитель, исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда.

3.6. Члены Пленума  и приглашенные лица обязаны  подчиняться распоряжениям председательствующего  и соблюдать установленный порядок  в зале заседания Пленума. 

3.7. Заседания  Пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации.

Кино-, видео- и  фотосъемка заседания Пленума осуществляется с разрешения председательствующего.

3.8. По решению  Пленума его заседания могут быть закрытыми. На них вправе присутствовать лишь члены Пленума и специально приглашенные лица.

3.9. Судья–секретарь  Пленума обеспечивает заседания  Пленума необходимым законодательством  и методической литературой, относящейся  к обсуждаемым вопросам.

3.10. Работа Пленума  начинается с утверждения повестки  заседания и распорядка работы. Очередность рассмотрения вопросов, как правило, определяется повесткой.  При необходимости Пленум вправе  изменить как очередность рассмотрения  вопросов, так и распорядок работы.

3.11. Председательствующий  на Пленуме вправе снять с  рассмотрения любой из вопросов, включенных в повестку заседания,  на любой стадии его рассмотрения.

3.12. Рассмотрение  вопросов начинается с доклада  (сообщения) лица, ответственного  за подготовку вопроса и назначенного докладчиком в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

После окончания  доклада председательствующим, а  также членами Пленума, Генеральным  прокурором или его заместителем, участвующим в работе Пленума, докладчику могут быть заданы вопросы.

3.13. Каждый член  Пленума, а равно и лица, приглашенные  для участия в его работе, вправе  принять участие в обсуждении  доклада. 

3.14. После обсуждения  доклада по проектам постановлений,  содержащих разъяснения по вопросам  применения законодательства, Генеральный прокурор либо его заместитель вправе высказать свое мнение о проекте в целом или отдельных его положениях.

3.15. Для принятия  решения по высказанным в результате  обсуждения проекта замечаниям  и предложениям Пленум образует  редакционную комиссию. В состав комиссии могут быть включены, кроме членов Пленума, участвовавшие в обсуждении проекта лица и иные специалисты. Состав редакционной комиссии и ее председатель утверждаются Пленумом по предложению председательствующего.

3.16. Судья–секретарь Пленума и председатели редакционных комиссий обеспечивают работу комиссий необходимым законодательством и методической литературой.

3.17. После доработки  проект постановления передается  судье-секретарю Пленума для тиражирования  и раздачи всем членам Пленума.

3.18. Доработанный  проект постановления представляется  на утверждение Пленума председателем  или членом редакционной комиссии.

3.19. Положения  проекта, претерпевшие изменения  в редакционной комиссии, а равно  новые положения, предложенные  редакционной комиссией, ставятся на отдельное голосование в порядке их очередности по тексту постановления. В случае их непринятия ставится на голосование прежняя редакция проекта. Председательствующий вправе поставить на голосование одно из предложений, высказанных в ходе обсуждения членами Пленума либо предложить редакционной комиссии возобновить работу по доработке проекта. В этих случаях в состав редакционной комиссии могут быть включены новые члены либо образована новая редакционная комиссия в порядке, предусмотренном п. 3.17 Регламента.

3.20. В случае  несогласия члена редакционной  комиссии по отдельным положениям  или в целом по проекту, принятому  комиссией, он вправе изложить  свое мнение в письменном виде  и с разрешения председательствующего  доложить его Пленуму.

3.21. После окончания  доклада председателя редакционной  комиссии и принятия измененных  или новых положений проекта  проект ставится на голосование  для принятия его в целом.     

3.22. Постановления  Пленума принимаются открытым  голосованием.Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство (50% +1) членов Пленума, участвующих в голосовании. Все члены Пленума имеют по одному решающему голосу и не вправе воздерживаться при голосовании.

3.23. Член Пленума,  отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос позже.

3.24. При одинаковом  количестве голосов «за» и  «против» положение проекта постановления  считается отклоненным. 

3.25. Подсчет  голосов при принятии решений  на Пленуме осуществляется судьей–секретарем  Пленума.

3.26. Член Пленума,  проголосовавший против принятого  постановления в целом или  в части, вправе изложить в  письменном виде свое обоснование,  которое приобщается к протоколу  заседания Пленума. 

3.27. Постановления  Пленума представляются к подписанию  Председателю Верховного Суда или лицу, председательствовавшему на Пленуме, судьей–секретарем Пленума не позднее 5 дней после его принятия.

3.28. По вопросам  организационного характера, не  требующим специального изучения  и подготовки, Пленум вправе принимать протокольные постановления. Решение о принятии протокольного постановления принимает Пленум по предложению председательствующего.

4.       Протокол. Порядок оформления и регистрации принятых постановлений.

4.1. На каждом  заседании Пленума обязательно  ведение протокола. Ведение протокола обеспечивается  Секретариатом Пленума. Судья-секретарь Пленума несет личную ответственность за качество его изготовления.

4.2. Протокол  должен содержать:

- время и  место заседания, сведения о  присутствии членов Пленума, а также лиц, приглашенных на заседание;

- перечень вопросов, включенных в повестку дня,  с указанием докладчиков;

- краткое содержание  выступлений и предложений;

- вопросы, поставленные  на голосование, и результаты  голосования;

- формулировки  решений, принятых Пленумом;

- полные тексты  принятых Пленумом протокольных  постановлений. 

4.3. Протокол  должен быть изготовлен и подписан  председательствующим и судьей–секретарем  Пленума в течение двухнедельного  срока после окончания заседания. 

4.4. К протоколу  прилагаются:

- регистрационный  лист о кворуме заседания;

- письменные  обоснования о несогласии с  принятыми постановлениями (при  их наличии);

- доклады по  обсуждаемым вопросам (в обязательном  порядке);

- выступления  по обсуждаемым вопросам (при  их наличии у выступающих).

4.5. Протокол, как  правило, изготавливается машинописным  текстом. Изготовление протокола  рукописным текстом в обязательном  порядке должно быть исполнено  чернилами. 

4.6. С протоколом  вправе ознакомиться члены Пленума,  Генеральный прокурор или его заместители, участвовавшие в заседании Пленума.

5.           Порядок внесения в постановления изменений и дополнений либо признания их утратившими силу. Обращение постановлений Пленума к исполнению.

5.1. По мере  изменения законодательства судья–секретарь Пленума вносит предложения Председателю Верховного Суда о необходимости внесения изменений и дополнений в постановления Пленума и признания их утратившими силу.

5.2. Проекты постановлений  о признании постановлений Пленума  или их отдельных положений  утратившими силу, а также о внесении в них изменений и дополнений, не требующих специального изучения судебной практики, подготавливаются судьей–секретарем Пленума по согласованию с председателями судебных коллегий либо судьей–докладчиком по поручению Председателя Верховного Суда или его заместителей.

5.3. Проекты постановлений  Пленума о внесении изменений  и дополнений в постановления  Пленума, основанные на изучении  судебной практики, принимаются  в порядке, предусмотренном настоящим  Регламентом.

5.4. Постановления Пленума вступают в законную силу после их принятия и подлежат незамедлительному исполнению.

5.5. Постановления  Пленума по организационным вопросам  обращаются к исполнению в  порядке, указанном в постановлении.

5.6. Постановления  Пленума о признании утратившими силу постановлений либо их отдельных положений, а также о внесении в них изменений и дополнений обращаются к исполнению в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для других постановлений.

5.7. Направление  постановлений Пленума на исполнение осуществляется Секретариатом Пленума Верховного Суда под контролем судьи–секретаря Пленума.

Сопроводительные  документы подписываются судьей–секретарем  Пленума (а в его отсутствие –  консультантом Секретариата).

5.8. Постановления  Пленума о практике применения законодательства в обязательном порядке вручаются членам Пленума, передаются в управления (отделы) Верховного Суда, направляются областным (Минскому городскому) и Белорусскому военному судам, Генеральному прокурору, Министру юстиции, Национальному центру правовой информации, а также заинтересованным учреждениям и ведомствам.

5.9. Предоставление  материалов работы Пленума для  распространения в средствах  массовой информации обеспечивает  судья-секретарь Пленума. 

5.10. Принятые  постановления Пленума регистрируются в Секретариате Пленума в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Верховном Суде Республики Беларусь и систематизируются в управлении работы с законодательством Верховного Суда.






Краткое описание: Профессия юриста по праву считается одной из самых древних и уважаемых. Принципы, которые сегодня лежат в основе права любой демократической страны, находили своё отражение даже в древнегреческой мифологии: богини благозакония Эвномия и мщения — Немезис вершили суд над теми, кто смел покушаться на устои общественного порядка… Сегодня это прямая обязанность юристов разных специальностей. Адвокаты и юрисконсульты, прокуроры и нотариусы, судьи и следователи обеспечивают выполнение законов и подзаконных актов, а также гарантируют неотвратимость наказания в случае их несоблюдения.

 
История профессии: Первыми профессиональными юристами были члены Коллегии понтификов в Древнем Риме. Именно они заложили основы правового регулирования общественной жизни, создали обширную базу прецедентов. Лишь несколько веков спустя юриспруденция оформилась как наука. Особо значимой вехой в её становлении считается издание первого учебника по правоведению — «Институции» Гая.…

Социальная значимость профессии в обществе: Представить себе современную жизнь без огромной армии юристов просто невозможно. Именно они помогают нам разобраться в тонкостях правовых процедур. Помимо работы в правоохранительных органах, судебных инстанциях, учебных заведениях, юристы направляются в сферу охраны авторских прав, анализа состояния рынка на предмет недобросовестной конкуренции и т. д. 
 
Массовость и уникальность профессии: Профессия юриста — это, прежде всего, огромный уровень ответственности. В руках специалиста порой находятся судьбы людей, предприятий и даже государств. И, несмотря на то, что с каждым годом число абитуриентов, желающих приобрести эту профессию, становится все больше, квалифицированных и умелых сотрудников из них получается не так-то много. 
 
Риски профессии: В профессии юриста немало положительных моментов. В первую очередь, это, конечно, возможность «преобразить мир», сделать его лучше, безопаснее. Многим специалистам это приносит моральное удовлетворение. Однако следует помнить, что борьба за «правое дело» не всегда завершается победой. Более того, каждый юрист находится под неусыпным контролем вышестоящих инстанций, общественных организаций, журналистов. И каждая ошибка может стоить очень дорого. 
 
Где получить профессию: Получить профессию юриста сегодня совсем не сложно. Главное — иметь к этому истинное призвание и быть готовым к долгому и упорному труду. В высших учебных заведениях доступными становятся новые специальности — мировые судьи, судебные приставы и т. д.


Информация о работе Судебная система Республики Беларусь