Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – изучение судебной власти в Республики Беларусь, раскрытие основных понятий и уяснение особенности.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-раскрыть место судебной власти в системе разделения властей;
-рассмотреть процесс становления судебной власти в Республике Беларусь;
Введение….………………………………………………………………………..3
1 История развития судебной системы …………….……………………...........6
2 Понятие судебной власти, принципы организации и деятельности судов…………………….………...…..……………….........................................12
3 Понятие судебной системы Республики Беларусь………………………….17
3.1 Характеристика судебной системы……………………………………...17
3.2 Понятие звена судебной системы………………………………………..19
3.3 Понятие судебной инстанции……………………………………………20
4 Система судов в Республике Беларусь………………………………………21
4.1 Конституционный суд Республики Беларусь…………………………..21
4.2 Общие суды Республики Беларусь……………………………………...24
4.3 Хозяйственные суды Республики Беларусь…………………………….32
Заключение………………………………………………………….....................35
Список использованных источников…………………………………………...37
Таким образом, число звеньев судебной системы в современных государствах неодинаково, но, как правило, их три: низшее, среднее, высшее. В странах с англосаксонским правом звенья не определенны, усложнены, ввиду того, что компетенция различных судов не имеет такого разграничения, а в некоторых случаях может совпадать[10, с.69]
3.3 Понятие судебной инстанции
Все звенья судебной системы находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия, т.е. разрешению правовых споров (конфликтов). Они связаны между собой отношениями инстанционными, которые определяются стадиями движения юридических дел в судах, иначе говоря, стадиями судебного процесса, судопроизводства.[12, с.135]
Судебная инстанция отражает взаимоотношения судов между собой в процессе рассмотрения конкретного дела (один суд рассматривает дело по существу, т.е. с вынесением судебного решения, а другой, вышестоящий – проверят правильность решения).
Судебная инстанция - такой суд, который осуществляет правосудие в предусмотренной законом процессуальной форме по конкретному делу. Судебные инстанции занимаются определенным видом судебной деятельности, выполняют соответствующую судебную функцию. Словом, если звено судебной системы указывает уровень, положение суда в системе судебных учреждений, его место в системе органов судебной власти, то судебная инстанция – на взаимоотношение звеньев судебной системы в процессе осуществления правосудия по конкретному делу.[13, c.57]
В судебной системе Республики Беларусь существует три вида инстанций:
а) Суды первой инстанции.
б) Суды второй (кассационной) инстанции.
в) Суды надзорной инстанции.
Таким образом, судебная инстанция не является звеном, так как она отражает не место суда в судебной системе а определённый этап, стадию прохождения дела в суде. Иначе говоря, судебное звено – это понятие из области судоустройства, а инстанция судопроизводства [13,с.36].
4 Система судов в Республике Беларусь
4.1 Конституционный Суд Республики Беларусь
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке: [4, ст. 20]
- шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;
- шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.
В случае досрочного выбытия из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом.
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь избирает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Кандидатуры для избрания
на должности судей
Лицо, предложенное для
избрания на должность судьи
Судьей Конституционного
Суда Республики Беларусь считается
избранным лицо, получившее в результате
голосования большинство
Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений.
Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения: [4, ст. 22]
- о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;
- о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
- о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
Конституционный Суд
Республики Беларусь вправе мотивированно
отклонить предложение о
Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.
В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции.
Обращения граждан, направленные
непосредственно в
Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах.
Порядок конституционного судопроизводства определяется законом.
По вопросам, указанным в частях второй и седьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей”, Конституционный Суд Республики Беларусь принимает заключения.
Конституционный Суд Республики Беларусь, проверяя конституционность оспариваемого нормативного правового акта, устанавливает соответствие его Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь: [4, ч. 8 ст. 24]
- по содержанию норм;
- по форме нормативного правового акта;
- с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;
- по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.
Заключения и решения
Конституционного Суда Республики Беларусь
провозглашаются в его
Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением запросов, представлений и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.
Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.
Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.
Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.
4.2 Общие суды Республики Беларусь
Систему общих судов составляют: [4, ст. 28]
- районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды;
- областные (Минский городской), Белорусский военный суды;
- Верховный Суд Республики Беларусь.
В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.
Районный (городской), межгарнизонный военный и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе, межгарнизонный военный суд - с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь, иных войск и воинских формирований, специализированный суд - в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе.
Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.
Районный (городской), межгарнизонный военный и специализированный суды состоят из председателя суда и судей. Судьи районного (городского) и межгарнизонного военного судов могут специализироваться на рассмотрении гражданских и уголовных дел, а судьи районного (городского) суда - также на рассмотрении дел об административных правонарушениях и исполнительных производств.
Количественный состав судей районного (городского), межгарнизонного военного и специализированного судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
При наличии пяти и
более судей в составе
Районный (городской) суд: [4, ч. 1 ст. 31]
-рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;
-рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;
-изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;
-осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Межгарнизонный военный суд: [4, ч. 2 ст. 31]
-рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела по искам, вытекающим из воинских отношений, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела, подсудные военным судам;
-изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;
-осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.