Судебная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучение судебной власти в Республики Беларусь, раскрытие основных понятий и уяснение особенности.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-раскрыть место судебной власти в системе разделения властей;
-рассмотреть процесс становления судебной власти в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение….………………………………………………………………………..3
1 История развития судебной системы …………….……………………...........6
2 Понятие судебной власти, принципы организации и деятельности судов…………………….………...…..……………….........................................12
3 Понятие судебной системы Республики Беларусь………………………….17
3.1 Характеристика судебной системы……………………………………...17
3.2 Понятие звена судебной системы………………………………………..19
3.3 Понятие судебной инстанции……………………………………………20
4 Система судов в Республике Беларусь………………………………………21
4.1 Конституционный суд Республики Беларусь…………………………..21
4.2 Общие суды Республики Беларусь……………………………………...24
4.3 Хозяйственные суды Республики Беларусь…………………………….32
Заключение………………………………………………………….....................35
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

1 История развития судебной системы.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Автор исследовал правовые аспекты общих судов. Закон относит к системе общих судов: Верховный Суд Республика Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; к хозяйственным - Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к нам суды, хозяйственные суды городов и районов (последние в республике не образованы). Особенностью данных судов является то, что районные (городские) суды являются основным звеном в системе судов общей юрисдикции, которая рассматривает по первой инстанции подавляющие большинство уголовных, гражданских дел и все дела по административным правонарушениям; областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов общей юрисдикции они осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на территории области или города Минска, и оказывают им помощь в применении законодательства; имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум; важное направление в деятельности областных (Минского городского) судов — изучение и обобщение судебной практики как нижестоящих судов, так и собственной кассационной и надзорной практики данного суда. Если говорить о военных судах, то они являются часть системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательство о судоустройстве и статусе судей, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы; система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда; обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи.

Автор установил, что одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательной решение подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд. Его правовой основой является то, что он является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение уголовным, гражданским и административным делам; дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов; имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа.

Также авто исследовал правовые аспекты хозяйственных судов. Высший Хозяйственный Суд несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности судов, выполнение задач, возложенных на них, являясь высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, Высший Хозяйственный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью хозяйственных судов, судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляют иные предусмотренные законодательными актами полномочия, Высший Хозяйственный Суд выполняет три судебные функции: действует в качестве суда первой, надзорной инстанции и судебной инстанции по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября    1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

2 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь 15 декабря 1998 г.: принят Палатой представителей 11 ноября 1998г.: одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г.: [Электронный ресурс] / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- Минск, 2012.- URL: http://www. pravo.by. (дата обращения: 02.05.2012).

3 Уголовный процессуальный кодекс Республики Беларусь 16 июля 1999г.: принят Палатой представителей 24 июня 1999г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: [Электронный ресурс] / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- Минск, 2012.- URL: http://www. pravo.by. (дата обращения: 02.05.2012).

4 О судоустройстве  и статусе судей: Закон Респ. Беларусь от 30 дек. 2006 г. № 198-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 2 мая. 2012 г.: .: [Электронный ресурс] / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- Минск, 2012.- URL: http://www. pravo.by. (дата обращения: 02.05.2012).

5  Исаев И.А. История государства и права России: уч. пособие / Юрист, М.,1996. – 368 с.

6 Мартинович И.И., Плюта Е.Ф Суд и правосудие в БССР: издательство БГУ.- Мн.,1987. – 250с.

7 Юшков С.В. История государства и права СССР: уч. пособие / Юрист, М.,1985. – 249 с.

8 Борико С.В. Судоустройство: учебник / Амалфея, Мн., 2000. – 304 с.

9 Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий / Право и экономика, Мн., 2000 г. – 488 с.

10 Максимов, Л. Г., Максимова Л.П. Судоустройство Республики Беларусь: практическое пособие / Молодежное научное общество, Минск, 2006. – 140 с.

11 Бибило В.Н. Судоустройство: уч. пособие / Право и экономика, Мн.,

2001. – 328с.

12 Мартинович И.И., Пастухов М.И. Судебно – правовая реформа в Республике Беларусь / Амалфея,Мн.,1995. – 224с.

13 Данилевича А.А., Мартинович И.И. Судоустройство: уч. пособие / Амалфея, Мн., 2002. – 480с.       

14 Демичев Д.М. Конституционное  право: уч.пособие / вышейшая школа,  Мн.,2004. – 351с.

15 Вабищев С.С., Маньковский  И.А. Хозяйственное право / М.Н.О.,Мн., 2007. – 366с.

 

 

 

 




Информация о работе Судебная система Республики Беларусь