Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Финансово-кредитная система - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает банковскую систему, а также, кроме банков, включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.

Файлы: 1 файл

курсач 1 р.docx

— 289.69 Кб (Скачать)

Нормативное регулирование  банковской системы страны весьма необходимо для поддержания финансово-кредитной  системы в надлежащем состоянии.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не отвечают по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением  случаев, если оно само приняло на себя такие обязательства либо иное предусмотрено законодательством  Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации самостоятельны в своей  деятельности. Вмешательство государства, его органов и должностных  лиц в деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций допускается  исключительно в пределах, установленных  Конституцией Республики Беларусь и  принятыми в соответствии с ней  законодательными актами Республики Беларусь.

На банк и небанковскую кредитно-финансовую организацию могут  быть возложены контроль за ведением клиентами кассовых операций, а также в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь функции агента валютного контроля.

Не допускается возложение на банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не предусмотрено  Президентом Республики Беларусь, функции  контроля за [1]:

  • осуществлением клиентами лицензируемых видов деятельности;
  • своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также страховых взносов;
  • соблюдением клиентами сроков выплаты работникам заработной платы и ее размерами;
  • соблюдением клиентами и другими лицами условий заключенных между ними договоров.

Национальный банк и иные государственные органы не вправе требовать  от банков и небанковских кредитно-финансовых организаций выполнения не свойственных им контрольных и других функций.

Банки могут выполнять  поручения Правительства Республики Беларусь, республиканских органов  государственного управления, местных  исполнительных и распорядительных органов, осуществлять операции с бюджетными средствами и проводить расчеты  по ним, обеспечивать целевое использование  бюджетных средств и средств  государственных внебюджетных фондов, выделяемых для выполнения республиканских  и местных (региональных) программ.

Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в  порядке, установленном настоящим  Кодексом, и имеющей на основании  лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право  осуществлять в совокупности банковские операции, предусмотренные частью первой статьи 8 настоящего Кодекса.

Банк вправе осуществлять иные банковские операции, указанные  в лицензии на осуществление банковской деятельности.

Банк может создаваться  в форме акционерного общества или  унитарного предприятия в порядке, установленном настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

Банк для осуществления  его уставных целей по согласованию с Национальным банком вправе выступать  учредителем (участником) коммерческих организаций в порядке и на условиях, определяемых настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

В уставе банка должны содержаться [1]:

  • наименование банка с учетом требований, установленных настоящим Кодексом;
  • указание на его организационно-правовую форму;
  • сведения о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка);
  • перечень банковских операций в соответствии с настоящим Кодексом, а также видов деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) банком, если их указание предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;
  • сведения о размере уставного фонда;
  • сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Банк должен иметь наименование, соответствующее требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка  должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством  использования слова «банк», а  также на его организационно-правовую форму.

Уставный фонд банка формируется  из вкладов (имущества) его учредителей (участников). Уставный фонд банка определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов.

Минимальный размер уставного  фонда банка устанавливается  Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

При создании банка минимальный  размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств.

Для формирования уставного  фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей  банка, а для увеличения уставного  фонда банка – собственные  средства участников (собственника имущества) банка, иных лиц и (или) банка.

 

2.2 Порядок создания  и ликвидации коммерческих банков

 

Банк может быть образован  в форме акционерного общества или  унитарного предприятия. Учредителями банка выступают юридические  лица (за исключением общественных организаций, преследующих политические цели) и физические. Юридические  лица должны быть зарегистрированы в  установленном законодательством  порядке, иметь устойчивое финансовое положение, в частности, не иметь  убытков и неплатежей в бюджет.

Коммерческие банки Республики Беларусь имеют право осуществлять банковскую деятельность с момента  своей регистрации в Национальном банке. Но к этому моменту их уставный фонд должен быть в полном объеме сформирован, причем из собственных средств учредителей. Для контроля за законностью происхождения средств, вносимых в уставный фонд, предусмотрено их декларирование.  Каждый участник имеет право владеть не более чем 35 % уставного фонда, исключением являются банки, создаваемые с участием государства.

Минимальный размер уставного  фонда устанавливается обычно центральным  банком. Требования к минимальному размеру уставного фонда различаются [3]:

  • для банка, создаваемого на территории свободных экономических зон Республики Беларусь, 500 тыс. евро;
  • для всех остальных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций 5 млн. евро.

Для регистрации банка, создаваемого учредителями-резидентами, и получения  лицензии на осуществление банковских операций учредители представляют в  Национальный банк Республики Беларусь следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации. В нем должен содержаться перечень банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия;
  • устав банка;
  • выписку из протокола общего собрания учредителей;
  • документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка с временного счета);
  • копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических лиц;
  • сведения об учредителях физических лицах;
  • справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию;
  • документ, подтверждающий право на размещение банка по месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
  • анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
  • документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка каждым инвестором;
  • копии платежных документов о перечислении денежных средств в уставный фонд, акт оценочной комиссии о стоимости не денежного вклада, а также заключение независимой экспертизы о достоверности оценки вносимого в уставный фонд имущества;
  • бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;
  • платежные документы, подтверждающие внесение платы за государственную регистрацию банка и общую лицензию.

Информация о работе Финансово-кредитная система Республики Беларусь