Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Финансово-кредитная система - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает банковскую систему, а также, кроме банков, включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.

Файлы: 1 файл

курсач 1 р.docx

— 289.69 Кб (Скачать)

Внутренняя лицензия дает право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Она выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации.

Генеральная лицензия позволяет осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Эта лицензия выдается банку по его заявлению, но не ранее чем через год после его государственной регистрации. Исключения предусмотрены для банков с иностранными инвестициями и дочерних банков иностранного банка.

Разовая лицензия дает право осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте и выдается банку по его заявлению о необходимости одноразового проведения отдельной банковской операции.

Лицензия на привлечение  во вклады средств физических лиц позволяет банку не только привлекать эти средства, но и проводить расчетное и кассовое обслуживание данной категории клиентов, открывать и вести их банковские счета. При наличии генеральной или внутренней лицензии такие операции могут производиться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

Лицензия по привлечению  во вклады средств физических лиц  может быть выдана банку по его  заявлению не ранее чем спустя два года после даты его регистрации  и при наличии определенных размеров собственного капитала.

Лицензия на осуществление  операций с драгоценными металлами  и драгоценными камнями может быть выдана банку по его заявлению не ранее чем через три года после его государственной регистрации при наличии технических возможностей и соблюдении квалификационных требований.

В отдельных случаях, определенных законодательством, Национальный банк может отозвать или приостановить  действие той или иной лицензии.

Прекращение деятельности банков может произойти в результате их реорганизации или ликвидации. Реорганизация банка может быть произведена по решению его учредителей (участников) или по инициативе Национального банка. В ряде случаев реорганизация банка осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

Законодательством предусматриваются  следующие формы реорганизации (рисунок 2.2): слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Рисунок 2.2 Формы реорганизации [3]

Источник: [3], с. 387

При слиянии банка с  другими банками или присоединении  к ним все имущественные права  и обязанности переходят к  банку, возникшему в результате слияния (присоединения). При разделении (выделении) банка к созданным в результате этого банкам переходят по разделительному  балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности  реорганизуемого банка. При преобразовании, осуществляющемся путем реорганизации  банка в банк иного вида, к вновь  возникшему банку переходят все  имущественные права и обязанности  прежнего банка.

При реорганизации банка  в учредительные документы вносятся необходимые изменения и производится его перерегистрация.

Ликвидация банка влечет прекращение его деятельности без  перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам. Банк может быть ликвидирован по решению  его учредителей (участников), хозяйственного суда и Национального банка. Ликвидация банка по инициативе его учредителей (участников) производится с письменного  согласия Национального банка. Основными  причинами самоликвидации могут  быть: истечение срока, на который  создавался банк; достижение цели, ради которой он был создан; решение  учредителя о дальнейшей нецелесообразности функционирования банка.

Основными причинами принудительной ликвидации по решению Национального  банка, как правило, являются: задержка начала деятельности банка более  чем на шесть месяцев с момента  его регистрации; нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда; нарушение  банком законодательства, своего устава и предписаний Национального  банка; выявление неточных сведений, на основании которых выдана лицензия; неоднократное в течение отчетного  периода представление недостоверной  отчетности, скрывающей действительное положение дел; осуществление недобросовестной рекламы и неоднократное нарушение  прав потребителей и др.

Руководство банка при  получении решения о принудительной ликвидации банка (согласие на самоликвидацию) должно возвратить в Национальный банк все виды лицензий для последующего их аннулирования.

Для осуществления процедуры  ликвидации банка органом, принявшим  данное решение, создается ликвидационная комиссия, назначается ее председатель, устанавливаются порядок и сроки  ликвидации. Сообщение о предстоящей  ликвидации банка публикуется в  открытой печати. Ликвидационная комиссия производит оценку финансового состояния  ликвидируемого банка, подготавливает отчет и ликвидационный баланс, который  утверждается органом, принявшим решение  о ликвидации. Данные документы направляются в Национальный банк для внесения записи о ликвидации банка в Единый государственный регистр юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей. О прекращении деятельности коммерческих банков сообщается в средствах массовой информации.

 

2.3 Функционирование Национального банка в финансово-кредитной системе РБ

Национальный банк Республики Беларусь (НБ Республики Беларусь) представляет первый уровень банковской системы страны. Как центральный банк любой страны он занимается разработкой и проведением совместно с Правительством денежно-кредитной политики государства и подотчетен в своей деятельности Президенту Республики Беларусь. Капитал НБ Республики Беларусь полностью принадлежит государству [5].

Правовой основой деятельности НБ Республики Беларусь является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь и нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь.

Национальный  банк является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью: "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения центральных органов  Национального банка - город Минск.

Круг операций, осуществляемых НБ Республики Беларусь, определяется его функциями и целями, как центрального банка страны. Операции НБ подразделяются на пассивные - операции по созданию ресурсов банка и активные - операции по их размещению. К основным пассивным операциям НБ относятся: эмиссия банкнот, прием вкладов кредитных учреждений, представителей иностранных правительств и банков, капиталы и резервы.

Отличительной особенностью операций, проводимых НБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики, используя основные инструменты регулирования рынка.

Функции и  права Национального банка, а  также цели и принципы его организации  и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального  банка.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

    • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
    • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
    • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального  банка.

Главная цель политики НБ Республики Беларусь -обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы и поддержание стабильных цен, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надежности функционирования банковской системы.

В экономической литературе и на практике обычно выделяют несколько основных функций центрального банка (рисунок 2.3):

 

Рисунок 2.3 Основные функции  центрального банка

Источник : [собственная разработка]

 

В их числе:

    • функция эмиссионного банка. Это монопольный вид деятельности данного органа власти. Центральный банк обеспечивает выпуск безналичных и наличных денег;
    • функция фирменного банка государства, который кредитует государство (не во всех странах), поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовым агентом и экономическим советником44;
    • функция банка банков, то есть расчетного центра для других банков и кредитора последней инстанции;
    • функция органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой, обеспечивающего должный уровень ее надежности и устойчивости;
    • функция органа валютного регулирования, хранения и учета национальных золотовалютных резервов.

Информация о работе Финансово-кредитная система Республики Беларусь