Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Финансово-кредитная система - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает банковскую систему, а также, кроме банков, включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.

Файлы: 1 файл

курсач 1 р.docx

— 289.69 Кб (Скачать)

В банковском кодексе Республики Беларусь так же выделяют следующие  функции [1]:

  • разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь;
  • осуществляет эмиссию денег;
  • регулирует денежное обращение;
  • регулирует кредитные отношения;
  • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
  • осуществляет валютное регулирование;
  • организует и осуществляет валютный контроль;
  • осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
  • осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
  • устанавливает порядок осуществления банковских операций;
  • определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;
  • организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организует составление платежного баланса Республики Беларусь;
  • создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;
  • устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
  • организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
  • осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;
  • заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
  • выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Основными задачами Национального  банка на данном этапе развития экономики  страны являются:

    • участие в разработке и реализации денежно-кредитной политики государства;
    • поддержание стабильности денежного обращения;
    • обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;
    • создание государственного фонда золотовалютных резервов.
    • использование методов денежно кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики.

Выполнение этих задач  осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы.

Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный  банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга  о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации.

Правительство Республики Беларусь, Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет  Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Национальный банк представляют друг другу в порядке  и объеме, согласованных ими, на безвозмездной  основе статистическую, аналитическую  и полученную при осуществлении  контрольных и надзорных функций  информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций.

Национальный  банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг  и погашения государственного долга  Республики Беларусь с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  Республики Беларусь и приоритетов  денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный  банк не отвечает по обязательствам Правительства  Республики Беларусь. Правительство  Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Председатель  Правления Национального банка  является членом Правительства Республики Беларусь.

Национальный  банк представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах и г. Минске. Структурные подразделения и организации Национального банка действуют на основании уставов (положений) утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка.

Органами  управления Национального банка  являются: Правление Национального  банка и Совет директоров Национального банка.

Правление Национального банка является высшим коллективным органом управления, определяющим основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Председатель и члены Правления назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания сроком на 5 лет. Председатель Правления может занимать должность не более 2-х сроков подряд. Он руководит деятельностью Национального банка, а также является его официальным представителем. Полномочия Председателя Правления определяются Уставом.

Совет директоров Национального банка  является исполнительным коллегиальным  органом Национального банка. Компетенция Совета определяется Уставом Национального банка. Члены Совета директоров, кроме руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке определенном Уставом.

Совет директоров Национального банка  выполняет следующие функции [1]:

  • организует проведение единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
  • определяет возможность выдачи лицензий и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц;
  • рассматривает и утверждает смету расходов Национального банка на очередной год;
  • устанавливает формы и размеры оплаты труда членов Совета директоров;
  • определяет в соответствии с законодательством условия найма, увольнения, формы и размеры оплаты труда, служебные права и обязанности работников центрального аппарата и подведомственных предприятий, организаций и учреждений, систему поощрений и дисциплинарных взысканий.

Помимо  этого Совет директоров руководит  деятельностью центрального аппарата, организует исполнение законодательных актов, нормативных документов Национального банка, дает разъяснения по их применению, обеспечивает контроль за исполнением своих решений.

Современная роль Национального банка в экономике  страны заключается в денежном авансировании  расширенного воспроизводства посредством  обеспечения потребностей народного  хозяйства в денежных средствах  для реализации совокупного общественного  продукта и национального дохода страны.

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Анализ деятельности банковской системы Республики Беларусь за 2010 г

 

В І полугодии 2010 года банковская система Республики Беларусь демонстрировала стабильный рост – наблюдалось увеличение кредитных  портфелей и ликвидных активов, что было подкреплено соответствующим  ростом ресурсной базы. Суммарные  активы белорусской банковской системы  на начало 2011 года составили 127,5 трлн. бел. руб. (42,5 млрд. долл. США). За 2010 год банковская система выросла в рублевом выражении на 53% (см. таблицу 3.1).

Крупнейшими банками системы остаются государственные  Беларусбанк и Белагропромбанк, БПС-Банк (93,36% акций банка принадлежат российскому Сбербанку), Белинвестбанк, Приорбанк (87,74% акций банка принадлежат австрийскому Райффайзен Банку). Доля каждого из указанных банков в суммарных активах банковской системы составила более 4% (для Белагропромбанка - более 20%, для Беларусбанка - более 40%).

Доля активов  пятерки дочерних российских банков (Белвнешэкономбанк, Белгазпромбанк, Банк ВТБ (Беларусь), Банк «Москва-Минск», Белросбанк), следующих за лидерами рынка, составила 10,72% (на начало 2010 г. -10,68%). Доля этой группы банков в суммарном собственном капитале уменьшилась с 13,7% до 11,9%.

Доля активов  оставшихся 21 участника банковского  рынка в суммарных активах  составила 5,78% (на начало 2010 г. - 5,22%).

Приведенные данные позволяют сделать вывод  о том, что существенных изменений  в позициях на рынке выделенных групп банков в 2010 году не произошло.

 Процентная  политика 1-го полугодия 2010г. характеризовалась  трехкратным снижением ставки  рефинансирования, в связи с чем она вошла в запланированный диапазон - 9-12%. В результате наблюдалось общее снижение процентных ставок на рынке, как по привлекаемым депозитам, так и по кредитным продуктам банков. В связи с этим процентные ставки по выдаваемым кредитам должны выйти на уровень 12-15%.

Информация о работе Финансово-кредитная система Республики Беларусь